Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и направлений, можно выделить четыре основные сложившиеся школы
1. Школа научного управления.
2. Административная или классическая школа.
3. Школа человеческих отношений
4. Математическая школа управления.

Содержание работы

1. Основные школы менеджмента.
2. Стиль работы руководителя. Факторы и условия, влияющие на формирование стиля руководства.
3. Составьте таблицу использования административных, экономических, социально-психологических методов управления в вашей организации. Сделайте выводы. Результаты представьте в виде таблицы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Принципы  управления Файоля:

1. Разделения  труда. Специализация является  естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счёт сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия  и ответственность. Полномочия  есть право отдавать приказ, а  ответственность есть её составляющая  противоположность. Где даются  полномочия - там возникает ответственность.

3.Дисциплина.Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками.  Установление этих соглашений  связывающих фирму и работников из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4.Единоначалие.Работник должен получать приказы только от одного непосредственного  начальника.

5. Единство  направления. Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна  быть объединена единым планом  и иметь одного руководителя.

6. Подчинённость  личных интересов общим. Интересы  одного работника или группы  работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждения  персонала. Для того, что бы  обеспечить верность и поддержку  работников, они должны получать  справедливую зарплату за свою  службу.

8.Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в  зависимости  от конкретных условий.

9. Скалярная  цепь. Скалярная цепь - это ряд  лиц, стоящих на руководящих  должностях, начиная от лица, занимающего  самое высокое положение в  этой цепочке - вниз до руководителя  низового звена. Было бы ошибкой  отказываться от иерархической  системы без определенной необходимости в этом,но было бы ещё большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам  бизнеса.

10. Порядок.  Место - для всего и всё на  своём месте.

11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты  и правосудия.

12. Стабильность  рабочего места для персонала.  Высокая текучесть кадров снижает  эффективность организации. Посредственный  руководитель, который держится  за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не  держится за своё место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку  плана и обеспечение его успешной  реализации. Это придаёт организации  сил и энергию.

14.Корпоративный дух.

Союз это сила. А она является результатом гармонии персонала. 

3. Школа «человеческих  отношений» 

Школа «человеческих отношений» явилась  попыткой менеджмента рассматривать  каждую организацию как «социальную  систему». Основоположник этой школы  Э. Мейо (1880-1949) считал, что организация  обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит  в том, чтобы в дополнение к  формальным зависимостям между членами  организации развивать плодотворные неформальные связи, которые влияют на результаты деятельности. По определению  одного из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисбергера, неформальная организация представляет собой  действия, ценности, нормы, убеждения  и неофициальные правила, а также  сложную сеть социальных связей, типов  членства и центров. У. Френч и  Ч. Белл, например, сравнивают организацию  с айсбергом, в подводной части  которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней - формальные аспекты организации. Тем  самым подчеркивается приоритет  этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации.

Достижением Мэйо и его последователей в анализе  неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной  структуры.

В рамках школы «человеческих отношений» сформирован целый ряд теорий. Среди них можно выделить, прежде всего, «Теорию Х» и «Теорию У» Д. Макрегора (1906-1964). Автор этой теории в книге «Человеческая сторона  предприятия» выдвинул в 1960 г. два следующих  положения, характеризирующих представление  управляющих об отношении работников к труду. Одна из них - «Теория Х». Средний индивидуум туповат, ленив, стремится при первой возможности  избежать труда, поэтому необходимо постоянно понукать, угрожать наказанием, чтобы он работал напряженно для  достижения целей фирмы. Средний  человек предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолюбив, и более  всего беспокоится о своей  собственной безопасности. «Теория У» освещает производственный процесс  несколько иначе. Затраты физических и умственных усилий человека в процессе труда столь же естественны, как  в играх, на отдыхе. Средний индивидуум при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится  к ней.

Особый  интерес представляет теория мотивационной  гигиены Ф. Герцберга, изложенная в  его книге «Труд и сущность человека» (1960 г.). В ее основе лежит  тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека. Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу, автора книги «Мотивация и личность» (1954). Он предложил классификацию  целей индивидуума и ранжирование их по степени важности. Им выделены пять видов потребностей: физиологическая потребность, потребность в безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении к себе, в самоуважении.

Один  из первых представителей отечественной  управленческой науки, который примыкал к школе человеческих отношений, - Н.А. Витке. Он полагал, что управление состоит в целесообразном сочетании  людских воль. Руководитель, по его  мнению, прежде всего социальный техник или инженер - в зависимости от его положения в организационной  системе - строитель человеческих отношений. Суть управления заключается в создании благоприятной социально-психологической  атмосферы в коллективах, т. наз. «духа улья».

Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов. Недостатки Мэйо и его последователей, по мнению Л. Урвика, прежде всего, выражаются в  том, что мэйонисты обнаружили утрату осознания специфики больших  социальных и технологических систем, придерживались предпосылки, будто  рабочими можно манипулировать, чтобы  вогнать их в существующие промышленные рамки. Они исходили из того, что  кооперация и сотрудничество естественны  и желанны, обойдя значительно более  сложные вопросы социальных конфликтов. Более того, они смешали цели и  средства, предположив, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации.

Первым, кто соединил классическое и бихевиоральное направления менеджмента в единую науку, был П.Дракер. Он является родоначальником  широко известной школы рационального  менеджмента. Согласно определению  Дракера, менеджмент увязывает между  собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования  в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального  направления. Вместе с тем каждая из сторон рассматривает треугольник  со своих позиций. Заслуга Дракера  состоит в том, что он органически  объединил эти подходы. 

4. Математическая школа менеджмента 

Математическая  школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов  менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг., прежде всего, в управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.

Исследование  операций в области менеджмента - это применение количественных методов  к операционным проблемам организации. Авторы книги «Основы менеджмента» указывают, что ключевой характеристикой  этой школы является замена словесных  рассуждений и описательного  анализа моделями, символами и  количественными показателями. Формирование и развитие этой школы связано  с такими именами как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с  исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам  менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники».

Математика, статистика, инженерные науки и связанные  с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

Исследование  операций и моделей. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества.

После создания модели, переменные задаются количественными значениями.

Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.

Влияние количественного подхода. Влияние  науки управления или количественного  подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее  число руководителей ежедневно  сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме  того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования  достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В  настоящее время положение быстро меняется, т. к. всё больше школ бизнеса  предлагают курсы количественных методов  с применение ЭВМ. 

 

2. Стиль работы  руководителя. Факторы и условия,  влияющие на формирование стиля  руководства.

Стиль работы руководителя.

В настоящее время при формировании стиля руководства менеджера, вместе с перечисленными факторами формирования руководства, учитывается также эффективность конкретного стиля руководства для данной организации.

Эффективность стилей руководства по отдельным  элементам деятельности организации.

Слагаемые эффективности

Стиль руководства 

авторитарный

демократический

либеральный

Эффективность достижения цели

Обеспечивает  выживание в случае кризиса 

Использует  рыночные шансы для заинтересованных сотрудников

Предоставляется сотрудникам полная свобода действий для работы и самореализации

Снижение  убытков при работе в условиях дефицита

Снижение убытков при отсутствии менеджера

Высокие затраты  на протяжении всей деятельности организации

Малые затраты на менеджера

Большие затраты на координацию работ

Плохая координация  работ

Низкая  мотивация сотрудников в экономии ресурсов

Высокая мотивация  сотрудников в экономии ресурсов

Низкая мотивация  сотрудников

Эффективность выполнения работ

Быстрое решение 

Медленное решение

Медленное решение

Использование творческого  потенциала только лидера

Использование творческого потенциала лидера и сотрудников

Использование творческого  потенциала только сотрудников 

Четкое  расположение ролей

Неясное разделение ролей 

Отсутствие разделения ролей

Зависимость от лидера

Независимость от лидера

Независимость от лидера

Социальная  эффективность

Потеря инициативы среди  сотрудников 

Инициативность, предприимчивость сотрудников

Инициативность, предприимчивость сотрудников

Только  организованная забота о молодежи

Более высокая  заинтересованность в будущей смене  менеджеров

Отсутствие  какой-либо заинтересованности и заботы о персонале и его развитии

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"