Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:01, контрольная работа
Тема лидерства в последнее время приобретает все большую популярность и особенно в бизнес среде, что связано в первую очередь с требованиями объективной реальности и возросшей потребностью в «сильных личностях». Сегодня рынок рабочей силы в России становится более стабильным и понятным. Уходят благодатные для «охотников за головами» времена, когда можно было найти высококлассного специалиста в не известной никому компании и переманить его вдвое большей заработной платой.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие лидерства в менеджменте………………………………………….4
2. Принципы построения организационных структур
управления. Понятие нормы управляемости…………………………………..6
Задача…………………………………………………………………….............12
Тест……………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы…………...……………………………................................15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие лидерства в менеджменте………………………………………….4
2. Принципы построения организационных структур
управления. Понятие нормы управляемости…………………………………..6
Задача………………………………………………………………
Тест……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………...………………
Введение
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются термины «лидерство» и «лидер». Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации –это не одно и то же. Менеджер в своём влиянии на работу подчинённых и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, её питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчинённых. Соответственно отношения «начальник –подчинённый», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер –последователь».
Тема лидерства в последнее время приобретает все большую популярность и особенно в бизнес среде, что связано в первую очередь с требованиями объективной реальности и возросшей потребностью в «сильных личностях». Сегодня рынок рабочей силы в России становится более стабильным и понятным. Уходят благодатные для «охотников за головами» времена, когда можно было найти высококлассного специалиста в не известной никому компании и переманить его вдвое большей заработной платой. Поэтому сейчас, для того чтобы как удерживать, так и привлекать на работу сотрудников, руководителю и нужны надежные инструменты лидерства.
Лидерство –это тип управленческого взаимодействия, способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия для достижения конкретных целей. Также лидерство –это возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежит авторитет, признание высокого уровня квалификации, доверие, личные симпатии и т.п.
Подлинным лидером способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает признание всего коллектива. Восприятие такого лидера окружающими происходит по модели «лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство –процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности. Это идеальная ситуация, к которой по большому счёту должен стремиться каждый хороший руководитель. Однако в реальной жизни нередко случается, что лидером становится человек, который занимает в организации далеко не руководящий пост. Неформальное лидерство –это процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям. Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в системе власти, но определённой властью над людьми всё же обладает. Он как бы управляет своим примером, убеждением, воодушевлением. Его влияние на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. [5,c.150-151]
Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях. Лидерство преимущественно сроится на отношениях «лидер –последователи», а не «начальник –подчинённые».
Выделяются основные функции лидера, который:
Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.
Перед менеджером постоянно возникает дилемма: «Что важнее –дело или люди?». Предпочтение надо отдавать людям. Будет внимание к людям –будет успех в деле. В этом и состоит подлинная сущность лидерства.
Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером. Таковым может быть человек, обладающий определёнными качествами, приведённым в таблице 1.[6,c.140-142]
Качества лидера
Качество |
Краткая характеристика |
Честность |
Полная ясность по поводу соблюдения нормы общечеловеческой морали. |
Интеллект |
Быстрота, гибкость и прогностичность ума; устойчивое внимание, умение владеть речью; любознательность. |
Способность понимать людей |
Умение почувствовать собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно. |
Устойчивость взглядов |
Адекватная реакция на ситуацию; контроль над эмоциями; постоянство действий. |
Уверенность в себе |
Стремление брать на себя ответственность; осведомлённость о своих достоинствах и недостатках; настойчивость в достижении целей. |
Скромность в быту |
Отсутствие стремления к показной роскоши; рационализм в обращении с вещами. |
Эрудированность |
Широта и глубина познания в различных областях науки и техники; хорошая осведомлённость в философии, политологии, истории;знания в области человековедения. |
Структурный подход к организации
позволяет упорядочить задачи, распределить
роли, полномочия и ответственность.
Структурированность является свойством
любой системы. Элементы системы
образуют целое благодаря связям.
Под структурой системы обычно понимают организацию связей и отношений между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем и элементов, каждому из которых соответствует определенная функция. Свойства структуры организации во многом определяют ее поведение. Главной характеристикой качества структуры любой экономической системы является сбалансированность, пропорциональность ее частей (подсистем). Итак, структура организации — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Структура любой организации состоит из функциональных единиц: управлений, отделов, секторов и т.д.
В теории организации и
теории управления чаще используется
понятие организационной
Организационная структура управления — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное, с целями, функциями, распре делением полномочий между менеджерами. В рамках организационной структуры управления протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. В литературе по менеджменту приводится множество трактовок ОСУ, которые отражают сложность и многозначность этой категории.
Организационная структура управления (ОСУ) – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется. В период процесса организации структура упорядочивается, усложняется, включаются новые связи, оптимизируется пространственное расположение элементов, развиваются групповые связи. В период процесса дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность системы нарушается.
Многозначность понятия ОСУ
Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур.
Элементы. Элементами являются как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие, выполняющие определенную функцию управления), так и органы управления — отделы и службы, выполняющие определенные функциональные обязанности. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого разделены функции и задачи управления. С этих позиций ОСУ — форма разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение цели.
Связи. Отношения между элементами поддерживаются с помощью связей. В любой организационной структуре работают горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми, вторые — это связи подчинения (властные отношения внутри организации), необходимость в них возникает при наличии различных уровней управления, на каждом из которых— свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления и нижние (руководство организации в целом — менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях формируется средний слой, который, в свою очередь может состоять из нескольких ступеней.
Принципы формирования организационной структуры. Понятие организационной структуры тесно связано с такими понятиями, как соотношение ответственности и полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных структур. Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:
• принцип иерархичности уровней управления — каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
• принцип целеполагания — ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;
• принцип соответствия — в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры — с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий);
• принцип разделения труда — ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;
• принцип ограничения полномочий — полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;