Контрольная работа по "Основы идеологии белорусского государства"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 20:53, контрольная работа
Описание работы
1 Политическая культура и идеологические процессы
Политическая культура и идеология – два основополагающих духовных фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов. Если политическая культура представляет собой исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, проверенные компоненты сознания, то идеология несет в себе скорее потенциал изменения, как бы противится существующему статус-кво.
Тоталитарная
(этатистская) культура предполагает наличие
единой официальной идеологии обязательной
для всех граждан. Она ориентирует на построение
идеального общества. По отношению к инакомыслию
существует нетерпимость. Государственная
идеология поглощает почти всю духовную
жизнь общества, ее осуществлению подчинена
экономика, политика и даже жизнь человека.
Авторитарная
(подданническая) культура в качестве
главной ценности рассматривает политическую
власть. Поэтому идеология отходит на
второй план и используется, прежде всего,
для дополнительной легитимизации власти,
мобилизации и объединению вокруг нее
большинства населения. В качестве государственной
выступает не общенациональная, а идеология
правящей бюрократии, которая пропагандирует
существующую модель как наиболее соответствующую
интересам всего народа.
Демократическая (плюралистическая,
рыночная) культура предполагает наличие
развитых идеологических концепций, отражающих
весь спектр социально-экономических
интересов. Их отношения строятся на принципах
толерантности, признания цивилизованных
правил конкуренции, готовности к диалогу
и компромиссу в интересах общественного
развития. Государственная
идеология как официальная здесь невозможна.
В переносном смысле это понятие может
использоваться относительно идеологии
правящей политической партии. Этим подчеркивается
идеологическое воздействие на проводимую
государством в данный момент политику.
Либеральная (переходного периода) культура
характеризуется фрагментарностью и отсутствием
развитых идеологических концепций, имеющих
широкую социальную опору. Характерные
черты фрагментарной культуры: 1) отсутствие
основополагающего консенсуса относительно
базовых ценностей, идеалов и целей общественного
развития; 2) преобладание у ее носителей
локальной лояльности над общенациональной;
3) в отношении различных политических
сил и идейно-политических течений преобладает
конфликтность над диалогом; 4) феномен
противоречивости сознания, когда разные
ценности и идеалы сосуществуют в сознании
человека (суверенитет и единое союзное
государство, рынок и государственное
регулирование, свободы и авторитарный
порядок). В таких условиях большинство
функций культуры не реализуется. Многочисленные
идейно-политические течения стремятся
доказать свою исключительность. Существует
настоятельная потребность в некоей интегральной
общенациональной идеологии, которая
бы позволила сохранить целостность общества,
облегчила коммуникативное взаимодействие
и предложила приемлемые для всех цели.
Политическая культура каждого политического
сообщества имеет свои особенности, обусловленные
ментальными характеристиками народа,
исторической судьбой, спецификой этногенеза,
политическим опытом, религиозным, геополитическим
и другими факторами.
Исследователи политической культуры
отмечают, что в переходном обществе политический
выбор граждан носит преимущественно
психологический, а не идеологический
характер. Поэтому анализ свойств менталитета
социума целесообразно использовать для
понимания содержания и типа отечественной
политической культуры.
В качестве базовых параметров менталитета
можно выделить следующие дихотомические
пары психологических свойств человека:
- экстроверсия-интроверсия (показатель
преимущественной направленности
индивида либо на внешние объекты,
либо на явления его собственного
субъективного мира);
- рациональность-иррациональность (критерий
целеполагания, принятия решений
на основе прагматического интереса,
логики, знаний, информации или благодаря
чувствительно-эмоциональным реакциям,
опираясь на мифы, стереотипы);
- экстернальность-интернальность (предрасположенность индивида
к внешней форме локуса контроля – приписывать
происходящего внешним факторам или внутренней
– ответственность за происходящее в
его жизни человек принимает на себя);
- интенциональность-экзекутивность
(характеристика мотивационного механизма:
наличие целеустремленности и воли или
апатичность и бездеятельность).
Анализ выроженности
этих ментальных свойств в политической
сфере позволяет глубже понять механизм
формирования и функционирования политической
культуры конкретного социума.
Так, Беларуси
свойственна интровертная черта политической
культуры. Это проявляется в консерватизме,
как в быте, так и в политике; низком уровне
социальности: люди больше тяготеют к
малым группам, нежели к большим (партии,
общественные организации национального
уровня); Поэтому белорусский социум не
готов к быстрым и радикальным переменам.
Это служит одной из причин более медленного
реформировании политики и экономики
в Беларуси.
Если рассмотреть
политическую культуру белорусов в рационально-иррациональном
измерении, то она преимущественно иррациональна,
ибо слабо развита нормативность поведения.
Белорусы не привыкли строго придерживаться
правовых (рациональных) норм, а отдают
предпочтение моральным регуляторам,
в основе которых субъективное толкование
понятия, правда, справедливость. Хотя
идея социального порядка, законности
является приоритетной в массовом сознании,
ее реализация рассматривается как исключительно
прерогатива государственных органов,
а не способность граждан к самоорганизации
и жить согласно своих прав и обязанностей.
Низкое правовое сознание – одна из главных
проблем современной политической культуры.
В иррациональной культуре белорусского
общества эмоциональность доминирует
над прагматичностью, что ведет к замкнутости,
мешает социальному взаимодействию, ограничивает
альтернативные варианты в отстаивании
собственных социально-политических интересов.
Массовое сознание с иррациональной чертой
склонно к восприятию и творению различных
мифов, причем независимо от идеологической
ориентации.
Социологическое
исследование белорусских ученых показали,
что даже при оценке социально-экономического
развития других стран преимущество отдается
эмоционально-окрашенному критерию «свои
– чужие», а не более рациональному «хорошее
– плохое». При необходимости выбора между
«хорошим и чужим» и «плохим, но своим»
векторами, осторожные белорусы, скорее
всего, предпочтут «плохой, но свой» вектор.
Это необходимо учитывать при использовании
внешнего опыта в разработке своей концепции
реформирования общества. Наибольший
эффект скорее всего будет от заимствования
позитивного опыта «своих» – России и
Украины и проблематично рассматривать
позитивные перемены в восточноевропейских
и прибалтийских странах («чужие») как
фактор развития политического сознания
большинства нашего населения.
Нельзя однозначно
сказать о преобладании в менталитете
белорусов интернальной или экстернальной
черты. На индивидуальном уровне заметно
проявление первой (поиск причин неудачи
в себе и ликвидировать негативные следствия
самостоятельно). Но низкий уровень социальной
интегрированности приводит в кризисных
ситуациях к типичному для экстернальности
пассивному ожиданию или панической суете
и эмоциональной категоричности по отношению
к политическим оппонентам. Экстернальная
черта не позволяет ее носителям занять
твердую позицию, и поэтому белорусские
политики и избиратели часто выбирают
между «большим и малым злом».
В современной
политической белорусской культуре преобладает
экзекутивная черта. В политике это проявляется
в доминировании созерцательного способа
поведения над активным. Социумы с такой
чертой апатичны, легко поддаются внешнему
влиянию, имеют потребность в сильном
и волевом союзнике. Это приводит к тому,
что выгодные позиции на международной
арене занимают конкуренты.
Отмеченные черты
политической культуры характерны для
народов, которые еще не сформировались
как нации государственные, не выработали
форм рыночного взаимодействия в различных
сферах общественной жизни и поэтому социальная
трансформация неотрывна от современной
модернизации политической культуры.
“Психологическая
оснащенность” социума свидетельствует
о предрасположенности к определенным
формам сознания и поведения, реализация
которых зависит от конкретных исторических
обстоятельств. Поэтому для понимания
динамики политической культуры целесообразно
обратиться к базовым ценностям белорусов
и их исторической обусловленности. Их
природа в решающей роли определяется
фактором универсальной геополитической
и цивилизационно-культурной срединности
или евроцентризма белорусского этноса.
Жизненная необходимость поддержания
равновесия, баланса разнонаправленных
сил и взаимодействий, в сфере которых
неизменно находился белорусский народ,
и послужили основой толерантности белорусов
как мировоззрения и этики поведения.
Толерантность как важная черта демократической
культуры была характерна для белорусов
во времена Великого княжества Литовского,
где мирно сосуществовали представители
различных наций и конфесий. Взаимодействие
различных культурных и религиозных систем
также способствовало предотвращению
радикализма, сформулировали склонность
к неторопливому разрешению проблем, к
компромиссам и согласию. В общественной
жизни ВКЛ сформировались и другие демократические
ценности – законопослушность, патриотизм
граждан, и значение институтов представительной
демократии (“Сойм”, местное самоуправление
в городах на основании Магдебургского
права). К сожалению, крайне неблагоприятные
условия привели к утрате многих демократических
традиций. Опустошительные войны, многовековое
отсутствие своего государства, полонизация
и русификация XVII – XX вв., революции и “классовая
борьба”, религиозная “разорванность”
народа, господство тоталитарного режима
в значительной мере деформировали белорусский
менталитет. Так, негативный многовековой
опыт существования в крайне неблагоприятных
условиях, не поддающихся изменениям,
сформулировал способность к особой приспособляемости
к внешним условиям, подстраиваться под
среду, а не изменять ее. Поэтому толерантность
приобретает негативное содержание для
его носителя, трансформируется в долготерпение
как способ выживания, а законопослушность
– в покорность власти, патриотизм и гордость
за свою культуру, историю – в пренебрежительное
отношение к своему и стремление присоединиться
к более развитой культуре. И все же белорусский
народ оставался верен своей земле. В отсутствии
культурной коммуникации и государственности
именно понятие “тутэйшыя” (связь с землей)
служило выражением своей самобытности,
непохожести на другие народы.
При рассмотрении политической культуры
современного белорусского общества необходимо
учитывать, что с конца XVIII в. Беларусь
стала неотъемлемой частью Российского
государства, а в XX в. – СССР. Влияние российской
политической культуры не могло не оставить
свой отпечаток на политическое сознание
и поведение белорусов. Напомним, что в
триаде: государство – общество – личность
доминантой в России первое. В российской
традиции государственная власть представляется
как абсолютная (тяга к единовластию) и
авторитарная, ибо сильная государственная
власть рассматривается источником стабильности
и порядка, защитником и покровителем
населения. Индивиду и обществу отводится
пассивная роль. Их субъективность определяется
самим государством. Иерархия ценностей
строится сверху вниз – ценности соборности,
коллективизма имеют приоритет над ценностями
индивидуализма и свободы. В Российском
государстве отсутствовали консенсусные
технологии власти в рамках закона и конституции,
социальное и политическое насилие со
стороны государства было не ограниченно
и бесконтрольно. Поэтому использование
в политических конфликтах силовых методов
и элитой, и населением воспринималось
как естественное состояние и норма. По
отношению к власти сформировалось амбивалентное
отношение: с одной стороны, это иррациональный
авторитет власти, завышенные ожидания
от власти, ее мистификация, персонификация,
склонность к харизматическому восприятию
политических руководителей; с другой
стороны, недоверие по отношению к государственным
институтам, страх и ненависть к власти.
Сильное воздействие на политическую
культуру в XX в. оказала практика строительства
и функционирования социалистического
общества, а также монопольное господство
коммунистической идеологии. Это нашло
отражение в утверждении коллективистских
этатистско-патерналистских ценностей,
отказе от принципов индивидуализма и
рыночных механизмов и замене их эгалитаристскими
(уравнительными).
Неспособность конкурировать с капиталистическими
странами обусловили необходимость перестройки
в СССР, которая положила начало социальной
трансформации всей социалистической
системы.
Последовательность перемен определяется
наличием мощных реформистских сил. У
нас переменны были обусловлены, прежде
всего, внешним фактором, роль которого
остается решающей и сейчас.
Большинство населения с надеждой встретили
новые идеи (рынок, демократия, суверенитет),
рассматривая их, прежде всего в качестве
символов материального благополучия,
а не инструментальных ценностей. Сохранились
прежние стереотипы о том, что государство
должно заботиться о светлом будущем народа:
раньше коммунистическим, теперь рыночном.
Между тем, и суверенитет, и рыночные механизмы,
и демократические процедуры полноценно
функционируют и показывают свои преимущества
через индивидуальное участие (субъектность)
большинства населения. Однако понятными
нормами и эффективными моделями поведения
общество не было обеспечено. К новым условиям
смогли адаптироваться самые предприимчивые,
энергичные, психологически сильные и
способные к переменам люди. Позитивные
ценностно-рациональные ориентации сформировались
у той части общества (интеллигенция, молодежь),
которая на интеллектуальном уровне смогла
осознать превосходство новых ценностей.
У большинства же населения после столкновения
с негативными социальными последствиями
экономического кризиса происходит резкое
падение демократических, прорыночных
настроений (видимо, они были преимущественно
эффективными) и растет ностальгия по
советским ценностям. Негативному восприятию
курса на перемены содействовал и пример
реформирования российской экономики
по либеральному сценарию. Находясь в
едином информационном пространстве,
население Беларуси как бы сопережило
все перипетии своих соседей.
Понятно, что такие обстоятельства социально-экономической
и политической жизни не способствуют
формированию демократической политической
культуры в широких слоях населения.
Таким образом, можно говорить об отсутствии
в Беларуси единой политической культуры
и наличия характерной для переходного
общества фрагментарности. Преобладает
патриархально-подданническая субкультура,
социальными носителями которой являются
социально-слабые слои и люди, работающие
в структурах государства. Важнейшей чертой
этой культуры является политическая
бессубъектность. Вторая субкультура
формируется вокруг ценностей, отражающих
потребности развития общества. Ее носители
– молодежь, предприниматели, интеллигенция.
Можно отметить социальные группы, где
доминируют ценности этих субкультур.
Старшее поколение выступает за порядок
– молодежь – за свободу и индивидуальные
права; социально слабые слои – за государственное
регулирование на цены – наиболее адаптированные
(предприниматели, средние слои) – за рыночную
модель; лица низкого социального статуса
и образования за объединение в единое
государство; лица с высоким социальным
статусом и образованностью – за суверенитет.
Основная линия размежевания политическо-культурного
поля Беларуси – этатистско-патерналистская
направленность или инициативная, предпринимательская
позиция личности.
Что в такой ситуации может объединить
всех жителей Беларуси? На наш взгляд,
каждому человеку сейчас наиболее близка
и актуальна мысль о материальном благополучии
и общественном согласии на своей земле.
Можно согласится и с белорусскими учеными
(Бабосов Е.М., Ровдо В.В.), относительно
необходимости использования обновленной
национальной идеи, как основы для национального
консенсуса и платформы для осуществления
целенаправленного реформаторского курса.
Обновленная национальная идея переносит
акцент с этнокультурного аспекта нации
на политический аспект. Это отражает
специфику белорусской ситуации. Процесс
создания государства опережает процесс
формирования национального сознания
и нации. Поэтому сейчас национальная
идея должна базироваться на признании
белорусами всех граждан РБ вне зависимости
от их языка, культуры, религии, политической
идеологии и т.д. У всех нас общая Родина,
общая судьба, общие коренные интересы,
равные права и обязанности.
Важнейшая задача всех граждан страны
на современном этапе – это сохранение
и укрепление независимости Беларуси.
Динамика процесса становления государственности
и граждан нового государства взаимосвязанный
процесс: 1) от каждого человека требуется
самоопределиться и осознать ответственность
за состояние дел в государстве; 2) государство
должно заслужить доверие своего народа.
Устойчивость и перспектива общества
строится на логике развития личности.
Будущее у того государства, которое сможет
предоставить своим молодым гражданам
“жизненное пространство” для самореализации.