Контрольная работа по "Организационному поведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, но сущность современного бизнеса определяют в первую очередь люди. Каждый работник компании выполняет свою функцию и объединяет свои усилия с коллективными для достижения результата. Ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Руководство организации испытывает удовлетворение, когда организация продолжает своё существование как единое целое. Однако почти всегда стереотипы поведения и отношений членов организации далеко отходят от формального плана руководителей организации.

Содержание работы

Формальные и неформальные группы в организациях, основные стадии развития группы.
Коммуникативные сети и стили в организациях.
Коммуникации, организационные коммуникации, средства коммуникации, элементы коммуникации.
Типология адаптации человека в организации.
Виды кооперации и разделения труда в организациях.
Способы управления организационной культурой.

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН теория организации.docx

— 22.59 Кб (Скачать файл)
  1. Формальные  и неформальные группы в организациях, основные стадии развития группы.
  2. Коммуникативные сети и стили в организациях.
  3. Коммуникации, организационные коммуникации, средства коммуникации, элементы коммуникации.
  4. Типология адаптации человека в организации.
  5. Виды кооперации и разделения труда в организациях.
  6. Способы управления организационной культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области  технического прогресса, но сущность современного бизнеса определяют в первую очередь  люди. Каждый работник компании выполняет  свою функцию и объединяет свои усилия с коллективными для достижения результата. Ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами.

Руководство организации испытывает удовлетворение, когда организация продолжает своё существование как единое целое. Однако почти всегда стереотипы поведения  и отношений членов организации  далеко отходят от формального плана  руководителей организации.

Неформальные  группы, которые образуются в организации, могут при определенных условиях стать доминирующими.

Руководителям среднего звена необходимо примирять  требования неформальных групп организации  с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость  побуждает менеджеров к поиску нестандартных  приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных  выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.

Формальные и неформальные группы

Итак, существует два типа групп: формальные и неформальные. Эти типы групп  имеют значение для организации  и оказывают большое влияние  на членов организации.

Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.

Выделяют  группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.

Группа руководителей  состоит из руководителя и его  непосредственных подчиненных, находящихся  в зоне его контроля (президент  и вице-президенты).

Рабочая (целевая) группа — сотрудники, работающие над выполнением одного задания.

Комитет — группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.

Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

Неформальные  организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.

На эффективность  работы формальных и неформальных групп  влияют одинаковые факторы:

Размер группы. По мере увеличения группы общение  между членами усложняется. Кроме  того, внутри группы могут возникнуть неформальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди чувствуют персональную ответственность  за принятие определенного решения. Считают, что оптимальный размер группы 5 — 11 человек.

Состав (или  степень сходства личностей, точек  зрения, подходов). Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять  группы, состоящие из людей, которые  находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей).

Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой должен соблюдать определенные групповые нормы. (Положительные нормы — нормы, которые поддерживают поведение, направленное на достижение целей. Отрицательные нормы — нормы, которые поощряют поведение, не способствующее достижению целей, например кражи, опоздания, прогулы, употребление спиртных напитков на рабочем месте и др.).

Сплоченность. Рассматривается как мера тяготения  членов группы друг к другу и к  группе. Высокий уровень сплоченности группы может повысить эффективность  функционирования всей организации.

Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельным человеком своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы  не нарушать гармонию группы.

Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность  конфликта. Последствия конфликта  могут быть положительными, так как  позволяют выявить разные точки  зрения (это ведет к повышению  эффективности группы). Отрицательные  последствия заключаются в снижении эффективности группы: плохое состояние  духа, низкая степень сотрудничества, смещение акцента (придание большего внимания своей «победе» в конфликте, а  не решению реальной проблемы).

Статус  членов группы. Он определяется старшинством в должностной иерархии, названием  должности, образованием, опытом, информированностью и др. Обычно члены группы с высоким  статусом оказывают большее влияние  на других членов группы. Желательно, чтобы  мнение членов группы с высоким статусом не было доминирующим в группе.

Формальные  группы обычно выделяются как структурные  подразделения в организации. Они  имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру  ролей, должностей и позиций внутри компании, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальная группа имеет следующие  особенности:

она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип  целесообразности, сознательного движения к известной цели;

она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения  между которыми устанавливаются  по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены только служебные  связи между индивидами, и она  подчиняется лишь функциональным целям.

К формальным группам относятся:

Вертикальная  организация, объединяющая ряд органов  и подразделение таким образом, что каждое из них находится между  двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов  и подразделений сосредоточено в одном лице.

Функциональная  организация, в соответствии с которой  руководство распределяется между  рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ.

Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба  советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

Формальные  группы могут быть сформированы для  выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы  для решения определенной целевой  задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.

Неформальные  группы создаются не распоряжениями руководства организации и формальными  постановлениями, а членами данной организации в соответствии с  их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями и привычками. Данные группы существуют во всех компаниях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные  группы обычно имеют свои неписаные  правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или  неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.

Неформальные  группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему  социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее  длительного межличностного общения.

В зависимости  от стиля поведения неформальные группы можно классифицировать так:

Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно- политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.

Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне  от социальных проблем.

Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная  часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой —  часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних  взглядов у отдельных ее представителей.

 

Стадии развития группы

Группы в своем развитии проходят через несколько стадий.

Характерные особенности  каждой стадии развития групп

Стадии развития групп

Характерные особенности

Начальная стадия формирования (формирование)

Характеризуется неопределенностью  структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения  в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что  они являются частью данной группы

Внутригрупповой конфликт (бурление)

Идет борьба за лидерство  и распределение ролей между  членами группы. После завершения этой стадии становится ясно, кто лидер  в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере)

Обеспечение сплоченности членов группы (нормирование)

Отношения между членами  группы становятся более тесными  и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения  ролей в данной группе

Стадия наивысшей работоспособности  и производительности (выполнение работ)

Группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже  не на распределение ролей и борьбу за власть, а на обеспечение эффективной  работы и достижение высоких результатов

Заключительная стадия (расформирование)

Для временных групп (например, групп, созданных на время осуществления  конкретных задач) выполнение этих задач  становится заключительной стадией  их существования. Чем ближе к  завершению работы, тем чаще члены  группы начинают думать о том, что  данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых  перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно  снизиться


Безусловно, что рассмотренные  стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных  процессах, имеющих место в реальной жизни: иногда бывает трудно отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно; иногда возможен переход с более  высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения  ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том  числе и на заключительной).


Информация о работе Контрольная работа по "Организационному поведению"