Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:00, контрольная работа
Вопрос 1. Менеджмент как специфический вид управленческой деятельности. Роль менеджера в бизнесе и предпринимательстве. Требования к менеджеру. Культура управленческого труда.
Вопрос 2. Основные понятия менеджмента: элементы управления, уровни менеджмента и другие основные понятия.
Предварительный вид контроля предполагает проверку готовности организации, ее персонала, системы управления к работе. Если в процессе контроля проверяются все без исключения объекты, что это сплошной контроль. К понятию контроля относятся процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности; процесс обеспечения организацией своих целей. Адекватность восприятия можно отнести данное утверждение: «Если процедура контроля, используемая менеджером, непонятна или громоздка для работников, он должен ее упростить с учетом задач подразделения и доступности для всех членов коллектива». Прогностическая функция контроля показывает возможные отклонения от заданных параметров. К этапам контроля относятся выработка стандартов и критериев; сопоставление реальных результатов со стандартами. Значение контроля состоит в том, чтобы оказать стимулирующее воздействие на сотрудников; обеспечить достижение целей организации; обнаружить и устранить ошибки в деятельности.
Вопрос 12. Личность в системе управления
Ум, наблюдательность, общительность относятся к общим качествам личности. Если для личности главное – достижение цели, стремление к первенству, единоличному лидерству, то это деловая направленность. Логическое мышление характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной. Флегматика целесообразно нанимать на должность главного бухгалтера. Аргументации свойственно продумывание вопросов, которые Вы будите задавать, а также предусмотрение возможных вариантов уточнений и вопросов. Устойчивая индивидуальная совокупность особенностей личности, устойчивая система качеств, которая приводит к наиболее типичному для нее поведению в определенных ситуациях и обстоятельствах называется характер. Вы испытываете сложности с подготовкой отчета, запрашиваете информацию у начальника и получаете следующий ответ: «Сейчас мне некогда эти заниматься». Затем обращаетесь к нему еще несколько раз, но не получив ответа, прекращаете просить у него помощи. Какой из указанных типов компенсации был применен к вам гашение. Готовность человека выполнять свою роль осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение, называется приемлемостью роли. Набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни, называется: ценностями
Априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них носит название расположение. «Приспособленец» такой тип поведения человека в организации, при котором принимаются нормы, но не принимаются ценности. Устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии; они могут меняться во времени верования. Энергичность, работоспособность, активность, целеустремленность, склонность к творчеству – это характеристики сангвиника.
Вопрос 13. История менеджмента. Основные школы и концепции менеджмента
А.Смит сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и
етворению личных потребностей? Р.Оуэн первым в мире применил на практике методы морального стимулирования? Ф.Тейлор является основателей научного менеджмента и ему принадлежит внедрение дифференцированной заработной платы, математической модели расчета времени и ресурсов, системы патернализма. Л.Гилберт положила начало менеджменту персонала.
Г.Форд является основателем производственной системы, которая предполагала четкую вертикаль управления, инструктирование и контроль персонала, высокую оплату труда, ограничение рабочей недели 48 часами, воспитание у рабочих культуры трудовых отношений. А.Файоль обосновал функции управления и стоял у истоков классического направления в менеджменте, первый стал рассматривать управление как особый вид деятельности и при этом разделил весь процесс управления на пять основных функций. Централизация к пяти основным функциям управления по А. Файолю не относится. В 30-40 г. ХХ века бюрократическая модель построения организации получила широкое распространение. Немецкий юрист и социолог, уделявший основное внимание изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации М. Вебер. Научный тип организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, не относится к классификации М. Вебера. Акцентирование внимания на вопросах повышения эффективности производства составило основное содержание школы научного управления Д.Макгрегор представитель школы человеческих отношений, автор теории Х и Y. Для теории «Х» характерна следующая предпосылка: обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Количественная школа является следствием применения математики и компьютеров в управлении. В учении Ф.Тейлора лежит механистическое понимание человека, его места в организации и сущности его деятельности. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию как внешних, так и внутренних факторов.
Вопрос 14. Сущность и содержание управленческого решения. Технология принятия управленческого решения
Стадия выработки и постановки целей находится во главе процесса принятия управленческих решений. Вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач – это управленческое решение. Если разработка управленческого решения основывается на изучении и учете передового опыта, то это прецедентный подход. Если разработка управленческого решения основывается на использовании формализованных и математических моделей, то это синоптический подход. Предписанные управленческие решения конкретизируют поступающие сверху указания. Локальные управленческие решения касаются части организации, одной стороны ее деятельности. Сложный вопрос, задача, требующая изучения, оценки и разрешения называется проблема. По формам принятия решения подразделяются на единоличные; коллегиальные; коллективные. Осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы, называется решение; задача; ограничение; трудность. Решения, охватывающие практически все предметные функции менеджмента – это формирование целей, планирование, организацию и контроль; требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований, называются: концептуальные. Процесс принятия решений сводится к трем стадиям и включает в себя подготовку решения; принятие решения; реализация решения. На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов. Действие на удачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа называется риск.В рамках метода «мозговой атаки» каждым участником высказываются различные идеи по поводу вариантов решения проблемы, а затем формируется список, где они структурируются.
Вопрос 15. Методы принятия управленческого решения. Требования к управленческому решению
Детерминированные управленческие решения однозначные: одному действию соответствует один результат. Рекомендательные управленческие решения готовятся совещательными органами и их выполнение желательно, но не обязательно. Масштабность характеризуется числом лиц, кого проблема затрагивает или кому их приходится решать. Величина риска характеризуется вероятностью появления нежелательных последствий. Если решение проблемы предполагает два противоположных подхода, то это бинарное решение. Способность организации своевременно перестроиться в соответствии с изменившимися условиями относятся к организационным факторам эффективности управленческих решений.
Вопрос 16. Деловое совещание, переговоры. Основные этапы проведения.
Средство, взаимосвязь между людьми, предназначенные для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы – это деловые переговоры. Вариационный метод проведения переговоров требует обязательного альтернативного рассмотрения предмета переговоров, обзора всего предмета деятельности, творчества. Метод интеграции проведения переговоров эффективен, если необходимо убедить партнера в необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общественных взаимосвязей и потребностей развития кооперации. Компромиссный метод проведения переговоров предполагает поэтапное решение проблем при несовпадении интересов. На этапе встречи и вхождения в контакт при проведении переговоров целесообразен обмен визитными карточками. Содержание делового общения составляет развития контактов между людьми в служебной сфере. Жесты относятся к невербальным средствам общения. Взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата называется общение. Движения человека (мимика, жесты, походка, взгляд, поза); телесные контакты, все, что связано с прикосновением (похлопывания, рукопожатия, поцелуи, объятия); дистанция между деловыми партнерами и угол ориентации по отношению друг к другу относится к невербальным средствам общения. Фонетический барьер непонимания возникает, когда говорят на иностранном языке.
К приемам аттракции относятся прием «Имя собственное»; прием «Золотые слова»; прием «Зеркало отношений». Способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов получил название совещание. Закон противоречия логичности речи утверждает, что не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает о предмете, а другое отрицает в то же самое время. На этапе подготовки деловых переговоров происходит решение организационных вопросов и проработка основного содержания. Процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения называется переговоры. К переговорам по характеру взаимоотношений между сторонами относятся такие типы как партнерские; конкурентные; конфронтационные. Позиция определяет то, чего стороны хотят добиться в ходе переговоров. При использовании тактического приема «салями» при проведении переговоров, когда информация предоставляется оппоненту маленькими дозами с целью получить как можно больше сведений об оппоненте или затянуть переговоры.
Вопрос 17. Делегирование полномочий в процессе управления.
Рациональное перераспределение функций отдельных субъектов – это делегирование прав и полномочий. Д.Эйзенхауэр является автором матрицы делегирования полномочий. Если проблема характеризуется высокой срочностью и важностью, то следует решить проблему самостоятельно. Если проблема характеризуется высокой степенью срочности и незначительной важностью, то следует делегировать решение. Если проблема характеризуется низкой степенью важности и срочности, то следует отказаться от решения проблемы.
Вопрос 18. Мотивация деятельности и ее роль в менеджменте.
Внутреннее состояние человека, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает состояние дискомфорта – это потребность. Блага, возможности, находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности – это стимулы. При трудовом типе мотивированности человек ориентирован прежде всего на заработок. При хозяйственном типе мотивированности человек стремится к самостоятельности, возможности приумножить материальные блага.
При профессиональном типе мотивированности человек заинтересован в содержательной работе, овладении ее навыками. Актуальное стимулирование осуществляется с помощью заработной платы. При прямой сдельной заработной платы заработок непосредственно зависит от числа изготовленных изделий. Процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации называется мотивация. Осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию, называется потребность. Вознаграждение может быть внешнее; внутренне. Денежные выплаты является содержанием внешнего вознаграждения. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулирование. Устранение потребностей относится к стадиям мотивационного процессов осуществление действия; возникновение потребностей.
Специфический внешний раздражитель, который играет роль рычагов воздействия и вызывает действия определенных мотивов, называются стимул. Этап мотивационного процесса, на котором происходит осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, называется: возникновение потребностей. Стимулирование – это одно из средств мотивирования людей.
Вопрос 19. Теории мотивации и их назначение в системе менеджмента
Патерналистская концепция мотивации предполагает, что люди готовы работать, если им гарантируется вознаграждение, зависящее не от достигнутых результатов, а от стажа в организации, исполнительности, послушания администрации. Ф.Герцберг является автором двухфакторной модели мотивации. Теория ожиданий Врума предполагает, что помимо осознанных потребностей, человеком движет надежда на справедливое вознаграждение. По теории справедливости Адамса на мотивацию человека влияет справедливость оценки его успехов в сравнении с предыдущим периодом и с достижениями других людей. Концепция партисипативного управления исходит из того, что люди, получая удовлетворение от участия в делах организации, не только работают с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывают свои способности и возможности. Завоевание авторитета, известности, высокого статуса по концепции иерархии потребностей относятся к 4 уровню. В содержательной теории Маслоу мотивации потребности располагаются в определенной иерархической последовательности, данная теория основывается на концепции потребностей человека.
В рамках теории справедливости предполагается, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем, что получили другие сотрудники за аналогичную работу. Процессуальные теории мотивации основываются на идее о значимости процесса и результата для работы индивида. Потребность власти; потребность успеха (достижения); потребность причастности относится к концепции потребностей МакКлеланда. Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижения какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Достаточная заработная плата; уважительное отношение начальника; нормальные взаимоотношения в коллективе относится к гигиеническим факторам согласно теории Герцберга. Согласно теории А.Маслоу, стремление к раскрытию своих способностей и самосовершенствованию относится к потребности самовыражения. Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, более качественно и производительно.
Вопрос 20. Конфликты в организациях: понятие, сущность, природа, причины, виды.
Если завсекцией требует, чтобы продавец постоянно находился на рабочем месте и работал с покупателем, а позже выражает недовольство, что продавец не занимается подсортировкой товара, то возникает внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт проявляется и как борьба руководителя за ограниченные ресурсы, и как столкновение личностей с разными характерами. Интрига – это намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам. Разрешение конфликта на основе решения руководителя, приказа, распоряжения, указания - это процесс административного метода управления конфликтом. Если человек непримирим, угрожает насилием, его позиция не обоснована, но он отстаивает ее громогласно, с напором, то это борец. Прогнозирование при эффективном управлении конфликтами направлено на выявление причин возникновения конфликта и потенциальную возможность его развития.
Вопрос 21. Организационная культура
Система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, убеждений, символов, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала организации, называется организационная культура. Стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу получило название обряд. Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, имеющий огромное влияние на их повседневное поведение, называется менталитет. Культура, которая основывается на системе правил и инструкций; источником власти в ней является должность; свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям культура роли. Регулирующая функция культуры, обеспечивает соблюдение людьми правил и норм поведения, осуществления контактов с внешним миром. Работники организаций с такой культурой концентрируют внимание на самой работе и процессе деятельности, а не на ее результатах; преобладает бумажная работа, все оформлено в планы и таблицы, большей части которых не суждено осуществиться культура процесса. Относительно устойчивое состояние среды организации, которое выражается в эмоциях, настроениях и переживаниях членов организации и оказывает влияние на их рабочее поведение, называется организационный климат. Культуре организации свойственно название корпоративная культура.