Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:48, контрольная работа
Управленческая мысль, как и любая другая наука базируется на использовании исторического метода. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной).
Введение………………………………………………………………….2
Глава1. Историческое развитие управленческой мысли ……………..3
1.1 Развитие теории и практики менеджмента ………………………..3
1.2 Эволюция концепций и подходов в управленческой мысли …….7
Заключение……………………………………………………….……..19
Список использованной литературы ……………………………….…21
• управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности;
• посты по руководству организацией занимали чаще всего по праву рождения или силой;
• малое количество крупных организаций.
Вместе с тем следует отметить, что в древности крупные организации имели формальные структуры управления с четко выделенными уровнями управления. Руководители этих организаций затрачивали определенное количество усилий для координации их деятельности. Организации налаживали связи с другими организациями, что способствовало достижению ими определенного успеха. В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Современные военные организации также имеют структуру, похожую на структуру управления римской католической церкви. Наличие эффективных структур управления позволяет этим организациям успешно развиваться и процветать, тогда как многие современные организации со слабыми структурами управления приходят в упадок, или даже прекращают свое существование.
Теория управления в древнем мире была развита слабо. В основном управление осуществлялось на практике большей частью методом проб и ошибок. Производился также обмен опытом и идеями среди правителей, церковных деятелей, военачальников. Заметный вклад в развитие проблем управления государством и правовых учений внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469—1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.
В эпоху Петра I в России сложились исключительные условия для укрепления централизованного государства. Проводимые петровские реформы были направлены на достижение «общего блага». Власть государя трактовалась как неограниченная и стоящая выше закона. В «Артикуле воинском» сказано: «Государь никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли ... по своей воле благомнению управлять». Реформы Петра касались государственного управления. К сожалению, эволюция управленческой масли в России этого периода изучена недостаточно. Известен опыт управления заводами Сибири и Урала. В книге начальника главных заводов Сибири и Урала В.И. Генина затрагиваются вопросы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время: перспективное планирование, учет и отчетность, стиль руководства и качества руководителя и др. Гениным описана модель руководителя, в которой главное место отводится его организаторским способностям и личным качествам (честность, трудолюбие, здравый смысл, трезвый расчет, заботливость). Перечисленные качества важны и для современного руководителя. В условиях капиталистического и феодального обществ потребность в изучении проблем управления бьша ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством.
Основой существования феодального
общества было ведение натурального
хозяйства. Рабы и крепостные крестьяне
находились в полной личной зависимости
от воли и власти хозяина, что не
стимулировало роста
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Первая половина XIX в. характеризуется зарождением капитализма сначала в Англии, а затем в США и Европе. В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила Северную Америку, начался беспрецедентный экономический «бум». Произошел переход от сравнительно небольших ремесленных мастерских к крупному машинному производству, в котором было занято большое количество неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. В управленческой практике того времени широко процветает авторитарный стиль руководства, бесчеловечная эксплуатация рабочих и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. Власть мастера над рабочими была по существу неограниченной — от определения производственных заданий до приема, перемещения и увольнения работников. Мастер устанавливал продолжительность рабочего дня и величину нормы выработки, контролировал все действия рабочих, штрафовал их и наказывал. Особенно в первый период развития фабричного производства управление характеризуется жесткой дисциплиной и построением организаций по военному типу. Задача индустриального управления состояла в том, чтобы добиться высокой отдачи от труда рабочих.
На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Вместе с тем следует отметить, что история управленческой мысли развивалась параллельно с такими науками, как математика, конкретные экономические науки, социология, социальная психология, политическая экономия, теория государства, кибернетика, системный анализ и др. Эти науки оказали заметное влияние на развитие науки управления. Поэтому задачей истории менеджмента является не только выявить основные направления развития управления, но и показать степень влияния смежных наук на различных этапах формирования и развития науки управления. Значительное влияние на становление управления как науки оказала классическая буржуазная политическая экономия. Большой вклад в ее формирование внесли английские политэкономы Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Заметное влияние на формирование политэкономии как науки оказали труды Пьера Буагильбера (1646—1714) —основателя классической французской политэкономии, Франсуа Кенэ (1694—1774) — основоположника школы физиократов и создателя знаменитых «экономических таблиц» воспроизводства, Анн Роберта Жака Тюрго (1727—1781) — королевского министра финансов, внесшего существенный вклад в развитие теории физиократов. Нельзя ни отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771—1858) в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Добившись успеха в улучшении условий труда и быта коллектива на своей фабрике, он предпринял попытку распространить свой эксперимент на всю Англию, но это окончилось неудачей. Не принесла успеха и его попытка основать в 1821 г. коммуну «Новая Гармония» в США. Через три года он разорился.
На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. В работе «Нищета философии» К. Маркс отмечал, что для различных форм организации общества характерны «различные формы разделения труда». Разделение труда внутри мастерской было развито очень слабо. В первом томе «Капитала» К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации. «С развитием кооперации многих наемных рабочих командование капитала становится необходимым для выполнения самого процесса труда, становится действительным условием производства. Команда капиталиста на поле производства делается теперь столь же необходимой, как команда генерала на поле сражения».
Однако капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом и нет необходимости, так как «труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагается в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом».
Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
В эпоху развития капитализма
появилась острая необходимость
организации научного управления для
решения назревших проблем
Однако до эпохи империализма функция управления оставалась более или менее универсальной. Управление производством осуществлялось самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма.
Американский историк менеджмента Д. Рен писал: «Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы».
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
• индустриальный способ организации производства;
• развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Менеджмент стал рассматриваться в качестве важнейшей составляющей успеха корпораций и фирм как особое искусство и род занятий.
Заключение
Управление возникло около 4 тыс. лет назад
и получило свое развитие в результате
пяти управленческих революций. Как наука
управление оформилось в XX веке, в результате
формирования различных концепций и подходов
к управлению. Исторически первым стал
подход на основе выделения различных
школ менеджмента: научной, административной
(классической), школы человеческих отношений
и школы науки управления (количественный
подход). Некоторые принципы данных школ
до сих пор актуальны и применяются в современных
организациях. Так, например, количественный
подход относится к современным подходам
в менеджменте и широко используется в
настоящее время. Помимо этого к современным
подходам в менеджменте относятся: процессный,
системный и ситуационный подходы, которые
рассматривают организацию как более
сложный объект, нежели школы менеджмента.
Управление в России развивалось с древних
времен. Активизация развития взглядов
на управление в России отмечается с XVI
в., причем развитие управления происходило,
прежде всего «сверху вниз», а не «снизу
вверх», как в Европе и США. Первые шаги
в области научного менеджмента российские
специалисты сделали задолго до Фредерика
Тейлора. Наиболее плодотворным в развитии
отечественной управленческой мысли были
20-е гг. прошлого столетия. Именно, в это
время чётко обозначились две основные
группы концепций управления: организационно-технические
и социальные.
В настоящее время по мнению экспертов
в России выделяют три модели менеджмента:
менеджмент здравого смысла, менеджмент,
исповедуемый оперирующими в РФ западными
фирмами и советская модель менеджмента.
Использование перечисленных моделей
в системе управления является неэффективным,
поэтому современный отечественный менеджмент
нуждается в разработке новой более эффективной
парадигмы и моделей принцип использования
функциональных менеджеров;
Таким образом, в ходе курсовой работы
были выполнены все поставленные задачи
и цель достигнута.
Список использованной литературы:
1.Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник/ Б. З. Мильнер.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 720с.- (Высш.образов.). (в т.ч. для асп.)
2.Резник С.Д. Организационное поведение : учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2008.-430 с.
3. Современные технологии менеджмента: учебник / В.И.Королев, В.В.Уваров, А.Д.Заикин; Под ред. проф. В.И. Королева; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 640 с. – Режим доступа: http://znanium.com
Информация о работе Контрольная работа по "Теории менеджмента"