Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа посвящена изучению методологических основ менеджмента потому, что помимо призвания и таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов, о которых здесь пойдет речь. Созданная А. Файолем административная школа менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии как систему, сделав менеджмент объектом внимания науки. Целью данной работы является подробное изучение исследований представителей административной школы; рассмотрение основных концепций теории администрации, их значение и актуальность в настоящее время.

Содержание работы

Введение
1. Основные понятия менеджмента
2. Закономерность и принципы управления
3. Концепция системного подхода
4. Процессный подход
5. Ситуационный подход в системе менеджмента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольня Менеджмент.docx

— 34.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Основные понятия менеджмента

2. Закономерность и принципы управления

3. Концепция системного подхода

4. Процессный подход

5. Ситуационный подход в системе менеджмента

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная контрольная работа посвящена  изучению методологических основ менеджмента  потому, что помимо призвания и  таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов, о которых здесь пойдет речь. К началу XX века с развитием капиталистического общества  менеджмент выделяется в особую область знаний. Как любая наука, менеджмент базируется в первую очередь на использовании исторического метода. Как показывает предшествующий опыт  развития многих стран мира, именно в критические, судьбоносные  для общества периоды жизни, в моменты поиска выхода из сложившейся ситуации, новых путей развития   часто происходит обращение к истории. Очевидно, что анализ прошлого позволяет избежать ошибок, лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

 Вся история менеджмента  была связана с двумя подходами  к управлению фирмой. Первый из  них устремлял внимание на  управлении операциями, техническую  сторону производственного процесса, другой – на управлении трудовыми  ресурсами, прежде всего изучая  психологические факторы, мотивацию,  стимулирование человеческой деятельности.

На каждом этапе становления  управленческой мысли открывались  новые идеи, выявлялись закономерности; акценты переносились с технологических  процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался  и как элемент системы,  и  как неповторимая индивидуальность со своими потребностями и социальными  проблемами. Но в самом начале становления  науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс управления предприятием в целом. Созданная  А. Файолем административная школа менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии как систему, сделав менеджмент объектом внимания науки.

Целью данной работы является подробное изучение исследований  представителей административной школы; рассмотрение основных концепций теории  администрации, их значение и актуальность в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия менеджмента

 

Менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

ориентацию фирмы на спрос  и потребности рынка, на запросы  конкретных потребителей и организацию  производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и  могут принести фирме намечаемую прибыль;

постоянное стремление к  повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение  оптимальных результатов,

хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений  тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных  подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

необходимость использования  современной информационной базы с  компьютерной техникой для многовариантных  расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова.

Менеджмент как самостоятельный  вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим  от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может  владеть акциями фирмы, а может  в не иметь их, работая по найму  на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий  в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем  специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного  процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к  профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Закономерности и принципы  управления

 

Закономерности менеджмента  выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые  в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей  менеджмента следует отнести:

Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с  трансформацией форм и методов организации  экономики.

Определяющее влияние  состояния внешней среды в  выборе и формировании системы управления организацией.

Соответствие социального  содержания управления формам собственности  на имущество организации.

Соотносительность управляющей  и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления).

Преимущественность сознательного (планомерного) управления.

Концентрация и динамичное изменение функций управления в  организации.

Оптимизация уровней управления организацией.

Оптимальное использование  в процессах управления функций  контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют  объективный характер, а реализуются  в процессе деятельности людей. Это  в полной мере относится и к  закономерностям менеджмента. Под  воздействием проявления закономерностей  в организациях формируются принципы менеджмента.

Принципы менеджмента, синтезируя объективные закономерности управления, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя  собой общие правила, принципы формируют  требования к системе управления организацией - функциям, методам и  организационной структуре управления.

Первым, кто сформулировал  принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Принципы управления Файоля приведены в табл. 1.

 

Таблица 1 - Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем

Название принципа

Содержание принципа

Разделение труда

Специализация работ, необходимая для  эффективного использования рабочей  силы

Полномочия

и ответственность

Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность  за порученную работу

Дисциплина

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры - применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка

Единоначалие

Работник получает распоряжения и  отчитывается только перед одним  непосредственным начальником

Единство действий

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану

Подчиненность интересов

Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности

Вознаграждение персонала

Получение работниками справедливого  вознаграждения за свой качественный труд

Централизация

Организация должна иметь управляющий  центр. Лучшие результаты достигаются  при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности

Скалярная цепь управления

Неразрывная цепь команд, по которой  передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии {«цепь начальников»)

Порядок

Рабочее место - для каждого работника  и каждый работник на своем рабочем  месте

Справедливость

Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо  на всех уровнях скалярной цепи

Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность

Инициатива

Поощрение работающих к выработке  независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых  работ

Корпоративный дух

Гармония интересов персонала  и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила)


 

В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:

принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;

принцип компетентности, состоящий  в необходимости знания менеджером системы управления;

принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого  труда и подчинение низших уровней  управления высшим;

принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;

принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию  организационной структуры, функций  и методов управления по мере изменения  объекта управления и состояния  внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Концепция системного  подхода

 

Система - это некоторая  целостность, состоящая из взаимозависимых  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Существуют два типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие  фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - вот знакомый пример закрытой системы. Открытая система  характеризуется постоянным взаимодействием  с внешней средой. Общепризнанно, что все организации являются открытыми системами. Выживание  любой организации зависит от внешнего мира. Поэтому организации  должны приспосабливаться к его  воздействию. Более того, поскольку  люди как компоненты организации (социальные компоненты) используются для выполнения работы наряду с техникой, организационные  системы являются социотехническими. Осознав этот факт, исследователи менеджмента в поисках путей эффективного управления пришли к идее перенести положения теории систем на практику управления. Так появилась концепция системного подхода.

Системный подход представляет собой исключительно способ мышления по отношению к организации и  управлению, но ни в коей мере не является набором каких бы то ни было руководств или принципов для управляющих. Он позволяет лишь умозрительно представить организацию в единстве составляющих ее элементов. С точки зрения системного подхода при воздействии на любой элемент системы организация всегда изменяется во всех взаимосвязях и становится некой иной целостностью, находящейся в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли.

Крупные составляющие сложных, систем, таких, как организация, люди или машины, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистема - важное понятие  в системном подходе. Подразделения, отделы, цеха являются подсистемами, каждая из которых играет важную роль в организации в целом. Подсистемы могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они системно взаимосвязаны, неправильное функционирование самой маленькой подсистемы может негативно повлиять на функционирование системы в целом. Так, работа каждого отдела, каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом. Несмотря на то, что системный подход постулирует необходимость рассматривать организацию как единое целое, сам по себе он не указывает руководителю, какие элементы организации как системы особенно важны, поскольку рассматривает людей только как равный среди прочих элемент.

Системный подход является, таким образом, очередной попыткой приблизиться к эффективному управлению организацией без учета основного  фактора, влияющего на ее эффективность, - человеческого. Отсюда изначально заложенная в самом подходе его неспособность  конструктивно повлиять на эффективность  управления. Вместе с тем в системном  подходе как таковом, к сожалению, не было выявлено одно; существенное рациональное зерно. Суть его в том, что эффективное  управление организациями как системами  возможно только при наличии эффективных  систем управления. Если система управления не позволяет эффективно координировать" движение всех составных частей, организационной  системы, то такая система управления является неэффективной, в ней кроется  какой-то дефект.

Хороший пример тому - рассмотренная  нами ранее бюрократическая система  управления организациями, обоснованная Максом Вебером. В ее "классическом" виде она оказалась неэффективной  в силу того, что в рамках данной системы не оказалось места для  человека как первоочередному объекту  управления. Таким образом, можно  прийти к заключению: от системы  управления в значительной степени  зависит эффективность процесса управления.

 

 

4. Процессный подход

 

В чем же суть процессного  подхода в управлении? До сих пор, фактически, господствует функциональный подход. То есть считается, что фирма - это некий механизм, который  обладает набором функций. Эти функции  распределяются среди подразделений, где их исполняют сотрудники предприятия. Выполняя свои узкоспециальные задачи, сотрудники перестают видеть конечные результаты труда всего предприятия  и осознавать свое место в общей  цепочке. Такая система заставляет персонал хорошо исполнять функции, но не ориентирует на достижение результата. А ведь именно результативность - мера успеха бизнеса. Разные отделы взаимодействуют, передают работу друг другу по этапам. И зачастую на взаимодействие между  подразделениями уходит больше времени, чем на выполнение собственно работы, так как представители одного подразделения не заинтересованы в  эффективном сотрудничестве с представителями  соседнего. Это порождает различного рода разногласия, в которых забываются общие интересы. Зато горячо отстаиваются интересы собственные. Конфликт интересов - еще одна большая проблема, порождаемая  природой функциональной организации  труда.

Вот к какому выводу пришли специалисты, осмысливая недостатки функционального  подхода. Следует обратить внимание на процессы, происходящие на предприятии, так как они проходят через  все подразделения, задействуют  все службы, и ориентированы на конечный результат. Мы начинаем управлять  процессами, выстраивать их такими, какими они нужны предприятию. С  точки зрения процессного подхода, организация предстает как набор  процессов (при функциональном подходе - это набор функций). И управление предприятием становится управлением  процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, предприятие добивается высокой эффективности своей деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"