Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:48, контрольная работа
Управленческая мысль, как и любая другая наука базируется на использовании исторического метода. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной).
Введение………………………………………………………………….2
Глава1. Историческое развитие управленческой мысли ……………..3
1.1 Развитие теории и практики менеджмента ………………………..3
1.2 Эволюция концепций и подходов в управленческой мысли …….7
Заключение……………………………………………………….……..19
Список использованной литературы ……………………………….…21
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»
Ильина Анастасия Константиновна
1 курс заочного отделения
факультета менеджмента и маркетинга
гр. 521у
Контрольная работа
по Теории менеджмента
за 2 семестр 2012/2013 уч. года
г. Новочебоксарск,
ул. Строителей, 52-8
Казань 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. Историческое развитие управленческой
мысли ……………..3
1.1 Развитие теории и практики менеджмента
………………………..3
1.2 Эволюция концепций и подходов в управленческой
мысли …….7
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………….…21
Введение
Управленческая мысль, как и любая
другая наука базируется на использовании
исторического метода. Как и любая наука,
она интересуется прошлым, настоящим и
будущим. Анализ прошлого позволяет лучше
понять настоящее, чтобы спрогнозировать
будущее развитие. Знание и осмысление
прошлого способствует лучшему пониманию
современного состояния науки, а также
появлению и формированию новых идей.
Развитие науки управления свидетельствует,
что нежизненные концепции гибли, а оставались
только самые ценные, проверенные практикой
и временем.
В широком смысле, управление является
неотъемлемым атрибутом любой системы
(биологической, технической, социальной).
Этот атрибут обеспечивает ее сохранение,
развитие, упорядочение и достижение целей.
Эффективное управление невозможно без
использования разработанных наукой и
отшлифованных временем и практикой специальных
подходов и концепций в управлении. Таким
образом актуальность темы курсовой работы
заключается в том, что для каждого управленца
важно знать и уметь применять различные
исторически сложившиеся подходы и концепции
менеджмента на практике с целью более
эффективного управления.
Глава 1. Историческое развитие управленческой
мысли
1.1 Развитие теории и практики менеджмента
История развития менеджмента насчитывает
уже несколько тысячелетий. Несмотря
на огромное значение революционных
преобразований, развитие менеджмента
– это в основном эволюционный
процесс; он характеризуется
Выделяют пять революционных этапов в
истории развития теории и практики менеджмента:
- религиозно-коммерческий;
- светско-административный;
- производственно-строительный;
- индустриальный;
- бюрократический.
Первый этап развития
менеджмента относится к периоду начиная
с 3000 г. до н.э., когда жрецы в шумерском
городе Ур (территория современного Ирака)
начали вести деловые, юридические и исторические
записи на клееных дощечках. Некоторые
из этих дощечек относятся к практике
управления шумерских жрецов. Считается,
что письменный язык возник из потребности
жрецов осуществлять процесс управления.
Это достижение привело к образованию
особой группы жрецов - «бизнесменов»,
«коммерсантов», связанных с торговыми
операциями, ведущих деловую переписку
и коммерческие расчеты. В древнем памятнике
письменности Египта – книге «Поучение
Птаххотепа», датируемой 2000-1555 гг. до н.
э., содержатся советы и рекомендации,
не потерявшие своей актуальности и в
настоящее время: «Если ты начальник, будь
спокоен, когда слушаешь ты слова просителя;
не отталкивай его прежде, чем он облегчит
душу от того, что хотел сказать тебе».
Эта первая управленческая революция
характеризуется как религиозно-коммерческая
.
Вторая революция
в области менеджмента произошла приблизительно
через тысячу лет после первой и связана
с именем вавилонского правителя Хаммурапи
(1792-1750 гг. до н. э.). Для управления обширными
владениями требовалась эффективная административная
система, с помощью которой можно было
бы успешно руководить страной не по личному
произволу или племенному праву, а на основе
единообразных написанных законов. Знаменитый
свод Хаммурапи, содержащий 285 законов
управления различными сферами жизни
общества, – ценный памятник древневосточного
права и этап в истории менеджмента. Суть
второй революции в менеджменте заключается
в появлении чисто светской манеры управления,
возникновении формальной системы организации
и регулирования отношений людей, наконец,
в зарождении основ лидерского стиля,
а стало быть, и методов мотивации поведения
. Поэтому вторую управленческую революцию
считают светско-административной.
Третья управленческая
революция известна как производственно-строительная,
так как она была направлена на соединение
государственных методов управления с
контролем за деятельностью в сфере производства
и строительства. Произошла она во времена
Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.) . Достижения
Навуходоноссора II – строительная деятельность
и разработка технически сложных проектов,
эффективные методы управления и контроля
качества продукции. Значительное количество
управленческих нововведений также можно
было обнаружить в Древнем Риме. Самые
знаменитые из них – система территориального
управления Диоклетиана (243-316 гг. н. э.)
и административная иерархия Римской
католической церкви, использовавшая
принципы функционализма уже во втором
столетии. Ее вклад высоко оценивается
в таких областях менеджмента, как управление
персоналом, система власти и авторитета,
специализация функций .
Четвертая управленческая
революция связана с зарождением капитализма
и началом индустриального прогресса
европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Данная
революция в менеджменте практически
совпадает с великой индустриальной революцией
XVIII-XIX веков, которая стимулировала развитие
европейского капитализма. Ее результатом
стало отделение управленцев от собственности
(капитала) и зарождение профессионального
управления. По мере того как индустрия
перерастала границы вначале мануфактуры
(ручной фабрики), а затем старой фабричной
системы (ранней машинной фабрики XIX века),
и созревала современная система акционерного
капитала, владельцы все более удалялись
от занятия бизнесом как экономической
деятельностью, нацеленной на извлечение
прибыли. Руководитель-собственник, т.
е. капиталист, постепенно был заменен
сотнями, если не тысячами акционеров.
Утвердилась новая, диверсифицированная
(распыленная) форма собственности. Вместо
единственного собственника появилось
множество акционеров, т. е. совместных
(долевых) владельцев капитала. Вместо
единственного руководителя-собственника
– несколько наемных менеджеров-несобственников,
рекрутировавшихся изо всех, а не только
из привилегированных классов. В фабричную
эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась
управлением процессом производства,
весьма далеким от научной организации
труда. Но позже менеджмент распадается
на множество подфункций – планирование,
делопроизводство, сбыт, закупки, организация,
статистический анализ производства .
На данном этапе Маккиавели выделил четыре
принципа, которые вероятно оказали влияние
на развитие менеджмента:
1) авторитет, или власть лидера, коренится
в поддержке сторонников;
2) подчиненные должны знать, чего они могут
ожидать от своего лидера, и понимать,
чего он ожидает от них;
3) лидер должен обладать волей к выживанию;
4) лидер – всегда образец мудрости и справедливости
для своих сторонников.
Пятая управленческая
революция (конец XIX – начало ХХ в.) известна
как бюрократическая: ее теоретической
платформой послужила концепция рациональной
бюрократии М. Вебера. Согласно данной
теории место капиталиста должны занять
менеджеры и бюрократы. Основными результатами
пятой управленческой революции явились
формирование крупных иерархических структур,
разделение управленческого труда, введение
норм и стандартов, установление должностных
обязанностей и ответственности управленцев
. Данный этап дал первые школы бизнеса
и систему профессионального обучения
руководителей, появился класс профессиональных
менеджеров, который отделился от класса
капиталистов.
Родиной современного управления стала
Америка. Это произошло по ряду причин:
во-первых, миллионы европейцев, стремящихся
улучшить свою судьбу, иммигрировали в
Америку в XIX веке, создав тем самым огромный
рынок рабочей силы, состоящий из трудолюбивых
людей. Помимо этого Соединенные Штаты
почти с самого своего возникновения серьезно
поддерживали идею образования для всех,
желающих получить его. Трансконтинентальные
железнодорожные линии, строительство
которых было завершено в конце XIX века,
превратили Америку в самый крупный единый
рынок в мире. При этом практически не
существовало государственного регулирования
в бизнесе, что позволяло предпринимателям,
которые добивались успеха в самом начале
развития своего бизнеса, становиться
монополистами. Эти факторы сделали возможным
формирование крупных отраслей, крупных
предприятий, настолько крупных, что они
требовали формализованных способов управления.
Появление и оформление управления как
науки, как области научных исследований,
частично было ответом на потребности
большого бизнеса, а частично – попыткой
воспользоваться преимуществами техники,
созданной в период промышленной революции,
а частично достижением небольшой группы,
горстки любознательных людей, имеющих
горячее желание открыть самые эффективные
способы выполнения работы .
1.2 Эволюция концепций и подходов
в управленческой мысли
Развитие управления как научной
дисциплины не представляло собою серию
последовательных шагов вперед. Скорее,
это было несколько подходов, которые
часто совпадали. Объекты управления
– это и техника, и люди. Следовательно,
успехи в теории управления всегда
зависели от успехов в других, связанных
с управлением областях, таких
как математика, инженерные науки, психология,
социология и антропология. По мере
того, как развивались эти области
знания, исследователи в области
управления, теоретики и практики,
узнавали все больше о факторах,
влияющих на успех организации. Эти
знания помогали специалистам понять,
почему некоторые более ранние теории
иногда не выдерживали проверки практикой,
и находить новые подходы к
управлению. К настоящему времени
известны четыре важнейших подхода,
которые внесли существенный вклад
в развитие менеджмента: подход с
позиций выделения различных
школ в управлении, процессный подход,
системный подход и ситуационный
подход.
Подходы на основе выделения различных
школ.
В первой половине двадцатого
века получили развитие четыре четко различимые
школы управленческой мысли: школа научного
управления, административная школа, школа
человеческих отношений и школа науки
управления (или количественная школа).
Самые убежденные приверженцы каждого
из этих направлений полагали в свое время,
что им удалось найти ключ к наиболее эффективному
достижению целей организации. Более поздние
исследования и неудачные попытки применить
теоретические открытия школ на практике
доказали, что многие ответы на вопросы
управления были лишь частично правильными
в ограниченных ситуациях. И, тем не менее,
каждая из этих школ внесла значительный
и ощутимый вклад в данную область. Даже
самые прогрессивные современные организации
до сих пор используют определенные концепции
и приемы, возникшие в рамках данных школ.
Школы пересекаются в вопросах теории
и практики, и поэтому в рамках одной организации
можно найти элементы всех этих подходов
.
Научное управление было первым подходом
в истории управленческой теории. Его
самая фундаментальная черта была связана
с поиском наиболее продуктивного использования
человеческих и материальных ресурсов.
Промышленная революция ХVII-ХIХ вв. подчеркнула
необходимость научного подхода к управлению.
Развитие новой технологии впервые в истории
сконцентрировало огромное число рабочих
на фабриках массового производства товаров.
Такое усложнение бизнеса оказало воздействие,
как на экономические, так и на социальные
изменения. Увеличение товаров, услуг
и числа людей на фабриках, естественно,
вызвало новые, многоаспектные организационные
проблемы .
Основателем и основным разработчиком
идей научного управления является Фредерик
Уинслоу Тейлор (1856-1915). В отличие от многих
специалистов, создающих управленческие
теории, Тейлор не был ни ученым-исследователем,
ни профессором школы бизнеса. Он был практиком:
сначала рабочим, а потом менеджером. Учение
Тейлора базируется на механистическом
понимании человека, его места в организации
и сущности его деятельности. Тейлор ставил
перед собой задачу повышения производительности
труда и видел ее решение в рационализации
трудовых операций на базе научной организации
осуществления рабочим своей трудовой
деятельности. Исходным для рационализации
труда у Тейлора было изучение задачи,
которое должно было давать информацию
для построения рационального набора
операций по решению данной задачи. Тейлор
исходил из того, что рабочие по своей
природе ленивы и не хотят просто так работать.
Поэтому он считал, что рационализация,
приводящая к росту прибыли, будет принята
рабочим только тогда, когда и его доход
будет также расти.
Тейлор был промышленным инженером, поэтому
для него было совершенно естественным
смотреть на управление как на машину.
Следует отметить, что такой подход был
всеобщим в то время. Само преподавание
менеджмента велось в виде промышленного
инжиниринга. Он считал, что менеджеры
должны думать, а рабочие – работать. Это
приводило к появлению большого числа
функциональных менеджеров и углубленной
специализации на базе операционного
разделения труда.
Этапы
развития менеджмента.
Давая характеристику окружающего
мира, можно выделить три основных
компонента: неживую природу, живую
природу и человеческое общество.
Такое деление позволяет
• в неживой природе (в технических системах);
• в живой природе (в биологических системах, орга-
низмах);
• в человеческом обществе (социальных системах).
Управление техническими системами, т.е. машинами, механизмами, производственно-техническими процессами, как правило, называют управлением средствами труда (вещами). Эта область управлений является предметом изучения технических наук.
Управление процессами, протека
Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы, с их различными интересами, представляет собой управление людьми (работниками). Это наиболее сложная область управления социальными системами является предметом изучения социальных (общественных) наук.
Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Практика управления стара
как мир. Но сегодня никто с
достаточной степенью достоверности
не скажет, когда возникли первые элементы
управления. По-видимому, потребность
в нем возникла тогда, когда люди
стали жить и охотиться группами.
Значительно позднее К. Маркс
укажет на то, что «всякий непосредственно
общественный труд, осуществляемый в
сравнительно крупном масштабе, нуждается
в большей или меньшей степени
в управлении, которое устанавливает
согласованность между
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:
• оборонительной — защита от диких зверей и врагов;
• политической — установление и поддержание порядка в группе;
• экономической — производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования. Необходимо было решить где, какого размера и каким способом добывать камень, как его подвозить к месту строительства. Кроме того, необходимо было решить и все организационные вопросы: когда и с помощью какого транспорта подвозить камни к месту строительства. Камни вырубались зимой и весной, а перевозились в период разлива Нила. Таким образом решались вопросы сокращения затрат на строи- тельство. На управление также возлагалась необходимость координирования действий десятков тысяч рабов, крестьян и чиновников. Дошедшие до нашего времени незначительные источники свидетельствуют о довольно широком понимании египтянами проблем управления государством, и в частности, сущности власти, значения стиля и методов руководства. В древнем памятнике письменности Египта — книге «Поучение Птаххотепа», датируемой 2000—1555 гг. до н. э., содержатся советы и рекомендации, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе».
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Каменщик не должен затачивать сам свой инструмент. Управление он считал наукой об общем питании людей, которая должна базироваться на всеобщих разумных законах. В управлении обществом главная роль должна принадлежать политикам (царям), осуществляющим надзор за человеческим стадом. При этом он выделил два вида надзора: титанический, основанный на силе, и политический, мягкий. Каждый член общества выполняет свои определенные функции, а правитель сплетает их в гармоническое целое.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Современная позиция по существу не изменилась. Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно.
Поэтому в 284 г. н.э. император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в свою очередь, в 4 географических региона. Диоклетиан и три его помощника возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.
Насколько далеко продвинулась в Древнем Риме управленческая мысль можно показать на примере применяемой там системы управления фермой. Так, например, Катон Старший (234—149 г. до н. э.) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.
Интересны идеи в области управления, выдвинутые на Древнем Востоке. Из древнеиндийского трактата «Артхамастра», опубликованного в IV—Ш в. до н. э., видно, что получили развитие такие науки, как философия, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении. На санскрите искусство управленияназывается «дан-данити», в буквальном переводе «руководство по владению палкой» (на санксрите палка — данда).
Для древних организаций характерно:
• относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена;
Информация о работе Контрольная работа по "Теории менеджмента"