Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:49, контрольная работа
Управление появилось вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый – руководителем, а между ними возникают отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает его потребность. Имеется в виду, что управление – это объективная потребность любой деятельности.
Потребность и необходимость управления в деятельности человека - 3
Понятие и сущность менеджмента - 4
Этапы исторического развития - 8
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра менеджмента
Контрольная работа №1
на тему «Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Понятие и сущность менеджмента. Этапы исторического развития».
По дисциплине «Менеджмент»
Студента Воронина М.С.
Специальность «Экономика и управление на предприятии»
Курс 4, группа ВЗ-1
Шифр зачётной книжки 1023001
Санкт - Петербург
2012 год
Содержание
Потребность и необходимость управления в деятельности человека - 3
Понятие и сущность менеджмента - 4
Этапы исторического развития - 8
Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
Управление появилось
вместе с людьми. Там, где они объединялись,
преследуя достижение какой-либо цели,
обнаруживалась проблема координации
их деятельности. Решение этой проблемы
кто-то вынужден был брать на себя.
Чтобы достичь цели, остальные, добровольно
или по принуждению, передают часть
своих индивидуальных свобод и, таким
образом, позволяют направлять своё
поведение. В результате последние
становились подчинёнными, первый –
руководителем, а между ними возникают
отношения управления. Таким образом,
управление является необходимым элементом
деятельности человека и отражает его
потребность. Имеется в виду, что
управление – это объективная
потребность любой
Управление в основном трактуется как функция любых организационных систем (биологической, социальной или технической) имеет весьма многообразный характер и существует в самых различных видах. Так, применительно к человеческой деятельности речь чаще всего может идти об управлении государственном, социально-экономической жизнью общества через разнообразные институты власти; об управлении идеологическом, суть которого во внедрении в создание членов общества концепций его развития, формируемых разными политическими силами и управление социальными процессами.
Управление – это вид
деятельности человека, возникший в
её структуре по мере её оформления
в сознательную деятельность по производству
необходимых человеку благ. Особенностями
этого вида деятельности являются предвидение,
самоорганизация, контроль по плану
действий, осознание потребностей.
Сущность управления проявляется в
том, что это специфический вид
деятельности человека, который возник
как потребность и необходимое
условие достижения результата в
индивидуальной и совместной деятельности.
«Всякий непосредственно
Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники) для достижения каких-либо целей.
В связи с этим, для
возникновения необходимости
- наличие органов управления;
- наличие объекта управления;
- наличие цели, которая
не может быть достигнута
То есть объект управления часть своих полномочий делегирует органу управления. Из этого следует, что человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.
Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:
- сложности управляемой системы;
- компетенции органа управления;
- возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.
Понятие и сущность менеджмента.
Понятие «Менеджмент» применяется исключительно в системе, основанной на рыночной экономике.
Слово «менеджмент» происходит от английского Management, что буквально означает руководство или управление.
Последние годы Английский
термин менеджмент фактически заменил
так привычное нам слово «
Таким образом, если Управление как процесс является функцией любых организационных систем, которые обеспечивают сохранение их определенной структуры, поддерживающий режим деятельности, осуществляя реализацию программ, то Менеджмент трактуется как Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночной экономики. Иногда некоторые авторы определяют менеджмент как управление производством, система принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Менеджмент и управление различаются и это различие в том, что менеджмент всецело нацелен на достижение наивысшей эффективности и получение максимальной прибыли, тогда как управление, естественно тоже нацелено не на получение прибыли, на выполнение каких-либо заранее заданных показателей определенных в рамках плана.
Кроме того, нужно отметить, что существует еще одно отличие и это отличие состоит в том, что и на русском и на английском языке Менеджмент (управление) может означать как процесс, так и административно управленческой персонал (совокупность менеджеров, руководителей различных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением). Но в русском языке управление может быть организационной структурой, а английский менеджмент - специфическим органом функционирующего коммерческого предприятия.
Понятие: «Менеджер» обозначает
принадлежность конкретного лица к
профессиональной управленческой деятельности.
В связи с этим следует иметь
в виду, что есть профессии, которые
может усвоить любой человек,
независимо от данных ему природой
психологических характеристик
и профессии, для которых помимо
профессиональных знаний наличие специфических
качеств обязательно. К таким
профессиям относятся и профессия
менеджера иными словами, управленческая
работа принадлежит к числу таких
видов человеческой деятельности, которое
требует специфических
Менеджеры - это специалисты по управлению (руководители предприятия, фирм, организации, различного рода управления)в условиях современного производства.
Менеджер - это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов по средствам управления коллектива организации или отдельного его подразделения.
Менеджер - это самостоятельная профессия собственными специфическими инструментами и навыкам, которые отличаются от других профессий.
Только профессия менеджера способствует тому, чтобы результатами достигалась самими сотрудниками.
Рис. 1. Кольцо управления
Таким образом, менеджмент может означать: 1) процесс, вид деятельности, управленческую функцию в условиях рыночной экономики; 2) категорию людей (менеджеров), осуществляющих управленческую деятельность; 3) комплексную систему управления деятельностью предприятия (фирмы), нацеленную на достижение оптимальных конечных результатов с минимальными затратами; 4) область человеческого знания, помогающая осуществлять управленческие функции.
Нельзя сказать, что дисциплина «Менеджмент» возникла и существует автономно. Менеджмент использует элементы многих совершенно различных наук:
- кибернетики (от греч. kybernetike - искусство управления) - науки об управлении, связи и переработке информации, в том числе исследовании операций,
- теории информации - раздела,
в котором изучаются способы
измерения количества
- системотехники - научного,
направления, охватывающего
- психологии;
- теории принятия решений и других.
Менеджемент можно рассматривать с трех точек зрения:
· как научную дисциплину,
поскольку она включает теоретическую
основу (теории, принципы, методы), а
также впитывает отдельные
· как практику, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили рукоовдства и управления трудовыми процессами, коллективами людей и целыми государстами.
· как искусство, поскольку
осуществление руководства
В деятельности любого предприятия
следует выделить цели и ограничения,
они выполняющие следующие
- сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);
- формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»);
- критериев принятия
решений («Какой путь лучший?»)
- инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2).
Рис. 2. Сущность менеджмента
Этапы исторического развития.
1.Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Изучая историю можно встретить немало ярких примеров, демонстрирующих присутствие эффективного управления в древности.
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования и организации труда.
Древние греки уделяли
особое внимание вопросам
У Сократа дается
понимание управления как
Линейная структура
управления государством
К сожалению, эволюция
управленческой мысли в России
этого периода изучена
Переворот в производственных
отношениях связан с
На этом этапе развития
управления только наметилась
тенденция перехода от
Промышленная революция
дала толчок развитию
Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период
времени Ф. Энгельс указал на
то, что следует различать
Однако до эпохи
империализма функция