Корпоративное управление и экономическая эффективнность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Корпорация – это важнейший институт современной экономики. Процесс интеграции российских корпораций в мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления. Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью: - повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке; - обеспечение инвестиционной привлекательности; - создание эффективного механизма управления собственностью; - соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц; - разделение функций владения и управления в крупных организациях. Понятие «корпоративное управление» появилось в российской экономике относительно недавно, но, тем не менее, экономисты и аналитики широко и активно изучают и анализируют его в учебной литературе и периодических изданиях ведущих экономических журналов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность корпоративно управления и его роль………………………………..4
2. Концепция стоимости компании и ее связь с корпоративным управлением…9
3. Мотивационные механизмы, связанные с ценность: бонусы, фондовые опционы, ESOP……………………………………………………………………..11
4.Заключение………………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Реферат менежд распечатать..docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 Березниковский филиал 
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования 

"Пермский государственный национальный исследовательский университет" 

                                                         Кафедра экономики  

Корпоративное управление и  экономическая эффективность 

Реферат по дисциплине 
"Финансовый менеджмент в коммерческих организациях" 
студентки четвертого курса 
специальности "Бухгалтерский учёт анализ и аудит" 
группы БФС/БАА 2-10

Простокиной Ю.О. 

Научный руководитель

                                                                                                                Бобков А.В.           

 

Березники 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность корпоративно управления и его роль………………………………..4

2. Концепция стоимости компании и ее связь с корпоративным управлением…9

3. Мотивационные механизмы, связанные с ценность: бонусы, фондовые опционы, ESOP……………………………………………………………………..11

4.Заключение………………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Корпорация – это важнейший  институт современной экономики. Процесс  интеграции российских корпораций в  мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления.                                                                                                                    Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:                                                                                                                       - повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке;                                              - обеспечение инвестиционной привлекательности;                                                                  - создание эффективного механизма управления собственностью;                                               - соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;                         - разделение функций владения и управления в крупных организациях.                        Понятие «корпоративное управление» появилось в российской экономике относительно недавно, но, тем не менее, экономисты и аналитики широко и активно изучают и анализируют его в учебной литературе и периодических изданиях ведущих экономических журналов.

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность корпоративного  управления и его роль

В современной российской экономике корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и  инвестиционный климат.                Что же такое корпоративное управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая и продолжающая развиваться.                                             Существует множество определений данного понятия:                                                                                                  - организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующую формулировку: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними... Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью».                                                                     - корпоративное управление оценивается также как организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами (акционерами), с другой - согласовать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая тем самым, эффективное функционирование компаний;                                                                                - система, с помощью которой осуществляется управление и контроль за деятельностью предпринимательских организаций.                                                           Таким образом, единого понятия корпоративного управления на сегодняшний день в мировой практике не существует.                                                              Вышеперечисленные определения позволяют свести корпоративное управление к трем основным направлениям: управлению собственностью акционерного общества, управлению производственно-хозяйственной деятельностью общества, а также управлению финансовыми потоками. Поэтому корпоративное управление - это система взаимодействия между органами управления компании, акционерами и заинтересованными лицами, которая отражает баланс их интересов и направлена на получение максимальной прибыли от деятельности компании в соответствии с действующим законодательством и с учетом международных стандартов.                                                           

Все участники корпоративных отношений имеют общие цели, в т.ч.:                                  1) создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией;                                                                2)увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов;                               3)получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала);                  4)получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);                                                                                                                                              5) увеличение рабочих мест и общий рост экономики.

Вместе с тем, каждый участник корпоративных отношений имеет  свои интересы, и различие между  ними может привести к развитию корпоративных  конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное управление содействует  предотвращению конфликтов, а при  возникновении - их разрешению посредством  предусмотренных процессов и  структур.                                           Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Они заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положения, устойчивости компании. Они также непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы. В свою очередь, акционеры могут получить доход от деятельности компании лишь в форме дивидендов, а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, они заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций. Акционеры склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском.                                                     

Есть еще одна группа участников корпоративных отношений, называемых иными заинтересованными группами («соучастники»), среди которых:                           1) Кредиторы:                                                                                                                                  - получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств.                                                      - диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.                                 2) Служащие компании:                                                                                                                     - прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода;                                               - непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него.                                    3) Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.):                                                                                                                                                         - заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса;                                                               - непосредственно взаимодействуют с менеджментом.                                                               4) Местные органы власти:                                                                                                             - прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы;                                                                                                                                      - непосредственно взаимодействуют с менеджментом;                                                                                   - имеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через местные налоги.                                                                                                                                                      Как видно, участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании. Система корпоративного управления формулирует и согласовывает интересы акционеров, оформляет их в виде стратегических целей компании и контролирует процесс достижения этих целей корпоративным менеджментом.                                                                                             Основой системы корпоративного управления является процесс выстраивания и эффективного осуществления внутреннего контроля за деятельностью менеджеров компании от лица ее владельцев (инвесторов ).

Вышесказанное позволяет  сделать вывод, что корпоративное  управление имеет два аспекта: внешний  и внутренний. Внешний аспект сфокусирован на отношениях компании с социально-экономической  средой: государством, регулирующими  органами, кредиторами, участниками  рынка ценных бумаг, местными общинами и другими заинтересованными  лицами. Внутренний аспект сосредоточен на взаимоотношениях внутри компании: между акционерами, членами наблюдательных, исполнительных и контрольно-ревизионных  органов.

Система корпоративного управления создается для решения трех основных задач, стоящих перед корпорацией: обеспечения ее максимальной эффективности; привлечения инвестиций; выполнения юридических и социальных обязательств.                                                                                               Система надлежащего корпоративного управления нужна, прежде всего, открытым акционерным обществам с большим количеством акционеров, ведущим бизнес в отраслях с высокими темпами роста и заинтересованным в мобилизации внешних финансовых ресурсов на рынке капиталов. Однако ее полезность несомненна и для ОАО с незначительным числом акционеров, ЗАО и ООО, а также для компаний, действующих в отраслях со средними и низкими темпами роста.                                                                                                               Эффективное корпоративное управление дает акционерным обществам следующие преимущества:                                                                                                        1)Во-первых, облегчение доступа к рынку капиталов. Реализация принципов надлежащего корпоративного управления обеспечивает необходимый уровень защиты прав инвесторов, поэтому они воспринимают эффективно управляемые компании как дружественные и способные обеспечить приемлемый уровень доходности вложений.                                                                                                            2)Во-вторых, снижение стоимости капитала. Акционерные общества, которые придерживаются высоких стандартов корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом.                                                                                                                                       3)В-третьих, содействие росту эффективности. В результате повышения качества корпоративного управления совершенствуется система подотчетности, тем самым минимизируется риск мошенничества должностных лиц компании и совершения ими сделок в собственных интересах. Кроме того, улучшается контроль за работой менеджеров и укрепляется связь системы вознаграждения менеджеров с результатами, деятельности компании, создаются благоприятные условия для планирования преемственности руководителей и устойчивого долгосрочного развития компании.

Надлежащее корпоративное  управление строится на принципах прозрачности, доступности, оперативности, регулярности, полноты и достоверности информации на всех уровнях.

Таким образом, соблюдение стандартов корпоративного управления помогает усовершенствовать  процесс принятия решений, способных  оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной  деятельности общества на всех уровнях. Качественное корпоративное управление упорядочивает все происходящие в компании бизнес-процессы, что  способствует росту оборота и  прибыли при одновременном снижении объема требуемых капиталовложений.

2. Концепция стоимости компании и ее связь с корпоративным управлением

Одним из важнейших факторов повышения эффективности инвестиционной привлекательности на современном этапе выступает качество корпоративного управления компании. Качественное корпоративное управление способствует эффективному использованию собственного и заемного капитала, а также обеспечению учета корпорацией интереса широкого круга заинтересованных лиц. Для оценки эффективности влияния этого и других факторов на конечные результаты деятельности компании все чаще используют рост ее рыночной стоимости.

На рубеже 80-90гг. прошлого века в американской бизнес-культуре сформировалась концепция управления VBM – управление стоимостью (ценностью) компании. В рамках VBM основной финансовой целью компании является рост ее ценности для собственников (акционеров). Соответственно, все усилия компании должны быть направлены на достижение этой цели. VBM представляет собой универсальную всеохватывающую  систему управления организацией, которая  включает в себя четыре основных элемента: оценивание, стратегию, финансы и  корпоративное управление.

Корпоративное управление (КУ) призвано согласовывать интересы собственников  и менеджеров. КУ обосновывает систему  измерения и материального стимулирования, предназначенную стимулировать  деятельность сотрудников и высшего  менеджмента компании, направленную на создании акционерной стоимости, решая, таким образом, агентскую  проблему – противоречие между интересами владельцев бизнеса и наемных  работников. Когда материальное вознаграждение наемных работников компании «привязано»  к размеру стоимости, созданной  каждым сотрудником, они становятся материально заинтересованными  в оптимизации стоимости всей компании.

В 2002 году в крупных российских компаниях начался процесс внедрения  схем мотивации высшего звена  управления (топ-менеджеров), ориентированных  не только на краткосрочный, но и на долгосрочный результат. Ключевым стало  внедрение долгосрочного компонента и строгое соблюдение формализованных  условий начисления и выплат переменной части компенсации (бонусов), в частности, программ наделения менеджеров и  других служащих опционами на покупку  акций компаний по заранее установленной  льготной цене с целью повышения  из заинтересованности в результатах  деятельности и лояльности к фирме.

Информация о работе Корпоративное управление и экономическая эффективнность