Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 05:01, лекция
Для многих участников процесса товародвижения конкурентное преимущество и размеры доходов зависят от правильности формирования канала распределения товаров и услуг, характера установившихся между ними связей и эффективности тактики управления.
Степень конкурентоспособности и успех конкретной системы распределения зависят от соотношения между позициями производителя и посредников (оптовых и розничных) на фармацевтическом рынке, особенностей потребительского поведения, позиционирования товара.
Способы классификации поставщиков товаров аптечного ассортимента
Способы классификации критериев выбора поставщиков
Виды поставок
Оценка качества, поставляемой продукции
Оценка ассортимента
Однако, как показали исследования, прямые каналы товародвижения для аптек Москвы составляют н/б 5%, что объясняется определенными критериями выбора делового партнера самим производителем. С их точки зрения прямой контакт выгоден, если:
Любое из этих условий
может быть одной из причин необходимости
прибегать к услугам
Завершающим этапом в процессе выбора поставщика является заказ товара. В настоящее время более эффективно и быстро заполнять заказ в электронном виде, используя как собственное программное обеспечение, так и модемные программы дистрибьюторов. Автоматизация охватывает все стороны деятельности аптеки: от оприходования товара (с возможностью контроля забракованных серий, сроков годности, стабильности цен) до анализа продаж и формирования заказа. Например, программные продукты «Юнико» позволяют оперировать электронными накладными всех ведущих поставщиков. После составления заявок и отправки по электронной почте в адрес фармацевтических фирм основной заказ считается размещенным. В случае если нет возможности отправить заявку в электронном виде, заявка м.б. отправлена по факсу или передана по телефону.
Изучение развития современной системы централизованных и децентрализованных поставок фармацевтической продукции в России позволяет говорить о складывающейся культуре формирования каналов товародвижения.
И в случае централизованных поставок, и при децентрализованных поставках формирование канала осуществляется путем конкурсного отбора.
При осуществлении централизованных
закупок конкурсный отбор (тендер) носит
формализованный характер. Протокольные
тендерные мероприятия
Одним из методов оценки качества организации товародвижения является Оценка по срокам поставок и дробность поставок.
Оценка по срокам поставок получается в результате сопоставления запланированных и фактических сроков поставок.
Поставщики должны доставлять затребованное количество товаров к соответствующему сроку – не раньше и не позже.
За сроки поставки заказанных товаров поставщикам выставляются следующие оценки:
100 баллов – при получении заказанной партии в установленные сроки или на неделю раньше;
80 - при получении заказанной
партии на неделю позже или
на две недели раньше
60 - при получении заказанной партии на две недели позже или на три недели раньше установленного срока;
40 - при получении заказанной парти
20 - при получении заказанной партии на 4 недели позже.
0 - при получении заказанной партии на 5 и более недель позже.
Оценка за дробность поставок определяется путем деления числа запланированных отгрузок, на число фактических отгрузок:
Од = (Ч план / Ч факт) х 100
Пример. Если поставщик вместо 15 делает 20 отгрузок, то за дробность (партионность) поставок он получит оценку:
Од = (15 / 20) х 100 = 75 баллов
Из суммы оценок за сроки поставок и партионность поставок складывается общая оценка качества обслуживания поставщиком потребителя.
При этом первоначально каждая составная часть взвешивается в зависимости от влияния, которое она оказывает на деятельность предприятия (т.е. определяется удельный вес каждой из оценок).
Пример. Вами установлено – 60% общей оценки – за срок поставок и 40% - за дробность поставок. Если Ваш поставщик получил оценку 80 баллов за сроки поставок и 75 за дробность, то общая оценка обслуживания поставщиком потребителя составит 78 баллов из 100:
(80х60%)/100% + (75х40%)/100% = 78 баллов
Является этот балл «проходным» или нет, зависит от требований, предъявляемых к поставщикам. Как правило, при подобной системе оценки «проходной» балл за качество обслуживания поставщиком потребителя не д.б. ниже 90.
В данном разделе еще одним важным понятием является – базисное условие поставки товаров, которое определяет кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца к покупателю (фактурные цены). Здесь возможны 3 варианта:
Порядок распределения транспортных расходов между поставщиком и покупателем определяется условиями франкировки (франко – от итальянского – свободный). Этот термин означает, до какого звена на пути движения товара от производителя до потребителя последний освобождается от оплаты транспортных расходов или начиная с какого звена он обязан оплачивать.
Основные виды франко:
Институциональные критерии выбора поставщика
Репутация поставщика
Уровень информированности о поставщике
Перейдем к следующей группе критериев выбора поставщика – его уровне информированности у потребителя (аптеки). Для того, чтобы объективно можно было оценить данный критерий необходима различная информация, например, доля рынка участника товародвижения, оборот и доход компании и др.
Основными источниками информации могут быть:
Вкратце остановимся на одном из внешних источников информации – аналитики мониторинговых компаний, которые в конечном итоге сводятся к составлению различных рейтингов.
В определенной степени проблему недостатка информации можно решить путем составления рейтингов. Хотя рейтинги не могут создать «правила игры» на рынке, однако способствуют его большей прозрачности и установлению таких правил. Практика составления рейтингов широко распространена во всем мире, при этом рейтинговые агенства используют как общедоступную, так и корпоративную информацию. Что касается рейтинга дистрибьюторов, то при его составлении используются следующие показатели: оборот и доход компании, объем закупок отечественных и импортных ЛС, наличие и количество региональных представительств, складов, дочерний компаний, охват регионов, число клиентов (аптек), количество прямых контрактов с производителями и др. Обладая полным объемом информации, аптека будет иметь ориентиры при выборе оптимального поставщика в соответствии с маркетинговым планом предприятия.
В настоящее время существуют различные аналитические компании (рейтинговые агенства), составляющие подобные рейтинги, например, RMBC (ГК «Ремедиум») – Рос. мед. бизнес консалдинг, «ФармЭксперт» и др., публикующие рейтинги наиболее крупных дистрибьюторов, импортеров, производителей ЛС. Так, в рейтингах ведущих предприятий химико-фармацевтической отрасли по объему производства в 2004 году занимает компания ICN Pharmaceuticals (115,2 млн. долларов), немного уступают ей «Отечественные лекарства» (104,7 млн. долларов), далее следует «Верофарм» (55,4 млн. долларов) и «Нижфарм» (53,2 млн. долларов). По объему аптечных продаж доля компании Berlin-Chemie на фарм. рынке составляет 3,7%, Aventis (3,6%), Gedeon Richter (2,9%), Servier Pharmaceuticals (2,9%) и Pfizer International Inc (2,7%).