- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали - подчинение по иерархии управления.
4. Матричная структура
управления
Признаки:
- Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой: В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
- Сочетает в себе горизонтальные и вертикальные связи, при ведущей роли горизонтальных связей; подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам).
- Более гибкое и приспособленное к реализации инновационных проектов - создаются специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.
- Двойное подчинение в матричных структурах.
- Матричная структура управления включает в себя: проектную структуру управления и проблемно-целевую структуру управления.
Проблемы матричной структуры
управления: установление приоритетов
ее заданий и распределение времени работы
специалистов над проектами, могут нарушать
стабильность функционирования фирмы
и затруднять достижение долгосрочных
целей.
Достоинства матричной системы управления:
- активизация деятельности руководителей - активная творческая деятельность по совершенствованию производства;
- усиление личной ответственности руководителя за программу в целом и организацию четкого взаимодействия в системе управления;
- поиск новых нетрадиционных решений проблем и инноваций;
- сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления;
- обеспечение гибкости и оперативности маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы.
Сфера распространения матричных
структур управления: научно-исследовательские
организации; промышленные фирмы, выпускающих
сложную продукцию и осуществляющих уникальные
крупномасштабные проекты.
Кроме этих структур выделяются: отделенческая
структура управления; проектная структура
управления (проект - комплекс работ с
участием нескольких фирм и созданием
централизованной системы управления);
проблемно - целевая структура управления;
командная (цель - быстрое решение какой-либо
поставленной конкретной задачи‚ - предполагает
создание группы (команды) специалистов,
в которую входят представители всех функциональных
служб‚ и которой предоставляются необходимые
ресурсы‚ и ставится цель обеспечить
выполнение конкретной задачи).
Задание
3. Инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий,
нацеленный на достижение или поддержание
необходимого уровня жизнеспособности
и конкурентоспособности предприятия
с помощью механизмов управления инновационными
процессами.
Объектами
инновационного менеджмента являются
инновация и инновационный процесс.
Инновационный
процесс — это процесс создания, освоения,
распространения и использования инновации.
Также инновационный процесс применительно
к продукту (товару) может быть определен
как процесс последовательного превращения
идеи в товар через этапы фундаментальных
и прикладных исследований, конструкторских
разработок, маркетинга, производства,
сбыта.
Укрупненные
инновации могут быть разделены на продуктовые,
технологические и организационно-распорядительные.
Последние в большинстве случаев неизбежны
при внедрении как продуктовых, так и технологических
инноваций. Известны классификации инноваций
по следующим признакам: распространенность,
место в производственном цикле, преемственность,
охват рынка, степень новизны и инновационный
потенциал.
Задачи инновационного
менеджмента
- Планирование инновационной деятельности организации;
- формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)
- определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
- выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития
- Организация инновационной деятельности;
- Мотивация участников инновационной деятельности;
- Систематическая оценка результатов инновационной деятельности;
- Рациональное использование всего нового
Список используемой
литературы:
- Инновационный менеджмент (Гершман М. А.)
- Организационные структуры управления (Либкинд Е.В., Рябикова Н.Е., Чепурин В.А.)
- Основы менеджмента: Учебное пособие (Чуйкин А.М.)