Фандрайзинг
- технология социального
PR, так же как и работа с волонтерами
Фандрайзинг
– поиск и сбор материальных
(денежных) и/или нематериальных (интеллектуальных,
временных, человеческих) средств/ресурсов
частных лиц и организаций на различные
проекты
Циклы фандрайзинговой кампании:
1 цикл «подготовка»/«планирование»
Этапы:
- Выбрать задачу для решения. Установить временные рамки
- Собрать информацию о потенциальных контрибуторах и продумать аргументацию для каждого
- Анализ мотивов потенциальных контрибуторов
- Анализ прошлого опыта сбора средств, определение своих сторонников, к которым надо обратиться в первую очередь. Ранжирование остальных контрибуторов по вероятности получения положительного ответа
- Подготовка материалов (инструментов фандрайзинга) для представления контрибуторам (письма запросы, заявки, пресс-релизы, партнерские проекты, ящики для сбора пожертвований, видеофильмов, статей и пр.)
- Согласование внутри организации методов свора средств
- Организация работы помощников, обеспечение их информацией, инструментами и пр. необходимым
- Установление порядка контроля за поступлением средств
2 цикл «проведение»
с использованием
методов:
- Рекламные кампании
- Телефандрайзинг – обращение по телефону или факсу
- Индивидуальный фандрайзинг – личная беседа при встрече
- Солофандрайзинг – поддержка влиятельных, известных лиц
- Полифандрайзинг – бесплатные приглашения на мероприятия, презентации и т.д.
- и пр.
3 цикл «мониторинг и оценка
результативности»
Следует ответить на вопросы:
- Насколько поставленные цели отвечают фактическим потребностям НКО
- Насколько фактически результаты фандрайзинг соответствуют запросам
- Насколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрайзинга
- Коэффициент окупаемости (оборачиваемости) расходов
- показывает во сколько раз за выбранный период времени расходы на фандрайзинг окупились за счет привлеченных средств
- Коэффициент рентабельности фандрайзинга
- сколько прибыли приходится на единицу привлеченных средств (т.е. разница между привлеченными средствами и расходами на фандрайзинг)
Общие требования к успешной
фандрайзинговой кампании:
- Цели кампании должны быть убедительными, захватывающими, реально достижимыми
- Образцы роста и развития проекта должны быть легко воспринимаемы
- Организация или лидеры проекта должны быть хорошо известны
- участники проекта должны быть высоко компетентными, приверженными цели
- Цели фандрайзинговой кампании должны быть ориентированы на людей и иметь неотложное значение
- Результаты кампании должны быть измеримыми
- Основы фандрайзинга
- 1.Фандрайзинг - маркетинг - ресурсное развитие Что это такое? Фандрайзинг - это обеспечение (надежного) потока доходов (в виде денег, времени, товаров), который позволил бы НГО выполнять свою миссию в текущем и последующие годы. Фандрайзинг основан на определении потребностей НГО и их удовлетворении. Результатом фандрайзинга могут быть денежные средства, время волонтеров, товары, услуги, снижение цен на товары/услуги, а возможными источниками средств - правительства (иностранных государств, национальные, муниципальные, сельские); корпорации; международные, национальные, местные фонды; банки развития; физические лица; церковь (религиозные общины); международные, национальные, местные организации. Существуют разнообразные средства установления контактов с потенциальными донорами. Так, обращения к физическим лицам осуществляются посредством писем, телефонных звонков, просьб, визитов, обращения через знакомых. Работа с группами проходит через приемы, обеды, конференции, встречи, учебные занятия, клубы. Работа с общественностью эффективна через прессу, телевидение, радио, общественные мероприятия, пресс конференции. Следует помнить, что фандрайзинг не имеет ничего общего с попрошайничеством и, если общественная организация в результате фандрайзинга получает запрашиваемые средства, то обязательно что-то дает взамен.
- 2. Общий организационный фандрайзинг
- 2.1. Как организовать фандрайзинг. В работе по фандрайзингу хорошо себя зарекомендовал подход, разработанный консалтинговым центром NGO FUTURES, и получивший название Общий организационный фандрайзинг. Общий организационный фандрайзинг предполагает нацеленность всей деятельности НГО, ее персонала на достижение желаемых фандрайзинговых результатов. При этом соблюдается баланс фандрайзинга и содержательных программ НГО. Ниже тезисно представлены основные положения предлагаемого подхода. Стратегия для достижения Общего организационного фандрайзинга включает пять шагов:
- культура внедрение менеджмент планирование тренинг
- • Создание в организации широкой фандрайзинговой культуры
- • Разработка обстоятельных стратегических и оперативных фандрайзинговых планов
- • Обучение тех, кто занимается фандрайзингом
- • Внедрение новых фандрайзинговых подходов, соответствующих вашей организации
- • Мониторинг прогресса и оценка результатов. Опыт свидетельствует, что именно такой подход дает положительные результаты там, где другие не имеют успеха. Успех НГО в осуществлении фандрайзинга определяют:
- • качество предоставляемых общественной организацией услуг, что ценят доноры,
- • положительная и незапятнанная репутация в своей стране,
- • сильное финансовое планирование и менеджмент,
- • организационная структура, соответствующая целям вашей НГО,
- • организационная культура, способствующая фандрайзингу,
- • хорошо разработанный стратегический план по сбору средств,
- • использование подходящих методов фандрайзинга,
- • обучение фандрайзингу. Приступая к фандрайзингу организация задает себе следующие ключевые вопросы:
- • Сколько усилий нужно затратить для проведения фандрайзинга?
- • На какие стандарты опираться, какую политику проводить?
- • Какую стратегию избрать? • К каким источникам финансирования можно получить доступ? • Какая поддержка нам нужна? • Есть ли у нас то, что нам необходимо (руководитель, время, умения, знания, преданность делу, настойчивость, терпение, поддержка внешняя, сотрудников организации, бюджетная). Организация фандрайзинга зависит от таких факторов, как размер НГО и наличие у него опыта работы в этом направлении. В новых или небольших НГО фандрайзинг начните со следующих шагов: • Разработайте новую программу, которая отличала бы вашу организацию от остальных НГО. • В первую очередь обратитесь за финансовой поддержкой к учредителям НГО и друзьям. • Для финансирования ключевых программ подготовьте обращения, заявки к соответствующим донорам (правительствам, корпорациям, фондам). • Проведите небольшие мероприятия по сбору средств. • Разверните рекламную кампанию - •Следите за появлениями новых возможностей (источников финансирования) - • Найдите крупную общественную ассоциацию (сеть), чтобы стать ее членом. Для НГО среднего размера могут быть рекомендованы следующие основные направления фандрайзинговой деятельности: • Разрабатывайте программы по различным направлениям. • Подавайте больше заявок. • Проводите больше мероприятий и рекламных кампаний. •Уделите больше внимания поиску новых источников финансирования. • Ищите подходы к сотрудничеству со средствами массовой информации. • Начните пробный проект по привлечению главного донора. • Найдите партнера среди больших ассоциаций. Некоторые простые вещи, которые можно сделать уже сейчас: • дайте себе слово быть преданным идее фандрайзинга • расскажите о важности фандрайзинга в вашей организации • спросите у доноров, с которыми вы работаете: ""Каковы наши успехи?" • попробуйте хладнокровно оценить ситуацию глазами донора, • внесите вопрос о сборе средств в повестки собраний организации, • просто что-нибудь делайте по фандрайзингу! Что касается будущего, то здесь необходимо сделать выбор между множеством стратегических возможностей, что потребует напряженной работы. Отдайте предпочтение той деятельности, где вы наиболее совершенны (за что вас ценят доноры). Серьезно подойдите к принятию решения - развиваться или не развиваться. Измените культуру организации в отношении фандрайзинга. Составьте долгосрочный стратегический план по сбору средств. Выберите совет или назначьте ответственного по фандрайзингу в своей организации, мобилизуйте всех сотрудников для участия в этом процессе. Реагируйте на препятствия и изменения тенденций и отвечайте ожиданиям доноров. Если у вас о<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-size: 1