Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа
Организационная культура – это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.
Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название - культура. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации. Каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название корпоративной, или организационной культуры. Корпоративная культура объединяет ценности и нормы, свойственные организации, стиль и процедуры управления, а также концепции технологического и социального развития.
1. Введение
2. Понятие организационной культуры
3. Основные элементы и характеристики организационной культуры
4. Основные типы организационной культуры
5. Корпоративная культура медицинских учреждений
6. Заключение
7. Список использованных источников
Содержание.
1. Введение
2. Понятие организационной культуры
3. Основные элементы и характеристики организационной культуры
4. Основные типы организационной культуры
5. Корпоративная культура медицинских учреждений
6. Заключение
7. Список использованных источников
Введение
Организационная культура – это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.
Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название - культура. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации. Каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название корпоративной, или организационной культуры. Корпоративная культура объединяет ценности и нормы, свойственные организации, стиль и процедуры управления, а также концепции технологического и социального развития. Корпоративная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из уровней управления, возможности использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает направления развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ее членов.
Как культура вообще базируется на общепризнанных
ценностях и общепринятых нормах
поведения, так и корпоративная
культура формируется на основе признанных
ценностей и принятых норм поведения
именно в данном коллективе и данной
организации. Каждый коллектив уникален:
половозрастной состав, профессионально-
Результаты деятельности любой организации связаны с ее организационной культурой, которая в одном случае способствует выживанию, в другом - достижению наивысших результатов, в третьем - ведет к банкротству. Это чаще всего зависит от того, как происходит формирование элементов организационной культуры - спонтанно, стихийно или целенаправленно и последовательно, где ведущая роль принадлежит руководителям.
Российский менеджмент большинства
организаций не может позволить
себе ввести отдельную штатную единицу
для целенаправленного
Здравоохранение, являясь сложной
социально-экономической
Современная система управления здравоохранением предусматривает рациональное использование имеющихся ресурсов: финансовых, материально-технических, трудовых и информационных. Оптимизация трудовых ресурсов - ведущий путь повышения эффективности отрасли.
Возросла роль персонала в функционировании и развитии современной медицины: основным фактором конкурентоспособности становятся ее человеческий и социальный капитал. В условиях реформирования российской системы здравоохранения это положение остается недостаточно осмысленным, а существующая в медицинских организациях кадровая политика оказывается неадекватной требованиям сегодняшнего дня.
Поэтому следует констатировать, что в современных условиях необходимо изменение кадровой политики учреждений здравоохранения, переведение ее в новое качество.
Одним из факторов модернизации кадровой политики является управленческая культура руководителя: создавая нормы деятельности для других, руководитель транслируют собственные ценностные установки, понимание и видение процесса управления персоналом, что и является основой для организационной культуры. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели.
В последние годы роль организационной
культуры предприятий и организаций
как нематериального ресурса, с
помощью которого можно достичь
долговременного устойчивого
Корпоративная культура нуждается
в постоянном анализе со стороны
руководства организацией, в результате
которого могут быть выявлены ситуации,
когда культура не соответствует
функциям структурных подразделений,
функциональному или
Актуальность изучения и анализа
особенностей культуры медицинских
учреждений определяется, с одной
стороны, ростом значимости этого феномена
в обеспечении эффективной
Понятие организационной культуры.
В конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ в. менеджеры,
исследователи и консультанты обнаружили,
что прежние концепции
Значение культуры возрастает с
течением времени, поскольку она
отражает опыт прошлых решений, приводящих
к успеху дела. Корпоративная культура
может служить на пользу организации,
создавая обстановку, способствующую
повышению производительности труда
и внедрению нового. Но она может
работать и против организации, создавая
барьеры, которые препятствуют выработке
корпоративной стратегии. Эти барьеры
выражаются в сопротивлении новому
и отсутствии контактов. Корпоративная
культура - это основной компонент
в выполнении миссии организации
и достижении ею основных целей, в
повышении эффективности
Корпоративная культура - совокупность
материальных, духовных, социальных ценностей,
созданных и создаваемых
В зависимости от этапа развития организации ценности могут существовать в различных формах: в форме предположений (на этапе активного поиска своей культуры), убеждений, установок и ценностных ориентаций (когда культура в основном сложилась), норм поведения, правил общения и стандартов трудовой деятельности (при полностью сформировавшейся культуре).
Наиболее значимыми элементами культуры признаются ценности, миссия, цели организации, кодексы и нормы поведения, традиции и ритуалы.
Ценности и элементы культуры не требуют доказательств, принимаются на веру, передаются от поколения к поколению.
Таким образом, корпоративная культура следует рассматривать как единое социально-экономическое пространство, расположенное внутри организации, в рамках которого взаимодействие работников осуществляется на основе общих идей, представлений и ценностей, определяющих особенности их трудовой жизнедеятельности и обуславливающих своеобразие философии, идеологии и практики управления человеческими ресурсами. Это некое социально-духовное поле, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала организации и позволяющих продвигаться к успеху.
Под идеологией управления мы понимаем систему взглядов, идей, связанных с управлением организацией, стратегий ее развития, способами и методами достижения целей, с деловой этикой организации.
Основные элементы и характеристики корпоративной культуры
Существует множество подходов
к выделению элементов и
Наиболее известны 10 характеристик организационной культуры:
1. Осознание себя и своего места в организации - одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других - через индивидуализм.
2. Коммуникационная система и язык общения - использование устной, письменной, невербальной коммуникации разница от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций.
3. Внешний вид, одежда
и представление себя на
4. Привычки и традиции в области питания - организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.
5. Осознание времени,
отношении к нему и его
6. Взаимоотношения между людьми - по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов.
7. Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) - что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются.
8. Вера во что-то или расположение к чему-то - вера в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали.
9. Процесс развития работника и научение.
10. Трудовая этика и мотивирование - отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе.
Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Поэтому мы считаем возможным использовать их при изучении корпоративная культура в конкретной организации.
Корпоративная культура медицинских учреждений
Корпоративная культура медицинских учреждений в России - явление очень мало изучаемое. Зачем корпоративная культура нужна лечебному учреждению? Работа любого учреждения здравоохранения и так строго регламентируется профессиональными нормами, многочисленными должностными инструкциями. К чему еще формировать свод корпоративных правил поведения и взаимодействия сотрудников между собой, с руководством и пациентами?
Корпоративная культура существует в любой организации, независимо от ее размеров и сферы деятельности. В любом обществе есть свои принципы, нормы, правила, порядки и ритуалы, которыми управляются члены группы. В одних организациях корпоративная культура развивается неосознанно и соблюдается негласно, в других базируется на целом своде законов, обязательных к исполнению.
К сожалению, в учреждениях введение норм и практик корпоративная культура не на словах, а на деле - явление довольно редкое, между тем, чем сильнее, тем качественнее репутация учреждения и выше «репутационный капитал». Изначально клиент может быть привлечен именем компании, но общаться он будет не с именем, а с конкретными людьми. Поэтому нужно помочь каждому сотруднику осознать себя частью своей организации, согласовать свои ценности и цели с «кодексом чести» компании, сформировать ответственность за свой личный имидж как инструмент формирования имиджа учреждения. Организационная культура напрямую влияет не только на размеры прибыли, но и на всю жизнь организации причем это влияние значительно превосходит все традиционные формы воздействия на работников. Многие привыкли к выражению «атмосфера в компании». Организационная культура - это кислород в атмосфере. Без кислорода не бывает ни огня, ни жизни.
Информация о работе Корпоративная культура медицинских учреждений