Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:38, контрольная работа
1. Каковы цели, задачи, виды планирования?
2. Дивизиональные структуры управления: их преимущества, недостатки и области применения.
3. В чем заключается суть управления, направленного на успех?
Содержание
11. Каковы цели, задачи, виды планирования?
Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных под- разделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.
Задачи планирования:
1. Обеспечение
целенаправленного развития
2. Перспективная
ориентация и раннее
3. Координация
деятельности структурных
4. Создание
объективной базы для
5. Стимул
(мотивация) трудовой
6. Информационное
обеспечение работников
Виды планирования.
Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.
План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.
Виды планов различаются по следующим признакам:
• целям;
• предмету;
• уровню;
• содержанию;
• периодам планирования
По целевой
ориентации различают стратегическое
и оперативное планирование, которые
обладают определенными
Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет.
Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оперативное планирование имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и проч. Эти два вида планов отличаются по ряду признаков.
В зависимости от содержания различают 3 вида планов: продуктово-тематическое, ресурсное и объемно-календарное.
Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационный план, план НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.
Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т. п.
Объемно-календарное
Период планирования влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой ин- формации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущий (до года) и перспективный (более года).
Состав и сочетание
различных видов планов в рамках
отдельной организации
20. Дивизиональные структуры управления: их преимущества, недос-
татки и области применения.
Дивизиональная структура управления совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы.
При территориальном подходе к построению структуры такой организации, каждое из входящих в нее подразделений (предприятий) специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это позволяет сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать личные контакты.
При продуктовом подходе к формированию структуры организации, каждое из входящих в нее подразделений сосредоточено на выпуске какого-то одного вида продукции или услуг для всех групп потребителей, проживающих на территории, где действует данная фирма. За счет специализации производства удается значительно повысить его качество и эффективность, сориентировать на реальные потребности рынка.
Рыночный подход к формированию организационной структуры состоит в том, что каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок.
Наконец, инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных центров, занимающихся разработкой, освоением и развертыванием производства новых видов продуктов и услуг. Получается, что, пока одни подразделения выпускают пользующуюся в настоящий момент спросом продукцию, другие уже готовят ей замену (проектируют, налаживают выпуск). Это сообщает организации дополнительную конкурентоспособность и устойчивость.
Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:
Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.
Производственные связи
могут быть как технологическими,
так и продуктовыми. Технологические
основываются на том, что каждое подразделение
выполняет лишь отдельные операции
в цепочке изготовления конечного
изделия. Их деятельность не воплощается
в законченном продукте, имеющем
самостоятельное значение. Продуктовые
связи предполагают, что имеет
место обмен законченными изделиями,
которые предназначены для
В рамках административных связей руководство организации доводит до подразделений обязательные для исполнения решения, направленные на достижение конкретных результатов, задает цели и основные стандарты их деятельности, контролирует их выполнение.
Финансовые связи реализуются
либо через формирование внутри организации
и последующее
Специфические задачи менеджмента при дивизиональной структуре управления:
Схема "Дивизиональная
структура управления":
Дивизиональная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:
Преимущества |
Недостатки |
Четкое разграничение ответственности; |
Высокая потребность в руководящих кадрах; |
Высокая гибкость и адаптивность системы; |
Сложная координация; |
Высокая самостоятельность структурных единиц; |
Повышенные затраты за счет дублирования функций; |
Разгрузка высшего менеджера; |
Сложность осуществления единой политики; |
Простота коммуникационных сетей; |
Разобщенность персонала; |
Кадровая автономия, высокая мотивация. |
Слабый синергетический эффект. |
[14]
59. В чем заключается суть управления, направленного на успех?
В практике менеджмента успешным считается управлением, при котором обеспечивается достижение целей организации. Однако понятие успеха организации требует пояснения. Во-первых, всякий успех может быть оценен через определенные результаты деятельности организации (показатели, характеристики или состояния организации), которые отражает сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям. Решением этой проблемы может быть определение общих составляющих успеха организации в рассматриваемых условиях ее функционирования. Во-вторых, приведенное выше определение успешного управления (как достижение целей организации) необходимо дополнить основными подходами к решению главных проблем управления организацией, функционирующей в условиях изменения внешней среды, характерных для рыночной экономики.
Основными составляющими успеха организации в рыночной экономике являются: выживание, результативность и эффективность деятельности, производительность и практическая реализация принимаемых решений.
Выживание характеризует возможность организации осуществлять свою производственно-сбытовую деятельность как можно дольше в условиях изменения внешней среды. Это особенно актуально и является первейшей задачей большинства отечественных предприятий при трансформации экономики. Чтобы обеспечивать хозяйственную деятельность и оставаться дееспособными в течение длительного времени большинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям и конъюнктуры рынка, а также с учетом изменения других факторов внешней среды. Практически все организации, созданные для бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг, постоянно ведут конкурентную борьбу за занятие или сохранение позиции на рынке, обеспечивающей ем определенные блага для своего развития.
Результативность и эффективность определяют условия, при которых организация сможет осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. В силу этого, чтобы иметь успех в течение длительного времени (чтобы выжить и достичь своих целей), деятельность организации должна быть результативной и эффективной. По определению известного исследователя проблем управления Питера Друкера: результативность является следствием того, что организацией «делаются правильные вещи» (doing the right things). В этом случае эффективность является следствием того, что организацией «правильно создаются эти самые вещи» (doing things right). Это означает, что организации постоянно должны производить товары (услуги), пользующиеся спросом покупателей, отдающими им предпочтение по сравнению с товарами (услугами) других производителей. При этом эффективность деятельности организации определяется издержками ресурсов и трудовыми затратами на удовлетворение конкретного спроса. Чем меньше будут затраты на производство определенных товаров или услуг, тем эффективнее деятельность организации и тем больший успех (выгоду от выполненной работы) она будет иметь.