Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 19:31, контрольная работа
Мотивация и потребности
Одна из задач менеджера заключается в мотивировании подчиненных, но для успешной её реализации необходимо знать, что можно предложить или, чем заинтересовать сотрудника. Таким предложением может служить удовлетворение потребностей подчиненных поэтому, сначала рассмотрим, что же подразумевается под понятием «потребность».
1. Мотивация и потребности.
2. Руководство: власть и партнерство.
Вариант №5.
1. Мотивация и потребности.
2. Руководство: власть и партнерство.
Ответы:
Мотивация и потребности
Одна из задач менеджера заключается в мотивировании подчиненных, но для успешной её реализации необходимо знать, что можно предложить или, чем заинтересовать сотрудника. Таким предложением может служить удовлетворение потребностей подчиненных поэтому, сначала рассмотрим, что же подразумевается под понятием «потребность».
Понятие «потребность» фигурирует в научной литературе в трёх значениях:
Так советский психолог В.
Н. Мясищев раскрывает своё понимание
потребности как отношения
Своеобразен подход к определению потребности в работе доктора психологических наук С. Б. Каверина «Мотивация труда»: «...потребностью называется отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения».
Сходное определение потребности через понятие противоречия используется в исследовании Т. А. Марченко. На иных логических основаниях, также похожее определение дает Н. В. Иванчук: «Потребность личности есть отношение к условиям жизни, которое проявляется в противоречии между возможным и действительным, необходимым и желаемым, текущим и перспективным».
Рассматривание определения потребности с разных позиций, дает менеджеру возможность более точно выбрать методику мотивации подчиненного, с целью получения высокопроизводительного труда.
Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.
Мотивация персонала на сегодняшний день является одним из способов, с помощью которого можно повысить производительность труда на любом предприятии. Мотивация на любом предприятии является ключевым направлением кадровой политики.
Мотивация сотрудников существенно улучшает производительность и эффективность работы любой компании. Теоретики, которые занимаются системами мотивации, пришли к выводу, что мотивация на конечный результат – это самая, что есть совершенная система.
Мотивация на результат позволяет сотрудникам увеличить свой доход или получить значительную премию в зависимости от приложенных усилий.
2.Руководство: власть и партнерство.
Понятие власти очень часто используется в характеристике политических деятелей и в оценке политической жизни. Поэтому складывается мнение, что это понятие относится только к политике. Однако в процессах управления нетрудно увидеть проявление власти и существование власти. Не является ли это синонимом управления или хотя бы понятия полномочий управления?
Власть – это возможность
и способность оказывать
Власть и управление –
это два взаимодополняющих
В управлении власть проявляется как совокупность полномочий, компетенций, лидерства (авторитет, признание, уважение, готовность к позитивной реакции на воздействие) и целей. Власть может быть реализована тогда, когда она строит управление по общей цели, опирается на полномочия, имеет информацию, необходимую для управления, пользуется авторитетом и признанием.
Но власть может реализовываться по-разному, потому что комбинации цели, полномочий, компетенции и лидерства могут складываться различным образом. Можно овладеть механизмом реализации власти – полномочиями и далее реализовывать власть посредством принуждения, мало внимания обращая на общность цели, авторитет и пр. Но можно реализовывать власть на основе целей и лидерства, и это будет уже иное управление, иной вариант реализации власти.
В процессах управления, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, всегда возникает проблема власти, потому что и само управление – это процесс реализации власти и его успех зависит от того, каков объем власти и каков ее характер. Объем власти отражает силу влияния в комплексе проблем функционирования и развития фирмы, а характер власти – те опорные факторы, которые являются фундаментом власти (полномочия, авторитет и пр.). Эта проблема в практике управления возникает в виде проблемы управляемости.
Управляемость – это реакция
подчиненного, управляемого объекта, группы,
коллектива на воздействие со стороны
менеджера или системы
Реакция на воздействие, управленческое решение, управление может быть различной. Можно выделить два варианта такой реакции:
1) бездействие, противодействие (скрытое или явное), формальное действие (без души, инициативы, концентрации усилий, использования квалификации);
2) восприимчивое действие,
инициативное действие, энтузиазм
(энтузиазм нельзя
Конечно, каждому менеджеру хотелось бы иметь высокую управляемость. Но отчего зависит повышение или снижение управляемости? Можно ли ее регулировать?
Одним из факторов повышения управляемости, а, следовательно, и усиления и изменения характера власти является партнерство.
Партнерство – это управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решений, Это совместное управление.
Важными элементами управляемости являются содействие и сотрудничество. Вряд ли управление может быть достаточно эффективным без содействия менеджеру со стороны коллектива. Как соотносятся содействие и сотрудничество? Сотрудничество – это деятельностное стремление работать совместно, эффективно, делать общее дело, добиваться определенных результатов. Содействие – это помощь и поддержка действий менеджера, это организация собственной деятельности в унисон деятельности менеджера, это творческое исполнение его замыслов и распоряжений.
Управляемость как отношение к власти зависит от нескольких факторов.
1. Участие в управлении,
при котором возникает
Формы участия в управлении могут быть различными: владение акциями и участие в собрании акционеров, в принятии ключевых решений, в разработке стратегии развития фирмы, возможность реализации собственных инициатив как в микромасштабах, так и макромасштабах (принятие и рассмотрение предложений по качеству, организации деятельности, постановке проблем и пр.), развитие неформального управления, при котором отпадает необходимость в формальном принятии некоторых решений (дисциплина, сроки выполнения работы, качество, использование техники и пр.).
2. Качество управленческих
решений, которое может быть
таким, что возникает
3. Общий квалификационный
и образовательный уровень
4. Поставленная цель управления
может быть нереальной, расплывчатой,
недостижимой, непонятной. Это также
влияет на управляемость. Люди
должны знать, на какие цели
ориентированы решения
5. Соответствие типа управления конкретной обстановке, реальности существующих ситуаций.
6. Достаточность полномочий
менеджера для решения проблем,
7. Лидерство, авторитет
менеджера и доверие его опыту,
8. Социально-психологическая
атмосфера деятельности, которая
может благоприятствовать
9. Влияние внешней среды
деятельности фирмы также
Иногда полагают, что обладание
властью позволяет навязывать людям
свою волю и не требует знания и
понимания их интересов и особенностей.
Это ошибочное мнение, которое, как
правило, ведет к резкому снижению
управляемости. Существует последовательность
ситуаций, связанных с проявлением
власти. Первоначально менеджеру
может удаваться навязывать свою
волю, не считаясь с людьми. При этом,
возможно, его решения будут
Власть и партнерство.
Если понимать власть как зависимость,
то можно утверждать, что властью
обладает не только менеджер, но и его
подчиненные. Ведь они тоже могут
влиять на него соответствующим образом.
И менеджер в определенном отношении
зависит от своих подчиненных. В
связи с этим возникает проблема
баланса власти, с которой в
свою очередь связана проблема управляемости.
Социально-экономическая
В процессах управления власть
может быть реализована по-разному,
и она может опираться на различные
факторы деятельности человека. Иногда
власть над человеком может опираться
на обладание информацией о нем
негативного типа, или услуги, предоставленные
этому человеку, но не имеющие морального
основания. Есть менеджеры, которые
стараются прибегнуть к таким
основаниям власти, потому что такая
власть в определенных условиях может
соответствовать очень
Типология власти. Можно вывести типологию власти.
1) власть, опирающаяся на принуждение, чувство страха, обостренной ответственности;
2) власть, опирающаяся на
недостаточность информации у
подчиненного или на обладание
подчиненным или менеджером
3) власть, опирающаяся на
интересы и потребности
4) власть, опирающаяся на
сознание подчиненного и
5) власть, опирающаяся на
профессиональное удовольствие
от работы и на потребность
реализации своего
6) эталонная власть, опирающаяся на личный пример, стремление к подражательству;
7) власть группового давления, влияние мнения группы, ее позиции, поведения, отношения.
Власть предполагает также и механизм управления. Ведь механизм – совокупность средств воздействия. Тип власти определяет формирование механизма, т. е. комбинацию средств воздействия в практической деятельности по управлению.
8) власть традиции заключается
в создании традиций
9) Особое значение в
менеджменте имеет власть