Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Волжский государственный
инженерно-педагогический университет»
Социально-экономический
институт
Кафедра менеджмента
Контрольная работа
по дисциплине
«Стратегический
менеджмент»
Выполнила: студентка МЗ-07-1
Макарова Ю.А.
Проверила: Серебрякова Л.В.
Нижний Новгород
2012г.
Вариант 1.
- Цели и критерии развития ООО «Газ» Дивизион «Автокомпоненты»
Направления развития
- Финансы
- Детальный анализ структуры накладных расходов для выявления путей снижения их уровня
- Решение по утверждению принципов формирования трансфертных цен, действующих внутри Группы ГАЗ и внешних цен
- Детализация финансового учета в разрезе продуктовых групп и продуктов
- Решение по политике капиталовложений
- Производство
- Оптимизация производственных мощностей и загрузке имеющегося оборудования
- Модернизация морально устаревшего оборудования
- Реструктуризация производственных мощностей по продуктовому признаку
- Продажи
- Оптимизация производственных мощностей и загрузке имеющегося оборудования
- Модернизация морально устаревшего оборудования
- Реструктуризация производственных мощностей по продуктовому признаку
Самостоятельное
развитие
- Концентрация управленческих, инвестиционных и прочих ресурсов
- Улучшение существующих продуктов (совершенствование технологий изготовления, улучшение качества, соответствие требованиям потребителей)
- Расширение действующей номенклатуры, в т.ч. для сторонних автосборочных предприятий, опираясь на компетенции, уровень качества и себестоимость, полученные при работе на сборочную площадку ГАЗ
Стратегическое
видение
- Стать лучшим поставщиком с точки зрения качества и цены для сборочной площадки «Группы ГАЗ»
- Быть лидером российского рынка автокомпонентов: обеспечивать потребности большинства OEM и OES
- Стать высоко эффективной компанией с конкурентными ценами на рынке автокомпонентов
- Разрабатывать и производить современные конкурентоспособные продукты
Миссия
Успех в деталях:
Покупателям: Мгновенная реакция
на потребности клиентов.
Сотрудникам: Гордость за производимый
продукт, вовлечение в процесс принятия
решений, стабильная работа.
Поставщикам: Постоянство заказов,
возможность долгосрочного сотрудничества.
Государству: Стабильная работа
предприятия, социальная ответственность.
Стратегические
цели
НИОКР
- Самостоятельное развитие компетенций в разработке и проектировании автокомпонентов по ключевым направлениям
- Привлечение компетенций партнеров в разработке и проектировании автокомпонентов по направлениям «стратегическое партнерство»
Производство
- Оптимизация: максимальная загрузка производственных мощностей, вывод устаревших производств, сжатие производств
- Стандартизация: сбалансированность всех процессов, внедрение и сертификация системы менеджмента качества
- Модернизация: закупка современного оборудования и технологий для ключевых направлений
Закупки
- Оптимизация: максимальная загрузка производственных мощностей, вывод устаревших производств, сжатие производств
- Стандартизация: сбалансированность всех процессов, внедрение и сертификация системы менеджмента качества
- Модернизация: закупка современного оборудования и технологий для ключевых направлений
Рынок
- Оптимизация: максимальная загрузка производственных мощностей, вывод устаревших производств, сжатие производств
- Стандартизация: сбалансированность всех процессов, внедрение и сертификация системы менеджмента качества
- Модернизация: закупка современного оборудования и технологий для ключевых направлений
Поддерживающие цели
- Финансы: Увеличение рентабельности бизнеса
- Персонал: Развитие квалифицированного, мотивированного и результативного персонала
- IT: Автоматизация бизнес-процессов, совершенствование IT-системы
2. Матрица STEP-анализа
внешней среды: Дивизион «Автокомпоненты»
Факторы внешней среды
(глобальные проблемы) |
Краткая характеристика вариантов
развития экономики |
Пессимистичный |
Реалистичный |
Оптимистичный |
1. Социальные
1.1.Наличие квалифицированного
персонала
1.2.Бренд, репутация компании,
имидж используемой технологии
1.3.Изменения законодательства,
затрагивающие социальные факторы
1.4.Оказание бесплатных медицинских
услуг(ДМС)
1.5. Положительное мнение и отношение
потребителей |
+2
+2,3
-4,5
+3,5
+3 |
+4,9
+4,8
-3
+4,5
+4,8 |
+5
+5
+2
+5
+5 |
2. Технологические
2.1.Использование нового оборудования
2.2.Рост использования информационных
технологий
2.3.Использование интенсивных
ресурсо-сберегательных технологий
2.4.Использование «ноу-хау»
2.5.Доступ к технологиям, лицензирование,
патенты
|
+2
+3,1
+3,4
+3,3
+3 |
+4
+4
+4,6
+4,7
+4 |
+4,7
+5
+5
+5
+4,9 |
3.Экономические
3.1.Рост инфляции, %
3.2.Увеличение внешних инвестиций
в экономику,%
3.3.Снижение безработицы
3.4.Основные внешние издержки
(Энергоносители, Транспорт, Сырье и комплектующие
, Коммуникации)
|
-4,5
-2,5
-4
-4,7
|
-3
+3,7
-3
-3,5 |
+1
+4,8
+1,5
+2 |
4. Политические
4.1.Смена власти
4.2.Регулирующие органы и нормы
4.3.Финансирование, гранты и
инициативы
4.4. Группы лоббирования/давления
рынка |
-4,8
-2
-3
-3,3 |
-3,5
+4
+4,6
+4 |
+2
+5
+5
+4,8 |
Дается оценка степени
влияния каждого фактора–события
на стратегию предприятия по 5 балльной
шкале: «пять» – сильное воздействие
(высокая вероятность); «единица» - отсутствие
воздействия (низкая вероятность). Оценке
присваивается знак «+», если фактор
относится к категории «возможности
фирмы» и знак «-» в случае, если фактор
относится к категории «угрозы фирме».
3. Матрица SWOT-анализа:
Дивизион Автокомпоненты
Внутренняя среда |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Производство |
- Наличие современного оборудования по ряду направлений
- Наличие уникального оборудования по некоторым направлениям
- Возможности производства широкого спектра автокомпонентов
- Значительная доля рынка по направлениям: мосты, рама, платформа, колесные диски
- Собственная инструментальная база
- Возможность проектирования оснастки и инструмента
- Наличие значительного запаса производственных мощностей (коэф. загрузки в зависимости от направления составляет от 9,1 до 87,5%)
- Полный технологический цикл по большинству направлений производства автокомпонентов. Наличие собственного заготовительного производства.
|
- По большинству направлений – физически и морально устаревшее оборудование. Средний возраст оборудования по всем направлениям превышает оптимальный показатель более чем в 2 раза (кроме направлений порошковой металлургии и деталей высадки).
- По многим направлениям используются устаревшие технологии, предполагающие использование большой доли ручного труда.
- Низкая производительность труда, связанная в первую очередь со значительной долей ручного труда
- По нескольким направлениям производственные мощности отсутствуют в необходимом количестве, что не позволяет использовать имеющийся рыночный и производственный потенциал в полной мере
|
Продукт |
- Наличие развитой сети продаж з/ч и сервисного обслуживания
- Производства широкого спектра автокомпонентов и заготовок
|
- В ряде случаев – отсутствуют технологические возможности и компетенции для производства продукции с большей добавленной стоимостью
- В большинстве случаев – недостаточное качество продукции для размещения заказов локализованных предприятий и иностранных производителей
- Слабые компетенции в разработке продукта
|
Финансы
Персонал |
Наличие персонала в необходимом
количестве и с достаточным потенциалом
для решения текущих задач
|
- Неустойчивое финансовой положение Группы, крайне существенная зависимость от кредитных ресурсов
- Традиционный («котловой») метод расчета себестоимости / стоимости заказа, что приводит к искажению управленческой информации и реальной стоимости заказов
- Отсутствие инвестиций в модернизацию оборудования в течение длительного времени
- Отрицательная рентабельность по 70% направлений, что связано с заниженными трансфертными ценами и недостаточной загрузкой оборудования
Необходимо развитие компетенций
персонала |
Внешняя среда |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Конкуренты |
- Увеличение барьеров для импорта в связи с девальвацией рубля
|
- Рост конкуренции за счёт выхода на рынок производств, ранее ориентированных на внутреннее потребление.
- Открытие новых производств автокомпонентов
|
Макроокружение |
- Снижение цен на металл и электроэнергию
- Рост экспортных возможностей, связанный с девальвацией рубля
|
- Нестабильная общеэкономическая ситуация, характеризующаяся существенными отрицательными изменениями макроэкономических показателей, кризисом неплатежей, сокращением возможностей кредитования, социальной напряженностью, возрастанием курсовых, инвестиционных и других рисков. Данные обстоятельства будут в определенной степени сохраняться и в среднесрочной перспективе (2-5 лет), продолжая оказывать наибольшее влияние на отрасли отечественного машиностроения (автомобилестроения в частности)
|
Рынок |
- В среднесрочной перспективе возрастет спрос на автокомпоненты со стороны автосборочных производств
- Увеличение спроса на вторичном рынке запасных частей (при сохранении текущего ценового позиционирования) за счет роста потребностей в ремонте
|
- Существенное уменьшение ёмкости рынка за счет сокращения производства в отраслях – основных потребителях автокомпонентов и продукции заготовительного производства
- Крайне существенная зависимость от объемов производства OEM
|
Потребители |
- Наличие портфеля заказов со стороны традиционных потребителей – предприятий Группы
- Наличие сторонних заказчиков
|
- Переключение потребителей на более качественную продукцию конкурентов
|
Корреляционный
SWOT: Дивизион Автокомпоненты
Результат анализа |
Мероприятия |
Увеличение объемов продаж
возможно за счет использования свободных
производственных мощностей (новые
заказы)
Открываются возможности
импортозамещения
Возможно увеличение рынка
запасных частей |
Активное привлечение
новых клиентов и партнеров
Активный поиск направлений
и возможностей импортозамещения |
Возможность поддержки продаж
/ загрузки действующего производства
за счет традиционных потребителей
Улучшение качества продукции,
повышение конкурентоспособности
за счет организации стратегического
партнерства
Необходимо внедрение
целостной системы управленческого
учета и переход к функционально
- процессному методу расчета себестоимости |
Организация стратегических
партнерств по ряду направлений
Внедрение системы управленческого
учета (особенно в разрезе учета
НЗП, всех стадий прохождения заказа)
Внедрение функционально-процесcного
метода расчета себестоимости
|
Возможность и необходимость
имеющегося современного
оборудования, диверсификации поставок,
привлечения новых клиентов
Максимальное использование
возможностей техпроцессов для удовлетворения
требований клиентов по качеству и
объёму выпускаемой продукции
Контроль рисков |
В максимально возможной
степени – разделение инвестиционных
рисков с партнерами
Определение и устранение
«узких мест производства» (производственные
мощности и технологии, критичные
для использования текущего потенциала
рынка) |
Необходимо сокращение издержек
Необходимо увеличение рентабельности |
Внедрение системы «бережливого
производства» (оптимизация производственных
и логистических процессов). Критичный
подход к внедрению тянущей системы внутри
Группы.
Снижение МПЗ, НЗП и
остатков готовой продукции. Снижение
издержек за счет сжатия производств (сокращение
расходов и продажа или сдача
в аренду высвобождаемых площадей)
Отказ от нерентабельной продукции
с малыми среднесрочными рыночными
перспективами: закрытие, передача, продажа
производств |
|