Контрольная работа по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.
Процессный подход - это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.

Содержание работы

1. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению 3
2. Лидерство в системе менеджмента. Качества лидера-руководителя 6
3. Тестовое задание 8
4. Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению                                                                                     3
  2. Лидерство в системе менеджмента. Качества лидера-руководителя                                                                                  6                                                                                           
  3. Тестовое задание                                                                            8
  4. Список использованной литературы                                         11  

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.

 

      Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.

     Процессный подход - это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.

      Главное понятие, которое использует процессный подход – это понятие процесса. «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, является систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными. Процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.

Процессный подход основывается на нескольких принципах:

  1. Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;
  2. Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.
  3. Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;
  4. Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты;
  5. Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.

      Системный подход — это подход к исследованию объекта управления как к системе.

      Система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, образующих некую целостность, единство, для достижения определенной цели. При этом достигается системный (синергетический) эффект: целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.  

   При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

1) процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

2) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

3) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

4) восхождение от абстрактного к конкретному;

5) единство анализа и синтеза логического и исторического;

6) проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

       Ситуационный подход ориентирует одни и те же функции управления реализовывать по-разному в различных ситуациях. Задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать соответствующие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей (принцип «пожарной команды»).

     Реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний и умений ориентироваться в меняющейся обстановке. Здесь важно «ситуационное мышление» — понимание того, какие приемы будут более эффективными для достижения целей в данной ситуации. Главная сложность в том, что ситуационные процессы многочисленны и взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга, поэтому руководителю бывает довольно сложно определить заведомо верный метод.

     Ситуационный подход призван связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями, изучить ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций.

     Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных положения:

1) руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления. Для этого нужно понимать процесс управления, особенности индивидуального и группового поведения, владеть навыками системного анализа, знать методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений;

2) руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения в данной ситуации каждого из управленческих методов, которые всегда имеют как сильные, так и слабые стороны, а также определенные сравнительные характеристики. Например, можно увеличить заработную плату всем работникам за дополнительную работу, что, несомненно, на какое-то время повысит их мотивацию, но надо сравнить рост затрат с полученными выгодами; возможно, такая мера окажется разорительной для организации;

3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, выявлять факторы, наиболее важные в сложившейся ситуации, определять возможный эффект от изменения тех или иных переменных показателей ситуации;

4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые дали минимальный негативный эффект, с конкретными ситуациями для обеспечения наибольшей эффективности в достижении целей организации.

 

  1. Лидерство в системе менеджмента. Качества лидера-руководителя.

 

      Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

     Понятие «лидер» приобретает значение, лишь будучи употребленным вместе с понятием «цель». Неотъемлемым свойством лидера является, кроме того, наличие хотя бы одного последователя. Организация, возглавляемая лидером и состоящая из множества самых разных людей, является организацией именно потому, что функционирует в рамках заданной лидером цели, и роль лидера здесь становится весьма определенной: обеспечить существование таких связей (взаимоотношений) в системе, которые наилучшим образом способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели.

     Выделяют следующие стили деятельности лидеров:

1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер-творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.

4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

     Лидерство – это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от, его полномочий, лидерство – это особый тип отношения к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру. Это признание строится, как правило, независимо от того, имеет или не имеет этот человек полномочия на управления.

     Качества лидера-руководителя:

1) Умение влиять на окружающих.  Его еще называют харизмой. Многие  считают это качество врожденным, однако автор тренинга «Харизма  лидера» Радислав Гандапас придерживается другого мнения. Он считает, что основа харизмы – способность «быть не таким, как все». А для этого иногда достаточно создать миф, в который верят окружающие. Наполеон якобы знал всех солдат своей армии по именам. То же говорили и про Цезаря, и про Александра Македонского. Неплохая идея – завести карточки на подчиненных, чтобы затем поражать их осведомленностью о привычках, вкусах, семейных обстоятельствах и т.д.

2) Уверенность в себе. Истинный лидер излучает уверенность  в себе, способность справиться  с любой задачей. Разумеется, он  сам должен в это верить, а  не просто делать вид. Если  же уверенности не достает, то стоит прибегнуть к психологическим методикам. Не зря же серьезные спортсмены работают с психологами.

3) Стрессоустойчивость. Неотъемлемые  черты лидера – эмоциональная  уравновешенность, невозмутимость, умение  оставаться хладнокровным в любой  ситуации. Нервный, истеричный человек  авторитетом не пользуется.

4) Изобретательность. Практический  интеллект, способность к творческому  решению задач или креативность  всегда возвышали их обладателя  в глазах окружающих. Люди охотно подчиняются умному и изобретательному лидеру.

5) Предприимчивость. Настоящий  лидер обязан быть предприимчивым, энергичным и способным на  разумный – не авантюрный! –  риск.

6) Ответственность. Ответственность  и надежность, а также верность  данным обещаниям – все это  с лучшей стороны характеризует  человека, претендующего на лидерство.

7) Самостоятельность. Подчиненные  должны быть уверены, что их  лидер абсолютно самостоятелен  и независим в принятии решений. Что он не перекладывает ни  на кого ответственность, не поддается  давлению вышестоящего начальства, если таковое имеется, или обстоятельств.

8) Настойчивость. Наличие  у лидера четких и разумных  целей, а также настойчивость  в их достижении крайне важны. Однако существует тонкая грань между упорством и упрямством. Упорство в глазах окружающих является большим плюсом, упрямство – столь же большим минусом.

9) Общительность. Нелюдим  и мизантроп никогда не завоюет  любовь и авторитет. Все настоящие  лидеры умели быть приятными  в общении. А одной из составляющих  этого искусства является способность  по достоинству оценить другого  и своевременно сказать ему  об этом. Ведь страстное желание  получить признание собственной  ценности свойственно всем.

10) Самодисциплина. Люди легко  прощают себе самые разные  слабости, но отказывают в этом  лидерам. Настоящий лидер должен  быть примером для подражания  в быту и на работе.

 
 

 

 

                                                Тестовое задание

Преимуществами функциональной структуры управления являются:  

а) возможность углубленной деловой и профессиональной специализации персонала  

б) ясность в распределении полномочий и ответственности  

в) хорошие условия для внедрения внутриорганизационного хозрасчета  

г) возможность адекватного учета региональных условий бизнеса  

д) создание условий для децентрализации в структуре управления.     

Ответ: а) возможность углубленной деловой и профессиональной специализации персонала;

                  б) ясность в распределении полномочий  и ответственности;

     Именно углубление  деловой и профессиональной специализации, а также "ясное распределение  полномочий и ответственности" характерны для иерархических  организаций, построенных по функциональному  принципу и основанных на вертикальных  отношениях власти и четкой  регламентации деятельности. Остальное  не свойственно (даже противопоказано) функциональному типу оргструктуры организаций. Учет региональных условий также требует создания отделений и децентрализации, чему, в принципе, препятствует централизованное управление организацией по отдельным функциям.

      Функциональная  структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться во всех функциях, появляется штаб высококвалифицированных специалистов

                                 Список использованной литературы

 

  1. Менеджмент: учебно-практическое пособие / Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Вдовина И.В., Доценко Е.В., Горностаева А.И. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012. – 284с. (ЭБС Znanium);
  2. Проблемы теории и практики управления;
  3. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 329 с. (ЭБС Znanium);
  4. http://portal-u.ru/postroeniestruktury/funkcionalayastruktura;
  5. http://studopedia.ru/menedjment.php

 


 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Менеджменту»