Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:49, контрольная работа
1. Главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы — носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов.
Независимо от целей использования трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую и планово-учетную категорию.
Вариант№1
1. Главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы — носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов.
Независимо от целей
использования трудовые ресурсы
можно рассматривать как
Трудовые ресурсы как
экономическая категория
Трудовые ресурсы как
планово-учетная категория
Основной контингент трудовых
ресурсов составляет трудоспособное население.
Это лица преимущественно в
Второй составляющей трудовых ресурсов является население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве.
Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики.
Трудовые ресурсы - это
трудоспособная часть населения, которая,
обладая физическими и
В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.
Величина трудовых ресурсов
зависит от официально установленных
возрастных границ - верхнего и нижнего
уровней трудоспособного
Возрастные границы
В России законодательная
власть неоднократно рассматривала
вопрос о необходимости увеличения
возрастного порога: для мужчин -
с 60 до 65 лет, для женщин - с 55 до 60 лет.
Однако тяжелое экономическое
Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте.
Трудоспособное население - это совокупность лиц, преимущественно в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовой деятельности.
На практике различают
общую и профессиональную трудоспособность.
Общая трудоспособность предполагает
наличие у человека физических, психофизиологических,
возрастных данных, определяющих способность
к труду и не обусловливающих
необходимость специальной
Численность трудовых ресурсов
может быть увеличена за счет естественного
прироста населения в трудоспособном
возрасте, сокращения доли нетрудоспособных
среди лиц трудоспособного
В современных условиях
основными источниками
2. Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно – практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.
Концепция управления персоналом включает:
1.Формирование системы
УП. (формирование целей, функций,
орг. структуры УП, вертикальных
и горизонтальных связей
2. Разработка технологии
УП. (организация найма, отбора, приема
персонала, его деловая оценка,
проф.ориентация, адаптация, обучение,
управление деловой карьерой, мотивация
органами труда, управление
3.Разработка методологии
УП. (рассматривается сущность
Известный российский ученый в области УП Евенко считает, что произошла смена 4 – х концепций роли кадров в производстве:
1. использование трудовых
ресурсов (конец 19 века – 60 –е
гг. 20 века). Вместо человека в
производстве рассматривались
2. управление персоналом
(зародилась в 30-е гг. 20 века). Нашла
отражение в теории
3. управление человеческими
ресурсами (современная
4. управление человеком.
В соответствии с этой
Проблема УП анализируется с точки зрения постулатов «человек как ресурс», «человек как субъект управления».
Английский ученый Лиз отмечает стратегические направления в работе с персоналом:
- Снижение удельного
веса зарплаты в себестоимости
продукции. Из-за высокой
1. высококвалифицированные постоянные работники с соц. гарантиями и высокой оплатой труда;
2. малоквалифицированные работники, сезонные работники без соц. гарантий, низкой оплатой труда (такая схема подходит не для всех предприятий).
- Работники – это ресурс,
который необходимо
- Неразрывная связь стратегии
развития предприятия и
- Развитие организационной культуры. Ставится задача – достичь высочайших результатов через деятельность ординарных людей. (Ориентация на общие цели, на коллективные ценности, выявление и поддержка харизматических лидеров.)
- Японизация методов
УП. Широко распространяется в
мире после успеха крупнейших
японских компаний, достигается
за счет минимизации уровней
управления, высокой орг.культуры, гибких
форм организации труда,
- УП – стратегическая
функция т.к. предполагает
Использование моделей управленческого выбора в работе с персоналом на основе 4-х главных аспектов:
1) Влияние работника и способы воздействия на него;
2) Процедура движения работника на фирме;
3) Система вознаграждения;
4) Организация рабочего места.
Предложенные направления в работе с персоналом концентрируют опыт работы успешных компаний и современные концепции УП.
3. Анализ организации управления представляет собой комплексный взаимосвязанный процесс исследования структуры и содержания управленческого цикла, организации управленческого труда, информационного, технического и математического обеспечения, состава органов и издержек управления. Анализ – первый этап и отправная точка разработки любого мероприятия в области совершенствования управления. Он позволяет дать полную характеристику элементов, структурных подразделений и уровней системы управления, оценить их состояние и обосновать направления дальнейшего развития. В зависимости от поставленных целей и задач анализ может охватывать разные части управляющей системы, иметь разную степень детализации и заканчиваться подготовкой различных материалов, но методологическая основа и исходные позиции анализа остаются едиными.
Анализ состоит из трех взаимосвязанных этапов работы:
- сбора информации о состоянии организации управления, отдельных ее элементов, процессов и объектов в изучаемом и аналогичном производствах;
- описания анализируемого процесса или объекта с помощью системы показателей и установления связи между ними;
- обработки сформированной системы показателей различными методами и приемами с целью решения поставленных задач.
Выполнение первой стадии анализа представляет собой информационно-образующую работу. Вторая стадия связана с отбором системы показателей, характеризующих изучаемую часть организации управления; разработку методов их измерения и описанием их взаимосвязей. Третья стадия работы выполняется по-разному в зависимости от особенностей анализируемого объекта и поставленной перед анализом задачи с разной степенью применения качественных и количественных методов.
Исходя из сущности организации управления, можно выделить следующие направления из анализа:
- пространственный — анализ структуры и взаимодействия отдельных органов управления, функционального разделения труда и т. п. При анализе пространственной организации исследуются также ее связи с системой более крупного объекта, со смежными объектами и часто с относительно самостоятельными и находящимися в отдалении друг от Друга подразделениями собственного объекта (производственные единицы в производственных объединениях; предприятия и объединения — в подотраслях и отраслях);
- временной — исследование протекания процесса подготовки, принятия и организации выполнения решений, изучение последовательности взаимодействий подразделений управления и увязки работы во времени при реализации определенной программы;
- поэлементный – анализ структуры кадрового состава работников управления и организации их труда, информации, техники управления, организации использования различных методов управления.
Процесс управления можно рассматривать в статике, т. е. как застывший на какой-то конкретный момент времени, и в динамике (с учетом движения и развития).
Анализ организации управления может иметь полный (всесторонний) характер или изучать какую-то часть системы (тематический анализ); может быть глобальным, затрагивая все основные уровни и звенья управления, или локальным, касаясь одного какого-то уровня или звена.
Одним из важнейших условий
целостности системы