Контрольная работа по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

1.Организационные структуры управления. Характеристика отдельных типов структур. Достоинства и недостатки.
Организационная структура управления — совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений.
2.Миссия и цели организации. Понятие, сущность, значение. Правила разработки миссии. Понятие управления по целям. «Дерево целей». Значение метода.
3.Социально-психологические методы в управлении. Значение методов в повышении эффективности работы предприятий торговли и общественного питания.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 41.56 Кб (Скачать файл)

Можно различить структуры, ориентированные  на производство и на проект. Структура, направленная на производство, не ограничена временными рамками. Здесь имеется  функциональная область менеджмента (где находятся многие стабильные организационные решения) и менеджмент по изделию (горизонтальный срез, охватывающий все предприятия). Проблемы такой организации состоят: в регулировании задач, компетентности и ответственности менеджеров по изделиям, в больших затратах на координацию, в возможных директивных конфликтах. Структуры, направленные на проект, как правило, ограничены по срокам и характерны для сложных и рисковых проектов.                                                                                         Их проблемы состоят: в конфликтах между инстанциями и менеджерами проектов (противоречивые указания, ресурсные конфликты), неуверенности менеджеров в реальности сроков выполнения задач по проектам.

Для предприятий (фирм), действующих  на международном рынке, может применяться  трехмерная (тензорная) структура управления: изделие – регион – функция. Проблемы такой структуры управления: конфликт из-за власти между представителями нескольких инстанций; преобладающая работа в группах и, следовательно, возможная задержка в принятии решений и коллективная ответственность (безответственность).Поэтому требуется однозначное регулирование компетентности и нормальные рабочие отношения между партнерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Миссия и цели организации.  Понятие, сущность, значение. Правила  разработки миссии. Понятие управления  по целям. «Дерево целей». Значение  метода.

 Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:

   1. выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;

   2. определить основные принципы конкурентной борьбы;

   3. выработать общую базу для разработки целей организации;

    4.выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии — это видение  того, что из себя должна представлять организация или за что она  должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния  или различных групп людей, так  или иначе связанных с деятельностью  организации и вовлеченных в  процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные  учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

При разработке миссии учитываются  следующие группы факторов:                                             1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.                                                                                                    2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.                                                                                                                                  3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.                                                                                          4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.                                                                                  Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг  и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии  на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они  улучшают возможности организации  удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).

Можно выделить шесть типов целей:

  1.  Достижение определенных значений показателя рыночной доли.

    2.Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.

   3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.

   4. Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.

   5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.

   6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.

Метод «дерева целей» – метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях.                                                                                             Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:

• источникам возникновения:

• определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует  данная организация;

• возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;

• с точки зрения комплексности:

• простые;

• сложные, которые декомпозируются  на подцели;

• степени важности:

• стратегические, которые ставятся для решения перспективных масштабных проблем;

• тактические, которые разрабатываются  для достижения стратегических целей;

• времени, необходимому для их реализации:

• долгосрочные (свыше 5 лет);

• среднесрочные (от года до 5 лет);

• краткосрочные (до одного года);

• содержанию:

• технологические, которые ставятся для компьютеризации организации  и обеспечения ее новыми технологиями;

• экономические, необходимые для  достижения финансовой устойчивости;

• маркетинговые, которые разрабатываются  для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.;

• с точки зрения приоритетности:

• необходимые, которые обеспечивают функционирование организации;

• желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;

• возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации  в настоящее время;

• направленности:

• на конечный результат, например выпуск товара или предоставление той или  иной услуги;

• осуществление той или иной деятельности, например улучшение рабочих  условий на производстве;

• достижение определенного состояния  объекта управления, например повышение  квалификации или приобретение работником новой профессии;

• форме выражения:

• выраженные в количественных показателях;

• описанные качественными характеристиками;

• с точки зрения особенностей взаимодействия:

• индифферентные – цели, безразличные по отношению друг к другу;

• конкурирующие;

• комплиментарные – цели, которые дополняют друг друга;

• антагонистические – цели, которые  исключают друг друга;

• идентичные, т. е. совпадающие;

• уровню возникновения:

• миссия (служит базисом для всех дальнейших целей организации.

Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых  организацией услуг или выпускаемых  товаров, характеристику своего рынка, внешний образ компании (имидж). Коротко и правильно сформулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окружения, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия);

• общие, которые разрабатываются  на длительную перспективу и отражают основные направления деятельности организации.

Например, разработка новых направлений  деятельности организации, обеспечение  оптимальной рентабельности;

• специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению. 3. «Дерево целей» строится при помощи осуществления 2 оперший.

• декомпозиции – это операция выделения компонентов;

• структуризации – это операция выделения связей между компонентами.

Процесс построения «дерева целей» разбит на следующие этапы:

• разработка сценария;

• формулировка цели;

• генерация подцелей;

• уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);

• оценка существенности подцелей;

• проверка целей на осуществимость;

• проверка элементарности подцелей;

• построение дерева целей.

При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:

• каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для  ее обеспечения;

• при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты  редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для  ее достижения;

• декомпозиция каждой цели на подцели  осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;

• развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях  системы;

• вершины вышележащего уровня системы  представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

• развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей  цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Социально-психологические методы  в управлении. Значение методов  в повышении эффективности работы  предприятий торговли и общественного  питания.

Социально-психологические методы – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей  социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Вовлечение является психологическим  приемом, при помощи которого работники  становятся соучастниками трудового  или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных  решений, соревнования в коллективе и др.

Побуждение – позитивная форма  морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные  качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что  позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации .

Принуждение – крайняя форма  морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника  заставляют, возможно, даже против его  воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение  только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие  может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.

Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который  допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или  результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.                                                                                                                         Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

Информация о работе Контрольная работа по «Менеджменту»