Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:34, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение темы «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности работника»
Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности;
- современные теории мотивации и возможности их использования в разработке системы управления персоналом;
- стимулирование труда. Сущность, значение и виды стимулов трудовой деятельности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности......5
2. Современные теории мотивации и возможности их использования в разработке системы управления персоналом…………………………….7
3. Стимулирование труда. Сущность, значение и виды стимулов трудовой деятельности………………………………………………………………18
4. Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду……………………………………………...21
5. Практика и приемы мотивации, и стимулирование труда в России и в зарубежных странах………………………………………………………23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Рассчитать изменение численности персонала и повышение производительности труда, если объем производства возрастет на 16%, ФЗП – на 12%, средняя заработная плата одного работника – на 8%...27
2. Трудоемкость работ в литейном цехе составляет 415 тыс. нормо-часов, в цехе станочной обработки – 580 тыс. нормо-часов, в цехе сборки – 460 тыс. нормо-часов, фонд рабочего времени одного работника составляет 1890 часов, коэффициент выполнения норм 1,18. Определите расстановочную и общую численность работников……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов[1, 142].
Мотивация трудовой деятельности является одним из самых важных факторов экономического роста общества в рыночных отношениях. Это движущий механизм для получения быстрой, качественной и творческой отдачи от человеческого труда в условиях глобальной конкуренции, тем более, что важным становится вопрос эффективного и рационального использования человеческого потенциала.
В настоящее время в нашей
стране, как и в других странах
СНГ, наблюдается кризис труда. Труд
перестал быть для многих людей смыслом
жизни и превратился в средство
выживания. В таких условиях не может
идти речь ни о высокопроизводительном
и эффективном труде, ни о росте
квалификации работников и развитии
их инициативы, ни о формировании сильной
трудовой мотивации. Одна из основных
проблем мотивации состоит в
тенденции снижения внимания к проблемам
труда, анализу состояния и перспектив
развития трудовой активности. А ведь
оценка состояния дел в сфере
труда - необходимое условие
Человек включается в общественное производство не только из - за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов, определяемых его ценностной иерархией.
Осуществляемые в стране социально-экономические преобразования не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и проявления творческой инициативы у работников в сочетании с дисциплиной и организованностью[2, 21].
Целью контрольной работы является изучение темы «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности работника»
Для достижения этой цели
- значение, содержание и
задачи мотивации трудовой
- современные теории мотивации
и возможности их
- стимулирование труда. Сущность, значение и виды стимулов трудовой деятельности;
- мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду;
- практика и приемы
мотивации и стимулирования
Объект исследования – персонал. Предмет - система мотивации и стимулирования персонала.
Актуальность темы данной работы определяется тем, что от эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мотивация трудовой деятельности – это стремление работника удовлетворять свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации. В процессе мотивации трудовой деятельности формируются и функционируют мотивы труда.
Мотив (от фр. motif – мотив; лат. moveo – фактор) в широком смысле слова – это побудительная причина, основание, поводов к какому-либо действию, поступку человека, вызванные его интересами и потребностями.
Мотив труда – это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ, являющихся жизненной необходимостью, с наименьшими моральными и материальными издержками[3, 61].
Целью мотивации, прежде всего, является формирование и создание комплекса условий, критерий которые непосредственно будут побуждать человека к осуществлению действий, которые направлены на достижение цели с максимальным эффектом[4, 67].
Мотивация – это процесс побуждения себя и других для достижении целей организации, это основа управления человеком (см. рис. 1.1.) [5,294]
Рис. 1.1. Процесс побуждения к достижению цели
Задачи мотивации:
«Двойственность» в понимании мотивации способствовала появлению и развитию двух классов теорий мотивации – содержательных и процессуальных. Первые анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию, и сконцентрированы в значительной степени на выявлении потребностей у людей, определении их приоритетности, влиянии на мотивацию (теории А. Маслоу, Ф. Херцберга, К. Альдерфера, Д. Макклелланда). Процессуальные теории, появление которых связано с работами В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера, рассматривают мотивацию, прежде всего как процесс и акцентируют внимание на когнитивных предпосылках поведения, реализуемых в мотивации и деятельности. Появившиеся впоследствии теории справедливости и атрибуции внесли дополнительный вклад в развитие представлений о мотивации, хотя и не позволили создать ее единую концепцию[7, 332].
Содержательные теории мотивации:
Для того чтобы мотивировать
конкретного человека, руководитель
должен дать ему возможность удовлетворить
его важнейшие потребности
Например, многие люди в современной России были настолько потрясены «дефолтом» 1998 года, что после этого (хотя им и удалось «встать на ноги») доминирующей у них остается потребность в безопасности.
Группа факторов |
Факторы |
Влияние на деятельность людей |
Гигиенические (связанные с условиями работы) |
заработок, условия труда, отношения с другими работниками, деятельность администрации |
Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда |
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством) |
ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность |
Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда |
Гигиенические факторы не мотивируют работников, а всего лишь не дают развиваться чувству неудовлетворенности работой.
Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обогащения» труда. В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. «Обогащение» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы «обогащения» труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как, «Америкэн Эйрлайнз» и «Тексас Инструменте». Хотя концепция «обогащения» труда весьма успешно используется во многих ситуациях, но она подходит для мотивации не всех людей. Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем, такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой. В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.