Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:25, контрольная работа
1. Приведите определения понятий «воспитание» и «социализация», данные различными авторами в учебниках педагогики справочной литературе. Как соотносятся эти понятия?
В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе» дается следующее определение: «Воспитание - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт социологии и права
Кафедра профессионально-педагогической деятельности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Вариант 2
Институт социологии и права
Группа 3ТГ-311С
Скитер М. В.
Екатеринбург
В учебнике Н.И. Болдырева «Методика
воспитательной работы в школе» дается
следующее определение: «Воспитание -
это целенаправленная и взаимосвязанная
деятельность воспитателей и воспитанников,
их отношения в процессе этой деятельности,
способствующей формированию и развитию
личности и коллективов».
«Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание не как деятельность, а как процесс: «Воспитание - объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».
Л.Н. Толстой, немало внесший
вклад в формирование отечественной педагогики,
определял воспитание как воздействие:
«Воспитание есть воздействие на сердце
тех, кого воспитываем… Воспитание, есть воздействие
одного человека на другого с целью заставить
воспитываемых усвоить известные нравственные
привычки».
Таким образом, воспитание - это целенаправленное
формирование личности на основе формирования
1) определенных отношений к предметам,
явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения;
3) поведения (как проявления отношения
и мировоззрения).
«Социализация
- это процесс усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый
в общении и деятельности. Социализация
может происходить как в условиях стихийного
воздействия на личность различных разнонаправленных
обстоятельств жизни, так и в условиях
образования и воспитания - целенаправленного,
педагогически организованного, планомерного
процесса и результата развития человека»-Большая
психологическая энциклопедия.
Это развитие происходит под воздействием
социальной среды, общности в определенной
ситуации и прежде всего в ситуации обучения
и воспитания. Это соотносится с тем, что
все положения прогрессивной педагогической
психологии акцентируют важность развивающего,
воспитывающего обучения средствами всех
учебных предметов.
Развитие человека происходит в его взаимодействии
с другими людьми, в деятельности, в процессе
обучения и воспитания, и это одно из основных
положений педагогической психологии.
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "ребенок
развивается, воспитываясь и обучаясь,
а не развивается и воспитывается и обучается.
Это значит, воспитание и обучение заключается
в самом процессе развития ребенка, а не
надстраивается над ним; личностные психические
свойства ребенка, его способности, черты
характера и т.д. не только проявляются,
но и формируются в ходе собственной деятельности
ребенка". Отсюда следует психологический
тезис необходимости специальной организации
учения школьника как его учебной деятельности.
Однако сегодняшний школьный процесс,
учебная деятельность переживают достаточно
сложный период, как и всё наше общество.
2. Обозначьте основную,
на ваш взгляд проблему
В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.
Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.
Таковы, с моей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.
Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.
Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:
• приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;
• замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;
• обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;
• восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;
• система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;
• прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;
• расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;
• максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);
• укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;
• гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;
• аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;
• расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.
Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Из этого следует, что культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. Для этого учащиеся должны иметь представление:
1) о месте и роли ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;
2) сути деятельности Совета Европы, Европейского союза, Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации африканского единства, Содружества Независимых Государств и др.;
3) содержании международных документов о правах человека и народов, которые регулируют отношения народов, позволяют принимать действенные меры по разрешению межэтнических конфликтов;
4) культуре народов и государств мира, взаимовлиянии культур и традиций;
5) экономических основах взаимодействия стран и народов, разделении труда между народами, кооперировании предприятий различных стран, передвижении капиталов, рабочей силы и товаров, создании производственных филиалов за пределами национальных территорий;
6) требованиях ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинных причинах отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обосновании необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;
7) политических, экономических, технических, хозяйственных, культурных изменениях, происходящие в мире.
Формирование культуры межнационального общения – длительный и многогранный процесс, связанный с формированием культуры межличностных отношений.
Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, созданный в результате совместной поисковой работы педагогов, учащихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Учащиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.
Могут быть организованы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.
В рамках этой программы могут быть созданы группы переводчиков, экскурсоводов, организованы творческие встречи с представителями разных национальностей, других стран. Целесообразна организация творческих коллективов, представляющих искусство и культуру других народов, например кукольного театра «Сказки народов мира».
Кризисное состояние современного общества послужило причиной возникновения множества проблем в современном воспитании. Среди них одной из самых значительных является проблема воспитания детей в семье. Среди объективных социально-экономических причин неблагополучия в семейном воспитании наиболее важны следующие:
• падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей (резкое социально-экономическое расслоение общества, постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы, рост скрытой и явной безработицы);
• сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
• нерешенная жилищная проблема;
• дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
• резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
• усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде и социуме в целом.
Эти и многие другие проблемы, связанные с формированием личности в условиях неправильного семейного воспитания, требуют особо бережного отношения к детям, входящим в группу риска. Эффективное решение проблем подобных семей возможно только на основе объединения усилий все социальных институтов общества.
Информация о работе Контрольная работа по "Методика воспитательной работы"