Корпоративная
культура – это совокупность
господствующих в организации ценностных
представлений, норм и образцов поведения,
определяющих смысл и модель деятельности
сотрудников независимо от их должностного
положения и функциональных обязанностей.
Писаные и неписаные правила поведения
складывались в профессиональных сообществах
еще в средние века, причем нарушение их
могло повлечь за собой исключение из
сообщества. Сам термин “корпоративная
культура” появился в XIX веке. Он был
сформулирован немецким фельдмаршалом
Мольтке, который использовал его, характеризуя
взаимоотношения в офицерской среде. Со
временем это понятие распространилось
и на другие сферы, и в настоящий момент
ни у кого не возникает сомнений по поводу
значимости корпоративной культуры для
успешного функционирования и процветания
любой организации.
В современной управленческой
науке понятие корпоративная
культура определяется как:
- система ценностей, разделяемая сотрудниками кампании (набор правил поведения, ритуалов, мифов и т.д.)
- способ и средство создания и развития кампании
особая технология управления
поведением сотрудников кампании.
Корпоративная культура включает
в себя целый ряд компонентов:
- представление о миссии (предназначении) организации, ее роли в обществе, основных целях и задачах деятельности;
- ценностные установки (понятия о допустимом и недопустимом), сквозь призму которых оцениваются все действия сотрудников;
- модели поведения (варианты реагирования) в различных ситуациях (как обыденных, так и нестандартных);
- стиль руководства организацией (делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь и пр.);
- действующая система коммуникации (обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями организации и с внешним миром, принятые формы обращения “начальник-подчиненный” и “подчиненный-начальник”);
- нормы делового общения между членами коллектива и с клиентами (другими учреждениями, представителями власти, СМИ, широкой общественностью и т. д.);
- пути разрешения конфликтов (внутренних и внешних);
- принятые в организации традиции и обычаи (например, поздравление сотрудников с днем рождения, совместные выезды на природу и т. д.);
- символика организации (слоган, логотип, стиль одежды сотрудников и пр.).
При этом данные компоненты
должны приниматься и поддерживаться
всеми членами коллектива (или
подавляющим их большинством).
Корпоративная культура формирует:
- образ мышления сотрудников
- направления действий и деятельности сотрудников
- способствует сплочению трудового коллектива
- имидж
- ориентирует сотрудников на достижение целей организации
Основные
этапы работы по формированию и
развитию корпоративной культуры:
- Анализ существующей культуры
- Разработка Корпоративного Кодекса
- Определение форм и методов работы
- Реализация проектов
- Анализ изменений
Анализ существующей корпоративной
культуры проводится по следующим
основным направлениям:
- Базовые ценности
- Традиции и символика
- Стандарты поведения
- «Герои» организации
- Восприятие бренда
- Существующие методы формирования и развития корпоративной культуры
Процесс Разработки Корпоративного
Кодекса можно условно представить
Можно выделить основные формы и методы работы
по формированию корпоративной культуры
- Брендинг
Цель:
- Формирование у сотрудников положительно окрашенного образа компании.
Методы:
- Диагностика текущего восприятия бренда сотрудниками.
- Формирование новых характеристик бренда: «Компания – работодатель»
- Активное внедрение бренда.
- Формирование образа компании у сотрудников (История компании. Фильм о компании. Музей компании. Годовой отчет для сотрудников. Материалы в корпоративных СМИ. Корпоративная атрибутика).
- Формирование единых стандартов оформления рабочих площадок, офисов, документов, мероприятий.
- Корпоративные СМИ
Цель:
- Создание единого информационного пространства компании.
- Трансляция «положительных» норм, правил, эталонов поведения.
Формы:
- Электронная газета (распространяется по e-mail)
- Корпоративная газета
- Журнал «Жизнь замечательных людей» (Рассказы о руководителях, «героях» компании, рядовых сотрудниках)
- Корпоративный Internet-портал
- Видео-журнал
- Корпоративные стандарты
Цель:
- Повышение управляемости компании за счет создания единых стандартов деятельности.
- Обучение и развитие персонала
Цель
- Развитие компании путем развития ее ключевых сотрудников
- Формирование у сотрудников «правильных» способов решения задач.
- Сотрудники становятся агентами изменений в компании, передавая полученные знания коллегам и подчиненным.
- Возможность профессионального развития повышает лояльность сотрудника компании.
Реализация программ
по обучению и развитию обеспечивается
HR-подразделением компании.
- Корпоративные конференции, семинары
Цель:
- Создание единого информационного поля Компании, налаживание горизонтальных связей, интеграция.
- Вовлечение персонала в развитие корпоративных технологий.
- Повышение лояльности сотрудников путем предоставления возможностей для профессионального развития
Формы:
- Конференции руководителей: стратегии развития, новые управленческие технологии, передовой опыт, неформальное общение
- Конференции специалистов: новое в отрасли, передовой опыт, утверждение единых стандартов, неформальное общение
- Внутренние стажировки: обмен опытом
- Конкурсы. Поощрение инициатив.
Цель:
- Вовлечение сотрудников в активное участие в проектах развития компании, мотивация на результат в ежедневной работе.
- Повышение лояльности сотрудников за счет удовлетворения чувства социальной значимости.
- Выявление новых «героев» компании. Демонстрация вознаграждения за «правильное» поведение.
- Социальные программы, льготы, привилегии
Цель:
- Повышение лояльности сотрудников за счет удовлетворения их базовых потребностей (безопасность, здоровье), решения части их семейных проблем, демонстрации заботы и внимания.
- Мотивация сотрудников за счет различия предлагаемых льгот и привилегий для разных категорий сотрудников.
Формы:
- Социальные программы: улучшение условий труда, питание, медицинское обслуживание, возможность занятий спортом
- Оплата мобильной связи, корпоративный автомобиль
- Льготное кредитование
- Путевки в санатории, дома отдыха, детские лагеря. Детский сад. Медицинское обслуживание для членов семьи.
- Оплата ж/д билетов при поездках в отпуск и пр.
- Программы «Пенсионер», «Почетный пенсионер»
- Корпоративные праздники, поздравления
Цель:
- Повышение лояльности за счет переноса положительных эмоций праздника на образ компании. Формирование чувства гордости за организацию.
- Интеграция новых сотрудников, повышение чувства вовлеченности в достижение целей компании путем знакомства с корпоративными целями, ценностями и «героями».
- Командообразование.
Формы:
- Государственные праздники. Профессиональные праздники. Финал и награждение по профессиональным конкурсам.
- День рождения компании. Финал и награждение по итогам работы за год, а также победителей различных корпоративных конкурсов и проектов.
- Поздравление сотрудников с днем рождения, юбилеем, годовщиной работы в компании, новым назначением, государственными и профессиональными праздниками.
- Поздравительные рассылки бывшим сотрудникам – почетным пенсионерам компании
- Семейные программы
Цель:
- Повышение лояльности работников за счет демонстрации разделения компанией значимых для большинства людей семейных ценностей.
- Повышение престижности работы в компании в глазах работника и его ближайшего окружения.
Формы:
- Программа «Моя семья». Финансовая и организационная помощь работникам в критических жизненных ситуациях: рождение ребенка, смерть близкого родственника.
- Шефство над организациями, обслуживающими основные потребности семьи: поликлиники, детские сады и пр.
- Программа «Новое поколение». Предоставление детям сотрудников возможности получения высшего образования в лучших ВУЗах страны на конкурсной основе.
- Спорт, культура, благотворительность, экология
Цель:
- Формирование лояльности компании путем демонстрации общности разделяемых ценностей.
Формы:
- Организация корпоративных спортивных мероприятий, чемпионатов, олимпиад
- Организация концертов популярных музыкантов, исполнителей
- Организация совместного участия компании и работников в благотворительных программах
- Демонстрация и разъяснение сотрудникам мер, принимаемых компанией в защиту экологии
Для реализации указанных
направлений работы требуется следующая
функциональная структура:
Структурная единица |
Функции |
Аналитический отдел
|
Анализ существующей культуры, разработка
Корпоративного Кодекса, анализ изменений. |
Отдел проектов
|
Реализация проектов по 4-м
направлениям: СМИ, Мероприятия, Социальные
программы, Брендинг.
Совместные проекты
с другими подразделениями: HR, PR,
финансы, экология, охрана труда и пр. |
Региональный отдел
|
Внедрение проектов на местах, обратная
связь |
Производственный отдел
|
Выработка и поддержание общих
стандартов оформления, организация
производства |