Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:29, контрольная работа
Несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и направлений, можно выделить четыре основные сложившиеся школы
1. Школа научного управления.
2. Административная или классическая школа.
3. Школа человеческих отношений
4. Математическая школа управления.
1. Основные школы менеджмента.
2. Стиль работы руководителя. Факторы и условия, влияющие на формирование стиля руководства.
3. Составьте таблицу использования административных, экономических, социально-психологических методов управления в вашей организации. Сделайте выводы. Результаты представьте в виде таблицы.
У каждого стиля руководства есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других - не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.
Факторы и условия, влияющие на формирование стиля руководства.
Треть сознательной жизни человека проходит на производстве. И то, в каких условиях протекает трудовая деятельность, какова общая психологическая обстановка в коллективе, каковы деловые и личные взаимоотношения, оказывает огромное влияние на результаты труда, количество и качество производимой продукции и даже - много шире - на всю жизнь человека.
В последние годы происходят большие социальные перемены в обществе и на производстве, а в сознании людей значительные и радикальные психологические процессы.
Природа этих процессов не стихийна, и возникли они не случайно. Вся предшествующая история экономического и социального развития нашего общества, история становления человека - труженика подготовила почву и создала условия для использования психологической науки в качестве мощного средства активизации человеческого фактора во всех областях производственной и духовной деятельности.
Одно из важнейших направлений
Морально-психологический
климат (МПК) - это преобладающий в группе
или коллективе относительно устойчивый
психологический настрой его членов, проявляющийся во
всех многообразных формах их деятельности.
Морально-психологический
Вполне естественно предположить, что именно ценностные ориентации определяют состояние морально-психологического климата в коллективе. Это вытекает из предложенного выше определения коллектива, в основе которого лежит представление о ценностно-ориентационном единстве его членов. Логика данной закономерности состоит в том, что если достигнута достаточно высокая степень единства ценностных ориентаций членов того или иного коллектива, то тем самым исключены условия для формирования отрицательного морально-психологического климата. Там, где такое ценностно-ориентационное единство не достигнуто и в человеческих отношениях преобладают индивидуальные, личностные ценности, а тем более эгоистические интересы, в коллективе всегда будет сохраняться почва для развития отрицательного морально-психологического климата.
Важнейшая особенность морально-
Морально-психологический климат - один не только из наиболее подвижных, но и из наиболее значимых компонентов в структуре социально-психологических условий и важнейших факторов всей жизнедеятельности трудового коллектива. Высокая значимость МПК обусловлена, прежде всего, тем, что он отражает господствующее внутреннее состояние трудового коллектива, его психологическую атмосферу. А поскольку трудовая деятельность занимает в нашей жизни важнейшее место и совершается через участие каждого в совместной работе трудового коллектива, то и характеристики утвердившегося в данном коллективе морально-психологического климата представляют собой значимую социально-психологическую составляющую образа жизни каждой личности.
Процесс формирования личности всегда длителен, сложен, требует коллективных усилий. Его эффективность зависит от многих факторов, таких, как уровень развития коллектива, личность руководителя (его профессионализм, опыт, социальные установки, нравственные качества) и др. Среди этих факторов на одно из первых мест надо поставить морально-психологический климат, который не только формирует непосредственное отношение окружающих к тому или иному человеку, не только дает оценку его деятельности, но и является своеобразным механизмом обратной связи, который через нравственно-психологическую атмосферу оказывает огромное воздействие на каждого члена трудового коллектива. Морально-психологический климат влияет на процесс реализации разнообразных отношений в коллективе, которые, в конечном счете, приводят к тем или иным изменениям в психологическом состоянии каждого его члена.
Но, как указывает в своих работах профессор Б.Д. Парыгин, морально-психологический
климат коллектива - не простая сумма психических состояний
Через морально-психологический
По существу, морально-психологический
климат - интегральный показатель уровня
развития трудового коллектива. Это закономерность
находит отражение и в содержании предложенных
выше определений климата и
Основная связь между уровнем развития
группы, коллектива и состоянием морально-психологического
климата заключается в том, что чем выше
уровень развития, тем выше, тем благоприятнее в нем морально-психологический
Так же на морально-психологический
Формирование единства мотивации у членов коллектива и должно стать важнейшей задачей руководства.
Положительный морально-психологический
3. Составьте
таблицу использования
Методы управления в СПЧ ФПС по Тюменской области.
Название методов |
Как используются методы |
Административные |
- Административные методы управления основываются на принципе единоначалия, дисциплины и ответственности. Таким образом, они предполагают, что вся деятельность подразделения основывается на жестком подчинении сотрудников и на их беспрекословном выполнении указаний. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных. Административные методы управления оказывают прямое непосредственное воздействие на личный состав (любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению) через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль их выполнения, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Они необходимы для поддержания дисциплины труда и обеспечения организационной четкости, которая необходима для эффективной работы сотрудников СПЧ. Внутри подразделения взаимоотношения вышестоящего руководства их подчиненных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. |
Экономические |
- это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие подразделения. Таким образом, экономические методы направлены на экономическую заинтересованность сотрудников, повышение эффективности работы, активизацию деятельности, путём экономического стимулирования, создание благоприятных экономических условий для функционирования и успешного развития Специализированной Пожарной Части. |
Социально-психологические |
- это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Эти методы специфичны, а именно их особенность заключается в том, что используются в значительной доле неформальные факторы, интересы группы, коллектива, в процессе управления персоналом. Значительная роль в управлении личным составом отдается социально-психологическим методам воздействия. Необходимость существования этих методов обусловлена тем, что менеджмент - это, в общем, координация деятельности сотрудников в подразделении. Эффективность деятельности сотудников и управление им зависит, как и от объективных факторов, так и от субъективных, в том числе и от социально-психологических (например, психологический климат в коллективе). Для результативного воздействия на личный состав СПЧ необходимо знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но ещё и осуществлять управляющее воздействие. |
Выводы: Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, а эти условия могут создаваться только высококвалифицированной и обученной группой руководительского состава. Управляющий персоналом не может достичь успеха в управлении коллективом без знания и применения методов воздействия на личный состав, даже если он имеет все личностные характеристики, которыми должен обладать успешный в своем деле менеджер. На данном этапе развития менеджмента и экономики считается, что эффективность организационно - правовых и экономических методов примерно в два раз больше, чем психологических, но последние в данное время приобретают всё большую значимость, т.к. сотрудники подразделения - это индивидуумы, имеющие свои ценности, потребности и личностные характеристики. |
Литература.
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации;
7. В.И. Бовыкин, Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления, М.: Экономика, 1997;
8. И.М. Бухалков, Внутрифирменное планирование, М.: ИНФРА-М, 1999;