Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:00, контрольная работа
Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Менеджмент непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, а не обществом в целом. Существует, однако, мнение что менеджмент необходим и для государственных организаций.
В основе возникновения менеджмента лежит отделение капитала-собственности от капитала - функций. Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:
v Органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться с все возрастающими трудностями управления;
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра__________________
Факультет_______________
Контрольная рабта
По Дисциплине_________________
Преподаватель_________________
Студент__________________
Курс___№ группы_________
Личное дело______________
Москва 2012
ВВЕДЕНИЕ
Как самостоятельный
вид деятельности менеджмент начал
формироваться во второй половине XIX
века. Менеджмент непосредственно относится
к управлению бизнесом, предпринимательской
фирмой, а не обществом в целом.
Существует, однако, мнение что менеджмент
необходим и для
В основе возникновения менеджмента лежит отделение капитала-собственности от капитала - функций. Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:
v Органическим
строением капитала, развитием машинного
производства, возрастанием требований
к управлению, неспособностью собственника
и предпринимателя справиться
с все возрастающими
v Возникновением
большого количества субъектов
рыночной экономики,
v Развитием конкуренции
и неустойчивостью рыночной
v Появлением
крупных корпораций, приводящим
к увеличению объема и
v Рассредоточением
собственности между
Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления - заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым условием
этих изменений является постоянное
совершенствование управления в
социальных системах на основе всестороннего
использования достижений науки, техники
и передового опыта. Большое внимание
уделяется теоретическим и
Многовековое развитие предопределило
выделение управленческой деятельности
в отдельную функцию, которая
по своему назначению и содержанию
отличается от производственной. Это
в XVII- XVIII в. и связано с зарождением
капитализма и индустриального
прогресса европейской
Впервые функциональную администрацию
ввел Тейлор, предложивший заменить старый
аппарат (мастер на все руки) новым
руководящим персоналом (компетентный
специалист). Тейлор в организацию
управления два новых отдела: плановое
бюро и отдел кадров. Расширение
круга обязанностей к повышению
степени ответственности
Идеи функциональной администрации
и принцип единона-чалия
Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно-функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления. Структурным - потому, что функции определяют структуру организации. У Тейлора одна функция (планирование) - одно структурное подразделение, у Файоля - 5 функций и целая система функциональных служб.
В дальнейшем, Гьюлик формулирует уже 7 функций: планирование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджетов.
Современное определение управления
включает всефайолевские функции; разработанная
им модель функции оказалась настолько
плодотворной, что явилась основой
для конкретизации данного
Функции управления. Для осуществления управления (разработки управленческого воздействия) необходимо выполнять различные виды управленческих работ, которые получили название функции. Различают общие и конкретные (специфические) функции управления. Общие функции универсальны, выполняются в любом подразделении аппарата управления. Конкретные функции связаны с управлением персоналом, финансами, материальным обеспечением и т.д.
В современной теории управления к функциям относят: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Каждая из основных функций является для организации жизненно важной. Вместе с тем, планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других. "Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть". (А.С, Макаренко).
Планирование - это процесс разработки плана, определя-ющего: кто, что, с использованием каких ресурсов и когда должен выполнить. Для осуществления планирования необходимо сформулировать цель (желаемый результат). В зависимости от времени достижения целей планирование может быть стратегическим (подчинено разработке курса развития организации на длительный период), тактическим (основано на методах реализации стратегии на среднесрочный период, например, 5 лет), оперативным (связано с повседневным выполнением задач).
Характер взаимосвязи между
планами организации
Обратившись к истории российской экономики, необходимо подчеркнуть, что в командно-административной системе планирование имело решающее значение. Его главной чертой выступала директивность - обязательность выполнения предписанных заданий, что позволило создать второй в мире по величине индустриальный потенциал, без которого победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна.
В новых условиях хозяйствования планы перестают играть роль директив, они становятся инструментами использования новых путей и способов совершенствования работы организации, усиления ее позиции на рынке.
Чтобы планы были реализованы, а
цели достигнуты, необходимо создать
для этого наилучшие условия,
осуществить функцию
Основной показатель высокой организации управления в настоящее время - быстрая реакция на изменение факторов внешней среды.
Для достижения целей необходимо осуществить деятельность, направленную на активизацию работающих в организации, побудить их эффективно трудиться реализовать функцию мотивации.
Процесс мотивации включает установление
неудовлетворен-ных у
Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития (привлечение к выполнению более сложных заданий, направление на обучение, стажировку).
Существуют несколько подходов
к организации мотивации
принуждение - основано на страхе подвергнуться наказанию, например, в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу, штрафа;
вознаграждение - в виде систем материального (премии, участие в прибыли) и (благодарности, грамоты) стимулирования труда;
солидарность - развитие у работников
ценностей и целей, совпадающих
с ценностями и целями организации,
что достигается путем
приспособление - этот вид мотивации
требует делегирования
Применение каждого из видов
мотивации или их сочетания зависит
от конкретных условий, в которых
работает организация. Например, солидарности
придается большое значение там,
где ценится роль командной или
групповой работы. В истории отечественной
промышленности этот метод использовался
совместно с такими принципами социалистической
идеологии, как взаимовыручка, взаимопомощь.
В сегодняшних условиях данный метод
требует переноса внимания на создание
сильной организационной
На обеспечение
Контроль непрерывно связан с остальными
функциями управления и, с одной
стороны, зависит от них, с другой
- предопределяет их содержание. Главные
инструменты реализации данной функции
- наблюдение, проверка всех сторон деятельности,
учет (сбор, регистрация и обобщение
всей информации, необходимой руководству
для принятия решений) и анализ (сопоставление
полученных результатов с запланированным
уровнем, выявление причин отклонений).
Например, на производстве контроль может
осуществляться в виде наблюдения с
использованием различных контрольно-
Неотъемлемым элементом
Чтобы контроль был эффективным, он должен обладать свойствами: иметь стратегическую направленность; быть ориентированным на результаты; быть своевременным, гибким, простым, экономичным; использовать средства и методы, соответствующие контролируемому виду деятельности. Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация.
Функция контроля не является конечным
пунктом процессауправления, такой
конечной точки в управлении не существует,
так как каждая управленческая функция
движима другой. Пользуясь результатами
контроля, предприятие ставит новые
цели, разрабатывает новые планы,
принимает решения в области
организации и мотивации труда.
Таким образом, управление является
непрерывным циклическим