Контрольная работа по «Стратегический менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозу и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случайное возникновение непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Макроокружение как система включает такие подсистемы, как политика, экономика, общество, технология, институты, природно-географические подсистемы и т.д.
Чаще всего проводится PEST-анализ (от сочетания первых букв английских слов policy- политика, economy – экономика, society – социум (общество), technology – технология [2, с.92].

Содержание работы

1. Вопрос 5 …………………………………………………………………


2. Логические задания


Задание 5 ……………………………………………………………………..


Задание 19 ……………………………………………………………………


Задание 33 ……………………………………………………………………


3. Задача 10 …………………………………………………………………..



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….

Файлы: 1 файл

Контрольная по стратегическому менеджменту.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

УО «Полоцкий государственный  университет»

 

 

 

 

 

 

                                                                            Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                 студентка группы 03 – Эпз – 2  ФЭФ 

                                                                     Воронько Татьяна Петровна

                                                            № зачетной  книжки   0325010722

 

 

Проверила:                                                  старший преподаватель

                                                                      Плиско Тамара Николаевна

    

 

 

 

 

 

Новополоцк 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Вопрос 5 …………………………………………………………………

 

 

2. Логические задания

 

 

Задание 5 ……………………………………………………………………..

 

 

Задание 19 ……………………………………………………………………

 

 

Задание 33 ……………………………………………………………………

 

 

3. Задача 10 …………………………………………………………………..

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ …………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ,  ПОЛИТИЧЕСКОЙ,  СОЦИАЛЬНОЙ  И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  КОМПОНЕНТ  СРЕДЫ

 

         Любая организация находится и функционирует в среде. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность организации существовать и выживать в определенном промежутке времени.

          Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,  необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала  на должном уровне. Внешняя среда (в зависимости от характеристик факторов воздействия) разделяется на дальнее и ближнее зарубежье [2, с.90]. Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на системы, а дальнее – опосредованное.

          Дальняя  внешняя среда (или макроокружение) является частью внешней среды,  но частью универсальной, общей  для всех организаций. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

         Для того чтобы определить  стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

           Анализ внешней среды служит  инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозу и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случайное возникновение непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.      Макроокружение как система включает такие подсистемы, как политика, экономика, общество, технология, институты, природно-географические подсистемы и т.д.

          Чаще всего проводится PEST-анализ (от сочетания первых букв английских слов policy- политика, economy – экономика, society – социум (общество), technology – технология [2, с.92].

           Схема анализа внешней среды представлена на рисунке 1:

 

 

Постановка задачи на анализ


 

 

Факторы внешней среды


 

экономические

 

Политические

 

Рыночные

 

Технологическ.

 

конкурентные

 

Социальные

 

Международн.



Аспекты анализа

 

Воздействие на текущую  стратегию

Факторы угрозы текущей  стратегии

Факторы возможностей




Перечень внешних опасностей и возможностей


   

             Рис. 1 Анализ внешней среды [4, с.119]           


            Угрозы и возможности проявляются  в семи областях внешнего окружения,  соответственно им группируются  и факторы, которые подвергаются  анализу. Исследование этих групп  факторов позволяет получить  полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации:

а) Экономические факторы охватывают несколько областей влияния внешней среды на фирмы [1, с. 13]: общее состояние экономики, рынок, потребители, поставщики, рабочая сила, технический прогресс и, конечно конкуренция.

           Текущее и прогнозируемое состояние  окружающей экономической среды  может иметь первостепенное значение  в стратегическом планировании  деятельности фирмы. Необходимо  постоянно контролировать и оценивать  такие общие факторы, как темпы инфляции, уровень занятости, платежные балансы, курсы валют и пр. Важно предвидеть, как будет развиваться экономика в будущем, будет подъем или спад производства и т.д. Каждый из таких факторов оценивается под углом зрения конкретной фирмы. То, что для одной фирмы представляет экономическую угрозу, для другой может стать новой возможностью.

 

б) при анализе политических факторов следует следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами, таможенной политикой, направленной против третьих стран, нормативными актами местных органов власти и центрального правительства, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы;

в) рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководству фирмы уточнить ее стратегию и укрепить позицию организации на рынке. Здесь исследуют изменение демографических условий, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных видов товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, занимаемую организацией, емкость рынка или защищенность его правительством;

г) руководство организации обязан постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства (особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально новых технологий), конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи;

д) Анализ конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов. Суть анализа можно свести к поиску ответов на следующие конкретные вопросы: Что движет конкурентом? Что он делает? Что может сделать?  В анализе конкурентов выделяют следующие диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли, изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации быть готовым к потенциальным угрозам.

е) Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, организация как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.

          В нашей стране ряд факторов социальной среды приобрел особое значение. К ним относятся обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок, изменение общественных ценностей;

ж) Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Многие крупные и средние организации активно действуют или собираются действовать на международном рынке. Поэтому руководство фирм должно следить за ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. Нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей. С учетом факторов внешней среды стратегия организации, может быть направлена на поиск защиты у правительства против иностранных конкурентов, укрепление внутреннего рынка или на расширение международной активности.

 

 

 

          Реакция  конкретной организации на воздействие  макроокружения оказывается специфической,  отражающей особенность каждой  организации и ту конкретную  ситуацию, в которой она находится.

          

          В анализ  рыночных факторов входит оценка  текущего состояния рынка и  прогнозирование возможных изменений.  В целом рынок отличается большой  степенью изменчивости, и это  доставляет беспокойство любому  предприятию. Менеджеру необходимо  знать, какие товары и в каком количестве продаются, их жизненные циклы, возможности проникновения на новые рынке.

           Существенным  элементом в исследовании рынка  является изучение покупателя, его  запросов, реакции на цены, демографических  изменений. Учитывая, что от этого в конечном счете зависит выживаемость фирмы, ее менеджмент на основании такого анализа вырабатывает стратегию сохранения своего покупателя и привлечения нового.

          Важно  также провести анализ деятельности  и возможностей предприятий-поставщиков. В практике известны случаи, когда отсутствие хорошего поставщика или его банкротство служит причиной падения производительности, уменьшения прибылей организации, а иногда и прекращения ее существования. Тщательное изучения поставщиков помогает менеджменту фирмы минимизировать такой урон и выбрать наиболее надежного партнера.

          Фактор  рабочей силы рассматривается  как один из главных в ряду  внешних экономических условий,  влияющих на стратегию организации.  Он включает изучение положения дел с рабочей силой в стране на данный, конкретный момент и, что особенно важно, прогнозы на будущее. От того, какой предвидится занятость населения, в каких отраслях она будет возрастать, а в каких предполагается ее отток, зависят и возможности развития той или иной фирмы.

         Ни одна организация, если только  она не является монополистом  в своей отрасли, не может  не учитывать фактические и  возможные реакции своих конкурентов.  Поэтому анализ конкурентов является  необходимым звеном в исследовании  внешней экономической среды. В таком анализе присутствуют следующие диагностические элементы: изучение маркетинговой деятельности конкурента, оценка его текущей стратегии, выяснение будущих целей конкурента. Целью анализа является выявление сильных и слабых сторон конкурента и прогноз его ответных мер на действия организации. Суть анализа можно свести к поиску ответов на следующие конкретные вопросы: Что движет конкурентом? Что он делает? Что может сделать? В анализе конкурентов выделяют четыре диагностические зоны [4, с. 121]: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли, изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянное быть готовым к потенциальным угрозам.

         Учет и анализ политических факторов является важнейшим условием эффективного стратегического планирования. Это, по существу, отношения между государством и бизнесом. Они проявляются в прямом воздействии государства на большой и малый бизнес через издание законов, кодексов, постановлений. Примеров такого воздействия можно привести много. Так, в развитых странах государственный кодекс о труде включает в себя условия найма на работу фирмами, корпорациями, положения о едином рабочем дне, здоровье и безопасности служащих. Производственная деятельность фирмы может внезапно подвергнуться большим изменениям в связи с муниципальным постановлением об окружающей среде и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по «Стратегический менеджмент»