Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Управление появилось вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый – руководителем, а между ними возникают отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает его потребность. Имеется в виду, что управление – это объективная потребность любой деятельности.

Содержание работы

Потребность и необходимость управления в деятельности человека - 3
Понятие и сущность менеджмента - 4
Этапы исторического развития - 8

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

Контрольная работа №1

 

на тему «Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Понятие и сущность менеджмента. Этапы исторического развития».

 

 

 

 

 

 

 

 

По дисциплине «Менеджмент»

Студента Воронина М.С.

Специальность «Экономика и  управление на предприятии»

Курс 4, группа ВЗ-1

Шифр зачётной книжки 1023001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург

2012 год

Содержание

 

Потребность и необходимость управления в  деятельности человека   - 3

Понятие и  сущность менеджмента - 4

Этапы исторического  развития - 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребность и  необходимость управления в деятельности человека.

 

Управление появилось  вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации  их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно  или по принуждению, передают часть  своих индивидуальных свобод и, таким  образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние  становились подчинёнными, первый –  руководителем, а между ними возникают  отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом  деятельности человека и отражает его  потребность. Имеется в виду, что  управление – это объективная  потребность любой деятельности.

Управление в основном трактуется как функция любых  организационных систем (биологической, социальной или технической) имеет  весьма многообразный характер и  существует в самых различных  видах. Так, применительно к человеческой деятельности речь чаще всего может  идти об управлении государственном, социально-экономической жизнью общества через разнообразные институты власти; об управлении идеологическом, суть которого во внедрении в создание членов общества концепций его развития, формируемых разными политическими силами и управление социальными процессами.

Управление – это вид  деятельности человека, возникший в  её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями  этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану  действий, осознание потребностей. Сущность управления проявляется в  том, что это специфический вид  деятельности человека, который возник как потребность и необходимое  условие достижения результата в  индивидуальной и совместной деятельности. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, — писал К. Маркс, — осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники) для достижения каких-либо целей.

В связи с этим, для  возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно  соблюдение как минимум трех условий:

- наличие органов управления;

- наличие объекта управления;

- наличие цели, которая  не может быть достигнута непосредственно  объектом управления.

То есть объект управления часть своих полномочий делегирует органу управления. Из этого следует, что человеческое общество стало  испытывать потребность и необходимость  в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих  факторов:

- сложности управляемой  системы;

- компетенции органа управления;

- возможности перераспределения  ресурсов (прежде всего финансовых  и трудовых) между органом и  субъектом управления.

 

 

Понятие и сущность менеджмента.

 

Понятие «Менеджмент» применяется  исключительно в системе, основанной на рыночной экономике.

Слово «менеджмент» происходит от английского Management, что буквально означает руководство или управление.

Последние годы Английский термин менеджмент фактически заменил  так привычное нам слово «Управление» по мнению некоторых авторов, это  связано с необходимостью как  то подчеркнуть характер управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, понятие менеджмент включает в себя то, что способствует повышению эффективности  работы фирмы рамках заданной свободы, проявляя при этом максимум инициативы и не забывая постоянно помнить об ответственности.

Таким образом, если Управление как процесс является функцией любых  организационных систем, которые  обеспечивают сохранение их определенной структуры, поддерживающий режим деятельности, осуществляя реализацию программ, то Менеджмент трактуется как Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночной экономики. Иногда некоторые авторы определяют менеджмент как управление производством, система  принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности.

Менеджмент и управление различаются и это различие в том, что менеджмент всецело нацелен на достижение наивысшей эффективности и получение максимальной прибыли, тогда как управление, естественно тоже нацелено не на получение прибыли, на выполнение каких-либо заранее заданных показателей определенных в рамках плана.

Кроме того, нужно отметить, что существует еще одно отличие  и это отличие состоит в  том, что и на русском и на английском языке Менеджмент (управление) может  означать как процесс, так и административно  управленческой персонал (совокупность менеджеров, руководителей различных  уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением). Но в  русском языке управление может  быть организационной структурой, а  английский менеджмент - специфическим  органом функционирующего коммерческого  предприятия.

Понятие: «Менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к  профессиональной управленческой деятельности. В связи с этим следует иметь  в виду, что есть профессии, которые  может усвоить любой человек, независимо от данных ему природой психологических характеристик  и профессии, для которых помимо профессиональных знаний наличие специфических  качеств обязательно. К таким  профессиям относятся и профессия  менеджера иными словами, управленческая работа принадлежит к числу таких  видов человеческой деятельности, которое  требует специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а отсутствие таковых профессионально непригодной  к работе в должности менеджера.

Менеджеры - это специалисты  по управлению (руководители предприятия, фирм, организации, различного рода управления)в условиях современного производства.

Менеджер - это человек, прошедший  большую специальную подготовку и добивающийся результатов по средствам  управления коллектива организации  или отдельного его подразделения.

Менеджер - это самостоятельная  профессия собственными специфическими инструментами и навыкам, которые  отличаются от других профессий.

Только профессия менеджера  способствует тому, чтобы результатами достигалась самими сотрудниками.

Рис. 1. Кольцо управления

 

Таким образом, менеджмент может  означать: 1) процесс, вид деятельности, управленческую функцию в условиях рыночной экономики; 2) категорию людей (менеджеров), осуществляющих управленческую деятельность; 3) комплексную систему  управления деятельностью предприятия (фирмы), нацеленную на достижение оптимальных  конечных результатов с минимальными затратами; 4) область человеческого  знания, помогающая осуществлять управленческие функции.

Нельзя сказать, что дисциплина «Менеджмент» возникла и существует автономно. Менеджмент использует элементы многих совершенно различных наук:

- кибернетики (от греч. kybernetike - искусство управления) - науки об управлении, связи и переработке информации, в том числе исследовании операций,

- теории информации - раздела,  в котором изучаются способы  измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и ее передачи;

- системотехники - научного, направления, охватывающего проектирование, создание, испытание и эксплуатацию  сложных систем;

- психологии;

- теории принятия решений  и других.

 

Менеджемент можно рассматривать с трех точек зрения:

· как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую  основу (теории, принципы, методы), а  также впитывает отдельные предложения  других наук;

· как практику, поскольку  задолго до теоретических изысканий  были известны методики, стили рукоовдства и управления трудовыми процессами, коллективами людей и целыми государстами.

· как искусство, поскольку  осуществление руководства управления как сфера деятельности требует  высокой степени умения, мастерства.

 

В деятельности любого предприятия  следует выделить цели и ограничения, они выполняющие следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего  состояния с желаемым («Где мы?»  и «Куда идем?»);

- формирование руководящих  требований к действиям («Что  надо сделать?»);

- критериев принятия  решений («Какой путь лучший?»);

 - инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2).

Рис. 2. Сущность менеджмента

Этапы исторического  развития.

 

1.Условия и предпосылки возникновения менеджмента

 Изучая историю можно встретить немало ярких примеров, демонстрирующих присутствие эффективного управления в древности.

 Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования и организации труда.

 Древние греки уделяли  особое внимание вопросам организации  и управления производственными  процессами, заботились о четкой  специализации рабочих. 

 У Сократа дается  понимание управления как особой  сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным  в управлении является поставить  нужного человека на нужное  место и добиться выполнения  поставленных перед ним задач.

 Линейная структура  управления государством получила  выражение в системе управления  Римской империей. Ее основной  проблемой был сбор налогов  со всех ее частей, значительно  удаленных друг от друга. Прямое  правление из Рима осуществить  было крайне трудно. Изменение  структуры управления позволило  укрепить могущество Римской  империи.

 К сожалению, эволюция  управленческой мысли в России  этого периода изучена недостаточно.

 Переворот в производственных  отношениях связан с промышленной  революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

 На этом этапе развития  управления только наметилась  тенденция перехода от принципа  надзора за работниками к принципу  организации труда на научных  основах.

 Промышленная революция  дала толчок развитию теоретических  исследований и практики управления. Большой вклад в формирование  науки управления внесли английские  политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

 Нельзя не отметить  огромного вклада английского  социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

 В этот же период  времени Ф. Энгельс указал на  то, что следует различать управление  вещами и управление людьми. От  этого тезиса в дальнейшем  будут отталкиваться многие ученые  в своих исследованиях.

 Однако до эпохи  империализма функция управления  осуществлялась самим капиталистом  и небольшой группой приближенных  к нему лиц. Роль специально  подготовленных управляющих особенно  усиливается в эпоху развития  монополистического капитализма.  Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой  внешней средой, управляющие развивали  систему знаний о том, как  лучше использовать ресурсы.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"