Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:18, контрольная работа
1. Понятие, функции и уровни менеджмента
2.Основные принципы менеджмента
3. Возникновение системного управления
4. Основные школы менеджмента
5. Современные направления управления
6. Зарубежный опыт менеджмента
12. Мотивация в менеджменте
Менеджмент – это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.
Функции менеджмента:
1. Планирование – это функция связана с определением целей будущей работы организации, задачей ресурсов, необходимых для подразделений и выделением ресурсов для них.
2. Организация – это функция,
связанная с постановкой и
группировкой задач для
3. Руководство (мотивация) – это организация, связанная с использованием влияния для побуждения работников к достижению цели деятельности организации.
4. Контроль- это организация, связанная
с наблюдением за
Менеджеры бывают разных уровней и задачи они решают разные.
Выделяют 3 уровня управления:
- высший;
- средний:
- низший.
Типы менеджеров по уровню управления
Уровень управления |
Кто относится |
Основные задачи |
Высший |
Руководители и его заместители |
Формирование целей |
Средний |
Менеджеры, отвечающие за работу крупных подразделений |
Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными специализированными подразделениями |
Низший |
Менеджеры, не имеющие в подчинении руководителей |
Непосредственная организация
и руководство работниками |
Менеджеры высшего уровня более 80 % рабочего времени отдают формированию стратегии развития предприятия, осуществлению контактов с органами власти, банками, поставщиками сырья.
Такому менеджеру
необходимо знать технологию
производства, но в большей степени
он должен обладать умением
подбора и расстановки кадров
в первую очередь руководящих,
обладать умением логически
На среднее управленческое звено ложиться основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе за организацию производства и сбыта продукции, за координирование и управление работой руководителей низшего звена и т. д.
Особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей. Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала.
Менеджеры различаются и по служебным функциям: менеджер по продажам, менеджер по рекламе и т. д.
Понятие менеджер и руководитель нетождественны. Руководителями являются люди, возглавляющие определенный коллектив, а менеджеры всегда работают на конкретный экономический результат. Из это следует, что каждый менеджер это руководитель, но не каждый руководитель это менеджер.
2.Основные принципы менеджмента
Под принципами менеджмента понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие из законов управления.
К основным принципам менеджмента относятся:
1. Научность, т. е. необходимость построения системы управления на строго-научных основах.
2. Системность и комплексность.
Системность означает
3. Принцип единоначалия в
4. Принцип оптимального
5. Принцип сочетания прав
6. Принцип демократизации управления. Означает, что у рабочего с высоким уровнем профессиональной квалификации, образования и общей культуры возникает потребность участвовать в управлении производством.
3. Возникновение системного управления
До 20 века никто не задумывался над тем, чтобы организациями управлять системно.
Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации зародилось в США.
Датой рождения менеджмента принято считать 1886 г., когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механников с докладом «Инженер, как экономист». В этом докладе впервые говорилось о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины.
Доклад произвел большое впечатление на присутствующего на нем инженера-механника Ф. Тейлора и явился стимулом для создания им теории научного менеджмента.
Кники Ф. Тейлора «Цеховое управление» ( 1909), «Основы научного менеджмента» (1911) считают началом признания менеджмента наукой.
Тейлор , А. Файоль, Эмерсон, Форд и др. дополняя друг друга создали теорию научного менеджмента.
Ее основатели пришли к созданию теории на основе своей практической деятельности, работая в качестве инженеров, администраторов на промышленных предприятиях.
4. Основные школы менеджмента
Основателем этой школы был американский инженер Фридрих Тейлор.
Работая на заводах сталелитейной компании Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему научного менеджмента:
- ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат
- хронометраж
- ввел высокие научно-
- расчленил производственные
- производил тщательный отбор рабочих
- ввел сдельную оплату труда
Все принципы Тейлора представляли собой систему, которая однако встретила сопротивление рабочих.
Но тейлоризм начал
Основатель этой школы современник
Тейлора французский
Эта школа занималась изучением функций и роли менеджмента. В 1916 г. вышла в свет книга Файоля «Общее и промышленное управление».
Главный вклад Файоля состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из 4 взаимосвязанных функции:
- планирование
- организация
- мотивация
- контроль
Основные идеей этой школы было изучение роли человека в процессе производства. Школа во главу своих учений ставит человеческий фактор. Основателями этой школы были М. П. Фоллетт, Э. Мейо.
Представители этой школы рекомендовали предоставлять работникам более широкие возможности общаться на работе, консультироваться с ними, изучать их потребности, что в свою очередь должно положительно сказаться на производительности труда.
В 50-60-е годы 20 века активно начали развиваться психология и социология. Одновременно совершенствовались и методы исследования поведения человека в производственном коллективе. Объектами этих исследований были:
- социальные взаимодействия
- мотивация к труду
- власть и авторитет
- лидерство
Главной целью поведенческой школы было повышение эффективности деятельности предприятия путем рационального использования человеческого фактора. В рамках этой школы было разрешено несколько теорий мотивации. Большой вклад в их развитие внесли А. Маслоу, Д. Мак-Трегор, Ф. Герцберг и др.
5. Современные направления управления
Управление в современных
Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.
6. Зарубежный опыт менеджмента
Опыт менеджмента в Японии.
Японская система менеджмента одна из самых эффективных в мире. Ее главное достоинство умение работать с людьми. Используется механизм коллективной ответственности, при которой члены группы учас у3ёвмютвуют в принятии решений и несут равную ответственность за из реализацию. Информация о делах фирмы и ее планах доводится до всех сотрудников. На должность менеджера подбираются люди, которые умеют установить хорошие отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье. Японские фирмы стремятся создать для работников специфическую атмосферу, в которой они ощущают себя защищенными и опекаемыми. Служебный рост работников увязывается не только с результатами работы, но и с возрастом и стажем. Самый эффективный.
Опыт менеджмента в США.
Эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Американский менеджер отличается высокими деловыми качествами. Для старшего поколения менеджеров более характерен авторитарный стиль управления, при котором менеджер доминирует и подавляет инициативу подчиненных. Современный менеджер стремиться к демократическому стилю управления и изучает передовой японский опыт управления. Они стремятся продвинуться по служебной лестнице и не скрывают этого. Критериями продвижения по службе являются деловые качества и личные результаты менеджера. Самый старый.
Опыт менеджмента в Германии.
Высокие результаты, достигнутые экономикой Германии свидетельствуют об эффективной системе управления. Главной целью менеджмента в Германии является получение максимальной прибыли и обеспечение выплаты акционерам девидентов. Стилем работы германских менеджеров является метод убеждения подчиненных вышестоящим руководством. В практике работы широко используются проведение регулярных дискуссий по различным проблемам. Напрактикуется издание приказов и других директивных документов. Чаще указания носят форму советов и рекомендаций. На немецких предприятиях существует система жесткого планирования, основой которого является пятилетний план, ежегодно обновляемый. Оперативные планы могут периодически корректироваться, однако обязательно должна быть достигнута запланированная прибыль. При подборе менеджеров одним из факторов является умение работать с людьми. Важное место отводится решению социальных вопросов.
7. Общие характеристики организации
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно контролируется для достижения общей цели.
Организация является причиной существования менеджмента и объектом менеджмента.
В любой организации основными составляющими являются: группы людей, наличие общей цели, управление организацией.
Объединенные усилия группы способны превзойти усилия любого или всех челнов группы, работающих раздельно. Это свойство носит название синергии и означает, что результат работы группы выше суммы результатов каждого сотрудника, работающего отдельно.
На функционирование группы влияют следующие факторы:
- индивидуальные характеристики членов группы, которые включают в себя личностные характеристики человека, его способности, образование, жизненный опыт;
- ситуационные характеристики
группы, которые связаны с размером
группы, с пространственным