Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:05, контрольная работа
В деятельности организации можно выделить три области, которые требуют управления: производство, маркетинг, деятельность и люди. Управление производством охватывает его функционально-технологическую структуру и является предметом изучения специалистов (технологов, инженеров). Самостоятельной сферой деятельности в организации также является маркетинг.
Остановимся более детально на управлении деятельностью и людьми.
1. Природа и состав функций менеджмента……………………………………………………………….3
1.1 Функция управления в системе категорий менеджмента……………………….3
1.2 Содержание и элементы функции контроля, основные задачи и виды контроля. Основные этапы процесса контроля, модель процесса контроля…………………………………………………………………………………………………………………………………..7
2. Охарактеризуйте основные подходы к принятию решений……………………………15
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………17
Содержание
Список литературы…………………………………
1.1 Функция управления
в системе категорий
Управление в широком смысле слова – это целенаправленный перевод любой заданной системы в нужное состояние. Под системами понимаются биологические, технологические, кибернетические, социальные и другие объекты. Системы с участием человека называются социальными. К ним относятся государство, армия, предприятие, церковь и т.д. Каждая из этих систем требует знаний и умений управления ими. Выводя новые сорта растений, породы животных, изобретая новые машины и компьютеры, поднимая людей на революции и войны, люди управляют теми или иными процессами. Сфера нашей будущей деятельности, наших интересов будет так или иначе связана с организацией, под которой мы в дальнейшем будем подразумевать предприятие, учреждение, фирму (4, стр.8).
В деятельности
организации можно выделить три
области, которые требуют управления:
производство, маркетинг, деятельность
и люди. Управление производством
охватывает его функционально-
Остановимся
более детально на управлении деятельностью
и людьми. Управление экономической
деятельностью – это планирован
Управление деятельностью и людьми составляет основу менеджмента. Исторически менеджмент как сфера деятельности совпадает с выделением предпринимательской деятельности из всего производства. Менеджмент – это искусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной
деятельности организации. В этом смысле управление организацией и менеджмент организации совпадают почти полностью. При всей схожести понятий «управление» и «менеджмент» они имеют отличия и специфичность. Термин «управление», имеет более обширную смысловую нагрузку. Понятие «менеджмент» по смысловому содержанию включает в себя в качестве основополагающей составной части принятое в нашей стране понятие «организация управления» (4).
Таким образом, менеджмент – это не просто управление организацией, а управление в условиях рынка, рыночной экономики.
В отечественной управленческой литературе понятие «управление» синонимично понятию «руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны (4). Если термин «управление» распространяется на все субъекты народного хозяйства, то термин «руководство» чаще относится к политической и военной сфере, а также образованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство» чаще распространяется на деятельность отдельного работника, группы или организации.
Как отмечает
Сетков В.И., нужно также помнить,
что термины «управление», «менеджмент»
и «руководство» могут
Специфика труда менеджера заключается в том, что руководитель не принимает непосредственного участия в процессе производства (4, стр.17). Этому утверждению соответствует американское определение процесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, это умственный труд.
Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия – человек, средством труда – оргтехника. Продуктом труда менеджера является управленческое решение.
Любой вид человеческой деятельности может быть представлен как совокупность отдельных операций, выполняемых участниками этой деятельности. А управленческой деятельности такие операции принято называть функциями, которые своей целью имеют обеспечение работы организации в целом или ее подразделения в заданном режиме. Понятие «функция» тесно связано с такой управленческой категорией, как задача, задание в совокупности с технологией ее выполнения. В бизнесе они образуют функции менеджмента и аппарата управления.
Функции управления многообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из таких подходов может быть разделение функций на общие и специализированные (4). К общим принято относить: планирование, организацию, или правильнее организовывание, мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций. Связь между ними может быть описана следующей схемой:
Рис.1 Взаимосвязь общих функций менеджмента.
Краткое содержание каждой из общих функций менеджмента:
Мотивация и контроль составляют сущность руководства.
Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как он определяется координируемыми процессами. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, документы.
Специализированные функции включают в себя управление:
Специализированные
функции в большей степени, чем
общие зависят от характера деятельности
организации –
1.Планирование |
2.Организация |
3.Мотивация |
4.Контроль | |
1.Производство |
|
|
|
|
2.Экономика и финансы |
|
|||
3.Персонал |
|
|||
4.Маркетинг и сбыт |
|
|||
5.Техническая политика и инновация |
|
|
Рис.2 Взаимосвязь специализированных и общих функций управления.
Контроль — это важнейшая функция управления, необходимая для достижения организации своих целей путем сопоставления фактически достигнутых результатов с поставленными целями. Контроль позволяет получить информацию, необходимую для внесения корректив в деятельность предприятия.
Контроль, как правило, ассоциируется с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводить в сторону от главного содержания функции контроля.
Понятие «контроль» (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование». Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера – управление.
Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения управленческих задач.
Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.
В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Как видно из определения, контроль имеет меньшее отношение к отдаванию приказов сотрудникам и большее – к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды.
Слово «контроль» (от фр. controle - проверка) первоначально использовалось в бухгалтерском учете для отражения практики хозяйственной деятельности организации. Именно этим значением пользуется некоторая часть управляющих и теоретиков бизнеса.
Однако функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели её деятельности с установленными стандартами (планами).
Некоторые организации
создали целые системы
первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И тот, кто владеет современными и точными системами контроля, имеет больше шансов выжить.
Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля базируются на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные.
В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? что в следующий раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое воздействие оказал контроль на принятие решений? было ли воздействие контроля позитивным или негативным? Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?
В практике управления существует своего рода технология контроля (рис. 3)
Рис. 3. Технология контроля
Какую бы технологию контроля мы ни применяли, окончательная его цель состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования – критерии (рис. 4):