Контрольная работа по «Общественное здоровье и здравоохранение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

1. Медицинская демография как наука. Основные разделы демографии. Статика населения. Механическое движение населения (миграция). Значение демографических процессов для здравоохранения.

Файлы: 1 файл

ОЗИЗ №2 5 курс.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

     Информация, однако, требует не только  хранения, но и обработки. Эту  задачу выполняет собственно  ядро АСУ – совокупность программ, в коде которых реализованы общепринятые математические и логические модели для обработки информации, предусматривающие все возможные сочетания данных, а также систему контроля ошибок работы программ. Для работника, выполняющего действия с АСУ, важно, чтобы информация и результаты ее обработки представлялись наглядно, причем в форме, соответствующей требованиям ЛПУ, стандартам Минздрава РФ, при этом достаточно легко воспринимаемой и универсальной. Данное утверждение касается любой информации, как вводимой, так и, в особенности, выводимой после обработки.

     Эти задачи возложены на функциональные  блоки системы, называемыми  формами ввода и вывода. Они представляют из себя наборы полей соответственно для заполнения или показа, идентичных таковым в принятых документальных формах. Например, форма для заполнения амбулаторной карты в АСУ поликлиники имеет те же поля для заполнения, что и бумажная амбулаторная карта, и будет условно называться формой ввода амбулаторной карты пациента. Эта же карта, запрошенная в АСУ для просмотра, будет называться формой вывода амбулаторной карты пациента, и будет представлять из себя набор полей, заполненных значениями, актуальными для данного пациента.

     Информация, предназначенная для  автоматизированной обработки и  хранения в базе данных, должна  быть в гораздо большей степени формализована и стандартизована. Это становится очевидным при возвращении к определению базы данных, которое декларирует общие принципы описания и манипулирования информацией. Для этой цели в состав АСУ включаются справочники и классификаторы с формализованными единицами информации. В качестве примера можно привести классификатор нозологических форм МКБ-9 и более актуальный МКБ-10 («международный классификатор болезней»), входящий в большинство комплексных информационных систем ЛПУ. При вводе информации она сопоставляется с данными классификатора, и из его записей выбирается наиболее подходящая, которая и заносится в базу данных.

Задачи  и требования к  АСУ

Конечную  цель, преследуемую при разработке и внедрению АСУ в ЛПУ это  повышение эффективности работы ЛПУ и снижение финансовых затрат на обеспечение деятельности ЛПУ. Для достижения этой цели, перед АСУ ставятся задачи, выполнение которых достижению цели способствует.  

Основные  задачи АСУ:

- Унификация  подхода к ведению медицинской  документации на больных 
- Унификация подхода к ведению учета материально-технических средств 
- Обеспечение простого доступа к медицинской документации, и документации по материально-техническим средствам

- Использование  накопленной базы информации  и справочных данных для анализа введенной информации и на их основе консультирование и частичная автоматизация принятия решения лечащим врачом.

- Автоматизация  контроля качества медицинской  помощи на основе статистических  данных по выбранным показателям

- Автоматизация  рутинных финансовых операций ЛПУ

- Ведение  архивов документации.

- Предоставление  возможности обмена формализованными  данными с другими ЛПУ, страховыми  компаниями и управляющими учреждениями  с целью упрощения обмена информацией  и, в частности, обеспечения  преемственности в ведении больных.

 
- Предоставление возможности объединения  информационных баз ЛПУ в единые  информационные системы, используемые  в образовательных и научных  целях

Реализация  задач АСУ

     Спектр задач АСУ довольно  широк, поэтому для их решения  информационные системы разделяются на несколько взаимосвязанных модулей, каждый из которых отвечает за свою часть работы системы.  

Модуль  ведения медицинской  документации на пациента.

     Иначе он называется электронная  медицинская карта пациента или  «электронная история болезни». В состав этого модуля входят формы ввода и вывода информации, и средства ее анализа математической и логической обработки. Электронная карта пациента соответствует стандартам Минздрава по оформлению медицинских карт амбулаторных и стационарных больных любого профиля. Вместе с тем, в систему включена библиотека редактируемых макетов, набор из которых собирается индивидуально для каждого врача с учетом особенностей его специальности и принятых в отделении ЛПУ или ЛПУ в целом стандартов ведения документации. В случае, когда требуется вывести на экран или распечатать на бумаге документ, врач выбирает название документа, вводит или открывает в системе данные пациента, при необходимости вводит дополнительную информацию, и, по команде, на экран или печатающее устройство отправляется документ на основе шаблона, поля которого заполнены данными для выбранного пациента. Такая организация работы позволяет существенно ускорять процессы ведения медицинской документации, фактически передавая компьютерной системе все рутинные операции. Кроме того, модуль электронной медицинской карты позволяет просматривать информацию о пациенте в кратком, обобщенном и выборочном виде, отображая только ту информацию, которую запросил врач, избавляя его от длительных поисков нужной записи в документации. Система также позволяет представлять информацию в виде таблиц, графиков и диаграмм, создавая, например, графические температурные листы, или кривую динамики АД пациента.

     При вводе информации используется  та же система шаблонов, позволяющая в зависимости от необходимости использовать либо электронные копии бумажных форм, утвержденных Минздравом, либо свои собственные. Для формализации вводимой информации применяется система справочников, связанная с системой подсказок, автоматически предлагающей возможные варианты заполнения определенных полей. В качестве справочников используются как собственные записи врача или ЛПУ, так и электронные версии общепринятых справочников VIDAL – при вводе информации о назначенной терапии, МКБ-10 – при вводе информации о клиническом диагнозе. Также в системе существует набор стандартных фраз, медицинских заключений и диагнозов, используемых при заполнении протоколов инструментальны и лабораторных исследований, что значительно ускоряет написание этих документов, сокращая временные затраты диагноста на сеанс исследования. Математическая и логическая обработка информации включает в себя сравнение введенных данных с нормой и возвращение заключения о соответствии или несоответствии ей, автоматическая выборка данных для определенных расчетов, например дозировок препаратов на массу тела. Здесь также принимают участие электронные справочники.

     Вся полученная и выводимая  информация может быть как  распечатана, так и сохранена  в файлах общепринятых форматов, кроме того, она может быть представлена в виде, предназначенном для публикации в сети Internet.

Модуль  учета медицинских  процедур и исследований

     Задача этого блока - автоматизация учета, расчета стоимости и составление счетов за медицинские услуги, оказанные ЛПУ в рамках ОМС, ДМС и иной деятельности. В зависимости от выбранных из справочника схемы оплаты, данных для расчета стоимости, информации о скидках\надбавках для данного плательщика, система рассчитывает сумму счета и формирует бланк счета, который можно как распечатать, так и отправить плательщику в электронном виде. Также система интегрирована с кассовыми аппаратами и программами для ведения бухгалтерского учета.

Модуль  управления аптекой  и учетом материалов

     Кроме автоматизации непосредственно лечебного процесса, АСУ включает в себя средства, позволяющие управлять материально-техническим обеспечением ЛПУ. В рассматриваемой нами системе существуют электронные каталоги складов разного уровня – от общего склада ЛПУ до описи инвентаря и лекарственных средств отдельного врача или мед. сестры. Формы ввода и вывода данного модуля позволяют оперативно вносить и получать для изучения приходы, перемещения по отделениям и списания медикаментов и расходных материалов, а также проводить инвентаризацию как вручную, так и автоматически. Среди тех.средств, ускоряющим и упрощающим работу персонала, имеются устройства для считывания штрих-кодов, и подробный справочник штрих-кодов. Вместе они позволяют производить приход лекарственных средств и расходных материалов в буквальном смысле одним движением руки.

    Особое внимание уделено учету особо ценных и наркотических лекарственных средств. Здесь применяется система персонифицированного учета, т.е. выдача и списание строго после подтверждения личности ответственного специалиста и проверки прав на выполнение этих действий. Данный модуль тесно связан с остальными модулями АСУ, что позволяет учитывать использование материально-технической базы в построении статистических отчетов и подготовке бухгалтерской документации, не выходя за пределы системы. 

Модуль  статистики

    Пожалуй, это ключевой модуль для руководителей ЛПУ и аналитиков. Он позволяет получать все виды отчетов, включая разработанные индивидуально. Стандартные отчеты также могут быть представлены в двух видах – как по утвержденным формам Минздрава, так и по принятым внутри ЛПУ формам, наиболее удобным для руководства. Готовые отчеты экспортируются в удобный для пользователя формат, например, совместимый с MSOffice. Учитывая значимость статистической информации, исключительную важность имеет разграничение прав доступа к разным отчетам. В рассматриваемой системе это может быть сделано как на уровне группы пользователей, так и индивидуально.

Другие  модули

Идеальная АСУ – это система с бесконечно расширяемыми возможностями за счет подключения новых модулей, разрабатываемых на заказ под задачи конкретного ЛПУ или являющихся закономерным продолжением развития системы. Рассматриваемая АСУ имеет целый набор модулей, как, например, модуль учета коечного фонда. Модуль подключения медицинского оборудования способен принимать информацию с медицинских приборов, работающих по протоколу DICOM – рентгеновские аппараты, аппараты УЗИ, томографы и др. Интеграция этого модуля с модулем ведения документации на пациента еще более облегчает и формализует процесс построения, заполнения и хранения заключений и протоколов исследований.

     Последняя возможность – это возможность АСУ объединяться с аналогичными системами других ЛПУ. Перед рассмотрением перспектив развития и использования АСУ стоит отметить, что эта возможность является ключевой в современных информационных системах. Она позволяет обмениваться информацией на уровне медицинских карт и справочников, что открывает вторую, гораздо более существенную черту объединения – создания региональных и федеральных баз данных медицинской тематики с последующей глобальной обработкой и анализом информации. 

3. Вычислите показатели  наглядности и  дайте анализ по  следующему условию  задачи: 

Годы Показатель  рождаемости

(на 1000)

Показатель  наглядности рождаемости  в % Показатель  смертности

(на 1000)

Показатель  наглядности смертности в %
2000 9.3 100 14.3 100
2001 9.6 103 14.7 103
2002 10.3 111 15.7 108
2003 10.7 115 15.9 111
2004 10.8 116 15.7 108
2005 10.3 111 16.8 117
2006 10.1 109 15.2 106
 
 

Вывод: анализ показателей наглядности говорит о тенденции роста общей рождаемости по сравнению с 2000г и тенденции роста общей смертности по сравнению с 2000г.

Следовательно:

- поиск  причин роста общей смертности

- принятие  реальных мероприятий по снижению данного показателя. 
 
 
 

4. Существенны ли (достоверны  ли) различия в  индексах КПУ (кариес, пломба, удаление) противокариозной эффективности употребления фторированной воды среди школьников в экспериментальной и контрольной группах, если: Х1 =1,31; m1=±0,07; Х2=1,7; m2=±0,09. 

Информация о работе Контрольная работа по «Общественное здоровье и здравоохранение»