Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:29, контрольная работа
Несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и направлений, можно выделить четыре основные сложившиеся школы
1. Школа научного управления.
2. Административная или классическая школа.
3. Школа человеческих отношений
4. Математическая школа управления.
1. Основные школы менеджмента.
2. Стиль работы руководителя. Факторы и условия, влияющие на формирование стиля руководства.
3. Составьте таблицу использования административных, экономических, социально-психологических методов управления в вашей организации. Сделайте выводы. Результаты представьте в виде таблицы.
Принципы управления Файоля:
1. Разделения труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счёт сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ,
а ответственность есть её
3.Дисциплина.Дисциплина
4.Единоначалие.Работник
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчинённость личных интересов общим.
7. Вознаграждения персонала. Для того,
что бы обеспечить верность и
8.Централизация. Как и
9. Скалярная цепь. Скалярная цепь
- это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях,
начиная от лица, занимающего самое высокое положение в
этой цепочке - вниз до руководителя низового звена. Было бы
10. Порядок. Место - для всего и всё на своём месте.
11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
Высокая текучесть кадров
13. Инициатива. Инициатива означает
14.Корпоративный дух.
Союз это сила. А она является результатом
3. Школа «человеческих отношений»
Школа «человеческих отношений» явилась
попыткой менеджмента рассматривать каждую
организацию как «социальную систему».
Основоположник этой школы Э. Мейо (1880-1949)
считал, что организация обладает единой
социальной структурой. И задача менеджмента состоит
в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям
между членами организации развивать
Достижением Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.
В рамках школы «человеческих отношений»
сформирован целый ряд теорий. Среди них можно выделить,
прежде всего, «Теорию Х» и «Теорию У» Д.
Макрегора (1906-1964). Автор этой теории в книге «Человеческая сторона
предприятия» выдвинул в 1960 г. два следующих
положения, характеризирующих
Особый интерес представляет теория мотивационной гигиены Ф. Герцберга, изложенная в его книге «Труд и сущность человека» (1960 г.). В ее основе лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека. Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу, автора книги «Мотивация и личность» (1954). Он предложил классификацию целей индивидуума и ранжирование их по степени важности. Им выделены пять видов потребностей: физиологическая потребность, потребность в безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении к себе, в самоуважении.
Один из первых представителей отечественной
управленческой науки, который примыкал
к школе человеческих отношений, - Н.А. Витке.
Он полагал, что управление состоит в целесообразном
сочетании людских воль. Руководитель,
по его мнению, прежде всего социальный
техник или инженер - в зависимости от его положения в
Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов. Недостатки Мэйо и его последователей, по мнению Л. Урвика, прежде всего, выражаются в том, что мэйонисты обнаружили утрату осознания специфики больших социальных и технологических систем, придерживались предпосылки, будто рабочими можно манипулировать, чтобы вогнать их в существующие промышленные рамки. Они исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желанны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов. Более того, они смешали цели и средства, предположив, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации.
Первым, кто соединил классическое и бихевиоральное
направления менеджмента в
4. Математическая школа менеджмента
Математическая школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг., прежде всего, в управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.
Исследование операций в области менеджмента - это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Авторы книги «Основы менеджмента» указывают, что ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными показателями. Формирование и развитие этой школы связано с такими именами как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники».
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.
Исследование операций и моделей. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества.
После создания модели, переменные задаются количественными значениями.
Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.
Влияние количественного подхода. Влияние науки управления
или количественного подхода было значительно меньше,
чем влияние поведенческих
2. Стиль работы
руководителя. Факторы и условия,
влияющие на формирование
Стиль работы руководителя.
В настоящее время при формирован
Эффективность стилей руководства по отдельным элементам деятельности организации.
Слагаемые эффективности |
Стиль руководства | ||
авторитарный |
демократический |
либеральный | |
Эффективность достижения цели |
Обеспечивает выживание в случае кризиса |
Использует рыночные шансы для заинтересованных сотрудников |
Предоставляется сотрудникам полная свобода действий для работы и самореализации |
Снижение убытков при работе в условиях дефицита |
Снижение убытков при отсутствии менеджера |
Высокие затраты на протяжении всей деятельности организации | |
Малые затраты на менеджера |
Большие затраты на координацию работ |
Плохая координация работ | |
Низкая мотивация сотрудников в |
Высокая мотивация сотрудников в экономии ресурсов |
Низкая мотивация сотрудников | |
Эффективность выполнения работ |
Быстрое решение |
Медленное решение |
Медленное решение |
Использование творческого потенциала только лидера |
Использование творческого потенциала лидера и сотрудников |
Использование творческого потенциала только сотрудников | |
Четкое расположение ролей |
Неясное разделение ролей |
Отсутствие разделения ролей | |
Зависимость от лидера |
Независимость от лидера |
Независимость от лидера | |
Социальная эффективность |
Потеря инициативы среди сотрудников |
Инициативность, предприимчивость сотрудников |
Инициативность, предприимчивость сотрудников |
Только организованная забота о молодежи |
Более высокая заинтересованность в будущей смене менеджеров |
Отсутствие какой-либо заинтересованности и заботы о персонале и его развитии |