Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:03, реферат
Лидерство – это важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть власть и устойчивое объединение людей. Лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом, побуждая их работать для достижение целей. Само слово «лидер» в переводе с английского ("leader") означает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий»1.
Команда, каждый раз, когда решает любую проблему, выдвигает лидера. Без него она не может решить возникшие проблемы и полноценно существовать и функционировать. Чаще всего лидера определяют по умению объединять людей для достижения какой-либо цели. Значение слова лидер объединяют с понятием цель, так как лидер нелепо бы выглядел, не имея какой-нибудь цели.
Лидерство – это важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть власть и устойчивое объединение людей. Лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом, побуждая их работать для достижение целей. Само слово «лидер» в переводе с английского ("leader") означает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий»1.
Команда, каждый раз, когда решает любую проблему, выдвигает лидера. Без него она не может решить возникшие проблемы и полноценно существовать и функционировать. Чаще всего лидера определяют по умению объединять людей для достижения какой-либо цели. Значение слова лидер объединяют с понятием цель, так как лидер нелепо бы выглядел, не имея какой-нибудь цели.
Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку — недостаточно, чтобы назваться лидером. Одним из главных свойств лидера является наличие хотя бы одного последователя.
Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких взаимосвязей между людьми в системе, которые содействовали бы решению конкретных задач в рамках единичной цели.
В менеджменте, несмотря на кажущуюся простоту понятия лидерство, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, оно характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1.Лидерство это и тип власти, особенностью которой считается тенденция сверху вниз, и еще то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или же категория лиц. Лидерство – это власть, осуществляемая одним или же несколькими индивидуумами.
2.Лидерство есть управленческий статус, общественная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно – многофункционального расклада, предполагающего обсуждение общества как трудоемкое, иерархически организованной системы общественных позиций и ролей. Занятие в данной системе позиций, связанных с исполнением управленческих функций (ролей), и выдает человеку статус фаворита. Иначе говоря, как нам сообщает Л. Даунтон, лидерство – это "положение в сообществе, которое характеризуется возможностью занимающего его лица обращать и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов".
3.Лидерство – это воздействие на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.), в прочем не любое, а такое, которое отвечает последующим условиям:
1) влияние должно быть неизменным. К руководителям невозможно причислять людей, оказывающих, хотя и большое, но разовое, кратковременное воздействие на членов группы;
2)руководящее воздействие лидера обязано осуществляться на всю группу (компанию). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько либо в том числе и большое количество центров локального воздействия. При этом многократному воздействию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Необыкновенностью лидера считается широта его воздействия;
3)лидер обязан иметь определенный ценность во влиянии. Отношения лидера и ведомых различает асимметричность, неравенство в содействии, однозначная тенденцию воздействия от лидера к членам группы;
4)воздействие лидера, особенно организационного, обязано опираться не на прямое использование силы, а на авторитет или же хотя бы признание правомерности начальства. Тиран, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер. Следует отметить, что не многие авторы считают несопоставимым лидерство и систематическое силовое давление.
1.Лидерство – это неформальное влияние. Оно отличается от управления, которое «предполагает довольно твердую и формализованную систему взаимоотношений господства – подчинения». Лидер – это знак общности и эталон поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и воспринимается последователями. «Руководство, - пишет, например, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (официальных) взаимоотношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) взаимоотношений. Кроме того роль 5 руководителя заблаговременно определена "на табло" социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, фирмы ее нет. Руководство есть социальный по своей сути феномен, а лидерство – психологический»2.
Присутствует бесспорная взаимосвязь между судьбой лидера бытового, социального и политического. Первый практически постоянно может выдвинуться в лидеры другого типа.
В западной литературе понятия лидер и менеджер обычно распознают по следующим характеристикам:
1)содержание управленческих задач – менеджер следит за эффективным исполнением персонала текущих задач, решает отдельные выборочные проблемы, развивает инновационные идеи, закладывает основы решения задач будущего (И.О. Коттер, США);
2)воздействие на персонал – «менеджеры принуждают людей делать то, что необходимо, лидеры вызывают у людей стремление устроить то, что нужно» (Ли Джексон, известный американский теоретик и практик менеджмента, из «Дюжины золотых мыслей»). «Лидеры – это люди, которые способны обнаружить все гораздо лучшее в других. Менеджеров в организации быть может сколько угодно, лидеров постоянно мало». Лидер с организаторскими способностями в состоянии живо и верно расценивать обстановку, выделять задами, нуждающиеся в первоочередной реализации, различать осуществимое от бесплодного прожектерства, довольно точно рассчитать сроки решения задач. Идею о том, что основная отличительная черта способного инициатора состоит в мастерстве быстро выискать эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на любом шагу. Любопытно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним стремительным взором я охватывал все трудности дела, но в этот момент и все ресурсы осуществляются для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими»3.
Талант управления людьми основывается на целом комплексе социально-психологических свойств и качеств. Большое значение имеет доверие и любовь масс к собственному лидеру. Доверие к лидеру – это признание его больших достоинств, заслуги возможностей, признание необходимости, правильности и результативности его поступков. Данное внутреннее единство с носителем авторитета, готовность работать согласно с его установками. Так как вынудить идти за собой при неимении средств принуждения можно только на базе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с руководителем.
Структура устройств воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в самой сильной зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, – модель, – требует от настоящего лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера потребуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим руководителем, но и хотят идти за ним. Подходит ли человек для роли лидера, зависит, сначала, от признания за ним другими людьми свойств преимуществ, т. е. достоинств, которые внушают им веру в него, побуждают их принять его действие на себя. Естественное лидерство — когда воздействие исходит из признания другим и личного преимущества лидера. Важно тут не то, что лидер владеет качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, словно он владеет этими качествами4.
Действие лидера постоянно зависит от ситуации. Наиболее высочайший интеллект, подготовка либо опыт имеют все шансы появиться выборочным причиной для лидерства. Традиционно большое значение имеет предрасположенность к доминированию, а конкретно – искусство показывать инициативу в межличностных отношениях, обращать внимание других, предлагать им решения, способность «беседовать на языке» своих сторонников.
Таким образом, роль лидера заключается в том, чтобы претворять взоры собственных союзников в слаженную программу действий. Лидер имеет возможность вести личных сторонников в том направлении, в каком они лично пытаются идти.
Значение лидера не исчерпывается только формированием свежих групп. Он кроме того исполняет актуальную задачу укрепления сплоченности в уже имеющихся группах.
Лидер – это такой человек, который по отношению к группе имеет возможность рассматриваться как ее зеркало. Им быть может исключительно тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и прогнозируемые конкретно в этой группе. Оптимальный стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.
В современном мире все чаще руководители сталкиваются с целым рядом задач. Чаще всего это подбор квалифицированного персонала, создание мотивационной системы, организационное управление и создание эффективной команды.
На данный момент одной из главных задач для эффективного лидера это создание полноценной рабочей команды. Руководители поминают, что сплоченная команда позволяет минимизировать нагрузку на лидера организации, увеличить качество принимаемых решений, понизить возможность управленческих погрешностей.
В ходе образования успешной команды происходит улучшение взаимодействия между людьми и группами, своевременно появляются трудности, на которые никто не направил внимание. И особо стоит обратить внимание на то, что снижается возможность манипулирования лидерами со стороны их подчиненных.
Таким образом, команда становиться центральной частичкой современной компании. Работа в команде, становиться полноценной и эффективной только тогда, когда состав команды подобран, верно.
Рассмотрим определение команды. Что она из себя представляет.
Р. Дафт считает, что Команда – это группа из двух или более людей, координирующих свои действия и трудовые усилия для достижения определенной цели. В этом определении три ключевых момента:
1)в команде как минимум должно быть два человека. Иногда они могут быть и многочисленными, но чаще всего состоят из 10 – 15 членов;
2)люди в команде должны часто взаимодействовать друг с другом;
3)труд членов команды направлен на достижение определенной цели5.
Многие считают, что команда – это группа людей, но эти два термина совершенно разные. Мы можем набрать группу, но она не будет, командой. Главным различием будет, то, что все члены команды привержены единой миссии и несут коллективную ответственность.
Рабочие группы имеют похожую характеристику.
Рабочая группа — это двое или более людей одинаковых или различных профессий, работающих совместно и согласованно для достижения целей по выполнению производственного задания, оказанию услуг; несущих общую ответственность за результаты работы.
Однако в командах есть то, что делает их гораздо более эффективной формой трудовой организации, нежели рабочие группы.
Р. Дафт рассмотрел в своей работе различия между группами и командами.
Таблица 1
Различия между группами и командами по Р. Дафту. | |
Группа |
Команда |
Имеет назначаемого сильного лидера |
Роль лидера переходит от одного члена к другому. |
Индивидуальная подчиненность |
Индивидуальная и взаимная подчиненность |
Цель – так же, что и у организации |
Специфическое видение цели |
На выходе – продукты индивидуального труда |
На выходе – продукты коллективного труда |
Встречи «необходимы и достаточны» |
На встречах ведутся не ограниченные во времени дискуссии и решаются все проблемы |
Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес |
Эффективность измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы |
Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания |
Совместное общение, принятие решений и рабочие задания |
Эффективность работы команды определяется по трем результатам: производственному выпуску, личному удовлетворению и способности к адаптации и обучению. Под удовлетворением в модели понимается способность команды к насыщению индивидуальных потребностей ее членов, а отсюда – к поддержанию в них стремления к командной работе и приверженности командным интересам. Производительный выпуск – это количество и качество результатов командного труда, и их соответствие заранее заданным целям. Под способностью к адаптации и обучению понимается умение команды привносить в рабочие задания, что-то новое и повышать способность организации быстро реагировать на различные угрозы и благоприятные возможности в окружающей среде6.
Чтобы создать успешную рабочую команду, на всех этапах ее существования нужно совершить ряд деяний:
1)отобрать подходящих работников;
2)отрегулировать количество ко
3)совместно вычислить цели и задачи;
4)пояснить, какие выгоды получит любой вследствие эффективной работы команды;
5)прийти к соглашению о массовых нормах;
6)посодействовать членам команды гораздо лучше узнать друг друга;
7)обучить членов команды;
8)установить систему контролирования и поощрять самоконтроль;
9)обеспечить поддержание командного духа;
10)замещать членов команды, которые не захотят либо не смогут (даже после обучения) работать в соответствии со стандартами и согласованными правилами7.
Теперь рассмотрим принципы работы в команде:
1)люди, исполняющие работу, считаются "специалистами", когда дело идет о решении проблем в тех областях, которыми они занимаются;
2)совокупный навык и таланты людей, работающих в командах, больше, чем у любого из числа тех, кто действует один;
3)основная масса людей посильнее заинтересованы в проекте, если они могут в какой-то мере повлиять на решения, которые на них оказывают большое влияние;
4)у любого человека есть креативный потенциал, который можно систематически применять, привлекая его к участию в работе проблемной группы8.
Трудности формирования команды (групповые коммуникации):
1)размытые цели;
2)нескоординированная работа;
3)угнетение/скептицизм;
4)коммуникационная перегрузка;
5)недостаточно глубокий анализ ситуации.
Команда считается действенной, в случае если:
1)ее члены считаются полноправными соучастниками групповых обсуждений и дискуссий;