Критика теории иерархии потребностей А.Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация.
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория иерархии. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и личность».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..….3
Содержание теории мотивации А. Маслоу……………………………………………..…….4
Физиологические потребности……………………………………………………….…..……5
Потребности безопасности и защиты………………………………………………………....6
Потребности принадлежности и любви…………………………………………………...…..6
Потребности в уважении……………………………………………………………….….…...8
Потребности самоактуализации……………………………………………………….…..…..8
Характеристика самоактуализации……………………………………………………...…….9
Критика теории иерархии потребностей А.Маслоу…………………………………..…….12
Заключение…………………………………………………………………………….………13
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Maslou.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

Потребности в уважении

Когда наша потребность  любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень  ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважении.

Маслоу выделил две  категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Субъект с адекватной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому более производителен. При заниженной самооценке индивид испытывает чувства приниженности и беспомощности, что может обескураживать его и даже вести к невротическому поведению. Как пишет Маслоу: "Наиболее устойчивая и, следовательно, наиболее здоровая самооценка основывается на заслуженном уважении со стороны других, а не на обусловленной внешними обстоятельствами известности и лести".

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство  уверенности, достоинство и осознание  того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности  уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

 

Потребности самоактуализации

 

Маслоу охарактеризовал  самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

Так же тормозное влияние  на процесс самоактуализации оказывает  социализация. Иными словами людям  нужно “способствующее” общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.

Еще одно препятствие для  самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое  потребностями безопасности. Дети воспитанные  в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Более подробно потребность самоактуализации мы рассмотрим в следующем разделе.

Система является гибкой. При  неудовлетворении более низких потребностей индивид возвращается к процессам их удовлетворения, временно опускаясь к низшей части своего бытия. Часть потребностей может служить целью или средством (инструментом) для обеспечения других потребностей. Иногда одно и то же действие (даже удовлетворение потребности) может выполнять функцию (быть инструментом) для удовлетворения другой потребности более высокого или низкого уровня.

Маслоу рассматривает  потребности как стремления, возникающие  подсознательно, но также допускает, что в рамках очередной актуальной потребности индивид может осознавать ее в виде интереса и, используя установки, действует целенаправленно. Часть действий вообще может не определяться потребностями.

Все (длительные или устойчивые с детства) отклонения от порядка  реализации потребностей и удовлетворение высших при неудовлетворенных низших потребностях рассматриваются в теории Маслоу как патологические состояния.

Маслоу предостерегает против слишком строгого взгляда на иерархию потребностей. Не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно они имеют наибольшее влияние на поведение. Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. "Удовлетворенное желание, - говорит Маслоу, - больше уже не желание."

В середине 50-х  гг. М. отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации).

 

Характеристика  самоактуализации

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и  развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. То же, что самореализация.

Самоактуализация - процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей. В ряде теорий, разработанных в русле гуманистической психологии, самоактуализация выступает основным механизмом, объясняющим психическое и личностное развитие.

Разрабатывая  идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы, что и явилось причиной стотысячных тиражей его книг.

В книге «Мотивация и личность» Маслоу определяет самоактуализацию как стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к идентичности: «Этот термин выражает «полноценное развитие человека» (исходя из биологической природы), которое (эмпирически) нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мере культурно обусловлено. Оно соответствует биологической предопределенности человека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделям… Оно также обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом» .

Теория С. Маслоу началась с эмпирического обобщения  и выделения особого типа людей - самоактуализирующихся личностей, которые составляют около одного процента населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. Маслоу предпринял исследование самоактуализирующихся людей и выделил ряд присущих им черт. "Создается впечатление,- пишет Маслоу, - как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, - но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать".

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в  том, что он утверждал: эти потребности  находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации) .

В то же время  большинство представителей гуманистической  психологии приняло термин "самоактуализация", введенный Маслоу, как и его  описание "самоактуализирующейся личности".

Отказавшись от своих утверждений о фиксированной  последовательности удовлетворения потребностей в соответствии с их положением в  иерархии Маслоу, определяет развитие через разнообразные процессы, в  конечном счете ведущие личность к самоактуализации, и обосновывает новую точку зрения, а именно, что эти процессы имеют место на протяжении всей жизни человека и обусловлены специфической "мотивацией развития", возможности проявления которой уже не стоят в прямой зависимости от степени удовлетворения базовых нужд. Маслоу признает наличие у большинства людей (возможно, у всех) стремления к самоактуализации и, более того, наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, по меньшей мере, в принципе, причем самоактуализация каждого отдельного человека уникальна и неповторима. Одной из форм самоактуализации, доступных каждому, являются описанные Маслоу так называемые пиковые переживания (peak-experiences), мгновения восторга или экстаза в любви, общении с искусством, творчестве, религиозном порыве или в других значимых для человека сферах его бытия. В пиковых переживаниях человек приобретает многие черты, свойственные самоактуализирующимся людям, временно становится самоактуализирующимся. В последних работах Маслоу самоактуализация выступает уже не как конечная, а как промежуточная ступень развития, переход от невротических или инфантильных проблем становления человека к истинным проблемам его бытия как зрелой полноценной личности "по ту сторону" самоактуализации .

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться "сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ "проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение" .

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся  поведение, Маслоу считал, что исследовать  человеческую при роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а  не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять - историческими личностями (А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джеймс, Б. Спиноза и др.) [9; С. 328].

На основе этих изысканий, Маслоу называет следующие  характеристики самоактуализирующихся людей:

1. более эффективное  восприятие реальности и более  комфортабельные отношения с  ней;

2. принятие (себя, других, природы);

3. спонтанность, простота, естественность;

4. центрированность  на задаче (в отличие от центрированности  на себе);

5. некоторая  отъединенность и потребность  в уединении;

6. автономия,  независимость от культуры и  среды;

7. постоянная  свежесть оценки;

8. мистичность  и опыт высших состояний;

9. чувства сопричастности, единения с другими;

10. более глубокие  межличностные отношения;

11. демократическая  структура характера;

12. различение  средств и целей, добра и  зла;

13. философское,  невраждебное чувство юмора;

14. самоактуализирующееся  творчество;

15. сопротивление  аккультурации, трансцендирование  любой частой культуры.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и  мотивы, а не бессознательные инстинкты  составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на непонимание  окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики - это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать человека своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время  отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом .

Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, Маслоу приходит к выводу о необходимости создания новой психологии - психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. Маслоу занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают пиковые переживания (о которых говорилось выше), характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по Маслоу, возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, Маслоу выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы Маслоу двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития. Маслоу стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления Маслоу о направлении развития человека привели его к идеальной модели "эвпсихического" общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов.

Информация о работе Критика теории иерархии потребностей А.Маслоу