Контрольная работа по "Социальному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что нет такого общества, которое могло бы функционировать без разработанной системы правил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований и обязанностей, необходимых для общества.
Объектом исследования является понятие социальный контроль, а предметом – поведение личности в обществе, а также законы поведения масс. Цель работы – изучить понятие социальный контроль. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие социального контроля, изучить его функции, механизмы и формы.

Содержание работы

Введение…...............................................................................................................3
1 Социальный контроль и его формы
1.1 Понятие социального контроля……………………………………………...5
1.2 Функции социального контроля……………………………………………..7
1.3 Механизм и формы социального контроля………………………………....9
2 Контрольно-тестовое задание………………………………………………...16
3 Практическое задание…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

социальный менеджмент контрольная.docx

— 38.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…...............................................................................................................3

1 Социальный контроль и его формы

1.1  Понятие социального  контроля……………………………………………...5

1.2 Функции социального  контроля……………………………………………..7

1.3  Механизм и формы  социального контроля………………………………....9

2 Контрольно-тестовое задание………………………………………………...16

3 Практическое задание…………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….22

Библиографический список……………………………………………………..23

 

Введение

 

Изучение социального  контроля, т.е. совокупности средств, с  помощью которых общество или  социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению  к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать с рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом.

Рассмотрим, например, упорядоченное  внутреннее устройство, наблюдаемое  нами в суете крупного города. Даже беглого взгляда на городскую  жизнь достаточно, чтобы заметить, что десятки тысяч людей в  определенное время занимают свои рабочие  места без каких-либо видимых  корректив и указаний. Тысячи транспортных средств начинают движение по определенным маршрутам без видимых наблюдателей и распорядителей и при этом довольно редко сталкиваются. Множество машинных механизмов работают в строго определенное время и в строго определенной взаимосвязи, причем их продукция передается по длинным цепочкам и непременно достигает потребителей.

Актуальность темы обусловлена  тем, что нет такого общества, которое  могло бы функционировать без  разработанной системы правил и  норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований и обязанностей, необходимых для общества.

Объектом исследования является понятие социальный контроль, а предметом  – поведение личности в обществе, а также законы поведения масс. Цель работы – изучить понятие  социальный контроль. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие социального  контроля, изучить его функции, механизмы  и формы.

Работа состоит из введения, трех глав, контрольно-тестовых заданий, практической части, заключения и библиографического списка.

 

1 Социальный контроль и его формы

1.1 Понятие социального контроля

 

 Слово "контроль" происходит от французского controle, что буквально означает вторичная  запись с целью проверки первой. Первоначально это слово использовалось  преимущественно в бухгалтерском  учете. Однако английское слово  control имеет другой смысл: "господство", "власть", "насилие". Поэтому  термин "контроль" зачастую вызывает  отрицательные эмоции. Для многих  он ассоциируется с насилием, командованием, со словами "поймать", "уличить", "схватить". Такое  представление о контроле уводит  в сторону от его истинного  предназначения.

Контроль - это не опека  и не насилие. Эффективный контроль - это прежде всего совет, помощь, своевременная подсказка, поощрение, одобрение и т. д. Контроль не несет  в себе возмездия за упущения. Контроль - это не чрезвычайная мера, он не является вопросом доверия к сотрудникам, а представляет неотъемлемую часть  управленческой деятельности, его функцию[1].

В период перехода от прежней  системы управления к новой в  России разрушились многие структуры  социального контроля и регулирования  общественных процессов. Это привело  к ослаблению социального контроля.

Необходимость осуществления  действенного контроля заключается  в том, что любая организация  должна обладать способностью вовремя  фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Начавшаяся в  России административная реформа в  числе приоритетных направлений  предполагает переход к эффективному контролю на всех уровнях и во всех сферах как государственного, так  и социального управления.

Социализация касается, прежде всего, индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под  бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают  детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным  человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом  - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Основная задача социального  контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять[2].

Социальный прогресс в  развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое  важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое новое место народ, переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и  обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и  установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при  принятии решений, подсказывая, как  одеваться, как вести себя, как  действовать в той или иной жизненной ситуации.

 

1.2 Функции социального контроля

 

  Социальный контроль выступает как функция социального управления, обеспечивающая его целесообразность и практическую действенность.

В самом общем виде социальный контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых  результатов с запланированными; это система мер, направленных на оценку проделанной работы, выявление  отклонений и их причин, их предупреждение, устранение выявленных отклонений. Задача социального контроля состоит также  в критическом анализе причин отклонения, разработке мероприятий  по их устранению. Социальный контроль - это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и  не нуждаются ли они в известной  корректировке.

В общем процессе управления социальный контроль выступает как  элемент обратной связи, так как  по его данным производится корректировка  ранее принятых решений, планов, а  также норм и нормативов. Поэтому  социальный контроль выступает одним  из главных инструментов выработки  политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы  и достижение ею намеченных целей  как в долгосрочной, так и оперативной  перспективе[3].

Социальный контроль рассматривается  в широком и узком аспекте. В первом случае - это совокупность политических, экономических и идеологических процессов и методов, призванных обеспечить стабильность общества и  государственного строя, соблюдение социального  порядка.

В узком смысле социальный контроль чаще всего сводится к проверке: решений вышестоящих организаций; соблюдения экономических, организационных  и социальных нормативов; выполнения плановых заданий; соблюдения производственной и трудовой дисциплины, правовых норм и т. д.

 

 

1.3 Механизм и формы социального контроля

 

  Процесс социального управления, как известно, осуществляется в двух основных формах - институциональной и неинституциональной. В соответствии с этим осуществляется и функционирование социального контроля.

Институциональная форма  социального контроля реализуется  посредством особого, специализирующегося  на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных органов, учреждений. Главным образом, это - органы, политические институты, которые входят в политическую систему  общества. Институциональный контроль определенным образом организован  и тяготеет к "жестким" формам правовой регламентации и централизации, включает юридически оформленные способы  воздействия на индивидов, нарушающих социальные нормы[4].

Неинституциональная форма  социального контроля представляет собой вид саморегулирования, присущего  различным общественным системам. Функционирование неинституционального контроля основано преимущественно на действии нравственно-психологических  механизмов. Он осуществляется в первую очередь в условиях микросреды, в  первичных социальных группах. К  числу неинституциональных механизмов относятся общественное мнение, традиции, обычаи, социальные привычки и ряд  других социально-психологических  феноменов.

Система социального контроля, как уже отмечалось, включает государственно-правовые и общественные формы. В свою очередь, государственный контроль подразделяется на политический, административный и  судебный.

Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые  реализуют полномочия верховной  власти. В зависимости от политико-государственного устройства это - либо парламент, либо региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут  в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в  законодательных органах.

Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих  должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные  органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность  и качество административной деятельности. Важную роль играет созданное в Администрации  Президента Главное контрольное  управление Президента РФ. Этот вид  контроля органически связан с проверкой  служебной деятельности работников, с оценкой их труда, действий и  поступков.

Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в Российской Федерации  суды: общие, военные, арбитражные и  конституционный. Они рассматривают  протесты и требования органов государственной  власти о признании незаконными  отдельных актов управления; рассматривают  дела о преступлениях работников государственного аппарата; о признании  недействительными актов государственных  органов, нарушающих права и интересы организаций и граждан, и другие вопросы.

Строительство демократического общества предполагает процесс сужения  сферы государственной регламентации  жизнедеятельности граждан, а не наоборот. Государство не должно регламентировать (контролировать) многие стороны частной  жизни своих граждан.

Именно гражданское общество разрушает государственную монополию  на власть, уравновешивает государственную  власть с властью частных лиц  и общественных организаций. Не случайно гражданское общество во многих передовых  странах обеспечило значительное возрастание  степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации  со стороны государства. Для этого  в его структуре формировались  мощные защитные ассоциации (общества защиты прав человека, защиты прав потребителей, союзы предпринимателей и т. п.).

В демократических странах  контроль осуществляется и со стороны  партий, общественных движений и организаций, средств массовой информации, а также  в письмах, жалобах, заявлениях граждан, участии (неучастии) в выборах, референдумах (голосуя, народ выражает свою оценку результатов деятельности органов  власти).

Контроль со стороны населения  над властью позволяет оперативно и достоверно оценивать ситуацию, вносить продиктованные жизнью коррективы в решения органов законодательной  и исполнительной власти. Это свидетельство  социальной активности населения, его  непосредственного участия в  совершенствовании государственного управления; это средство гражданского контроля над государством[5].

Практика показывает, что  чем сильнее гражданское общество, в котором индивиды чувствуют  себя вполне свободными и не испытывают за свое благополучие страха, тем незаметнее контролирующая роль государства, ибо  в таком случае оно функционирует  строго в своих рамках и не вмешивается  в повседневную жизнь своих граждан.

Однако не следует противопоставлять  общественный (гражданский) и государственный  контроль. Они в современных условиях не могут существовать друг без друга, ибо это - две стороны одной  медали. Они взаимодополняют друг друга. Принцип дополнительности, словно специально создан для описания отношений двух видов контроля.

Информация о работе Контрольная работа по "Социальному менеджменту"