Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:55, реферат
Долголетний мировой опыт и российская практика однозначно свидетельствуют, что поведение промышленных предприятий в период кризиса подчиняется вполне определенным закономерностям. Самая большая проблема возникает в результате того, что кризисная реальность весьма сильно отличается от всего того, к чему привыкли руководители. В тоже время, несмотря на достаточную теоретическую и практическую проработку темы, все очевидней становится отсутствие единого подхода к данной проблеме.
Однако, несмотря на точное определение, следует учитывать, что западный финансовый анализ значительно отличается от принятого в отечественной практике по целям и задачам.
4.1. ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА.
В конце 80-х-начале 90-х гг. можно было ожидать, что Россия успешно осуществит переход к рыночной экономике. У России были следующие предпосылки для благоприятного проведения преобразований:
♦ успешное использование метода централизованного планирования для формирования второй по масштабам экономики в мире (более крупной, чем в Японии и Германии), наивысшие в мире объемы добычи нефти, газа, угля, производства пшеницы, обуви и ряда других товаров;
♦ огромный внутренний рынок;
♦ целостная инфраструктура, включающая транспорт, коммуникации, университеты, научно-исследовательские институты и т. д.;
♦ урбанизированное,
грамотное и обученное
♦ подготовленная рабочая сила и менеджеры с опытом управления производством;
♦ колоссальный человеческий капитал, в том числе крупнейший в мире отряд ученых и инженеров;
♦ огромные природные ресурсы.
Однако вопреки ожиданиям экономические преобразования в России катастрофически провалились. Некоторые зарубежные ученые утверждают, что Россия создала модель того, как не следует осуществлять переход к рыночной экономике. В результате такой политики в России ежегодный спад составляет 10-20% — один из самых значительных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11-12-е, сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Между тем длительная инфляция «съела» сбережения населения и разрушила средний класс — основу любого общества, вызвала политическую нестабильность, создала потенциал социально-экономической нестабильности и, вероятно, даже возможность возврата к какому-либо типу авторитарного режима. Доходы в иностранной валюте тратятся на импорт предметов роскоши и продовольствия.
V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях переходной экономики кредитно-денежные инструменты выполняют двоякую функцию: регулирование деятельности кредитных институтов, денежного рынка и экономики в целом с целью достижения финансовой стабилизации, с одной стороны, и стимулирование инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики, отраслях и регионов — с другой. Избежать такой двойственности, даже противоречивости, на переломных этапах экономического развития не удавалось ни одной стране. А потому задача сводится к нахождению разумного соотношения между этими началами (или приоритетами антикризисной политики) с учетом складывающихся в данный момент социально-экономических реалий.
Особенность инвестиционного процесса в России состоит в том, что он происходит при спаде производства и при инфляции. Сокращение производства и снижение покупательной способности населения привели к резкому падению спроса, который в России приблизился к критической точке. Для выхода из сложившейся макроэкономической ситуации следует добиваться повышения спроса, т. е. обеспечивать рост экономики, которого можно достигнуть путем увеличения количества ресурсов и с помощью более эффективного их использования. Для осуществления этой стратегии необходимы инвестиции.
Источники инвестиционных ресурсов весьма разнообразны. К ним относятся: прямые капитальные государственные вложения; рынок приватизируемых объектов; рынок недвижимости; валютный рынок и рынок ценных бумаг; депозитные и иные счета юридических и физических лиц; прямые вклады населения; прямые инвестиции российских резидентов; прямые инвестиции иностранных компаний; совместные инвестиции субъектов РФ и иностранных государств; инвестиционные фонды предприятий и организаций (амортизационный фонд и фонд накопления); банковские (денежные) и коммерческие кредиты (лизинг и т. п.), в том числе иностранных и международных банков и зарубежных компаний; гуманитарная помощь иностранных и международных организаций и фондов.
Привлечение инвестиций может осуществляться в следующих формах:
♦ государственное инвестирование (прямое);
♦ мобилизация собственных финансовых ресурсов;
♦ государственное стимулирование частного коммерческого сектора;
♦ развитие фондового и денежного рынков;
♦ прямое инвестирование российскими и иностранными инвесторами в рамках совместной деятельности в соответствии с Законом «О соглашениях, о разделе продукции».
Повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы — важнейшая задача государства на современном этапе. Провозглашаемый год за годом курс на активизацию инвестиционной активности сочетался с явно не инвестиционной ориентацией федерального бюджета. Это проявляется не только в крайней недостаточности ресурсов, предусматриваемых на инвестиционные цели, их «размывании» по различным статьям бюджета и внебюджетным инвестиционным фондам, но и в том, что инвестиционные статьи бюджета первыми попадают под сокращение, как только ставится вопрос о необходимости «уложиться» в обязательные рамки бюджетного дефицита.
Чтобы изменить такое положение, во-первых, необходимо жесткое разграничение текущих и инвестиционных расходов в бюджетах всех уровней. Это предполагает, что каждый бюджет включает административную и имущественную часть расходов, предназначенных соответственно на текущие и инвестиционные цели. Дотации из вышестоящих бюджетов нижестоящим также требуют четкого разделения, и направления в соответствующий раздел расходной части бюджета. При этом необходим строгий контроль целевого использования средств административной и имущественной частей бюджета.
Во-вторых, целесообразно использовать получивший международное признание германский опыт регулирования бюджетного дефицита в совокупности с объемами инвестиций. На протяжении многих десятилетий в Германии применительно к федеральному бюджету соблюдается так называемое «золотое правило», согласно которому финансирование бюджетного дефицита за счет кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции, предусмотренную в бюджете.
Особенности российской экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений в условиях сокращения внутренних и внешних источников финансирования инвестиций и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений, повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.
При ориентированности инвестиционной стратегии на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов и перелива капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов, обе составляющие государственной инвестиционной политики, как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционное деятельности, должны быть направлены на реализацию четко сформулированных стратегических целей, базирующихся на выявлении национальных конкурентных преимуществ. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных не достаточностью рыночных механизмов.
Важным условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должна быть определены стратегия и механизм реформирования различных групп пред приятии, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий.
С учетом выработанных мировым
опытом принципов преодоления структур
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.На современном этапе развития России в основе падения производства лежит противоречие между интересами частного капитала и государства, когда в условиях отсутствия четкой институционально отработанной системы государственного управления социально-экономическими процессами и движением капитала, прежде всего во внешней торговле и денежном обращении, ведущими оказались частные интересы.
Переход к рынку требует
радикальной структурной
В обстановке экономического кризиса широкомасштабное и быстрое развертывание инновационной деятельности не представляется возможным. На первом этапе вектор основных усилий следует ориентировать в направлении развития малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере.
Такой подход позволит наиболее
рационально распорядиться
В настоящее время система управления государственной собственностью недостаточно эффективна в связи с тем, что поспешная приватизация разрушила I ряд структур управления, которые действовали в доперестроечный период. Новая система управления не только не сформирована, но и не обоснована концептуально с научной точки зрения.
Система управления государственной собственностью при переходе к рыночной экономике должна иметь теоретическую и методологическую основу, а именно: необходимо четко понимать границы частного и государственного секторов, а также в связи с этим индикативную долю государственного имущества, структуру системы управления принципы эффективного использования государственной собственности для развития предпринимательства и другие вопросы. Ответ на эти вопросы можно дать лишь на научно-фундаментальной основе, использующей интегрированный практический опыт цивилизованного мира, а не только какую-либо доктрину или идею одной научной школы.
В России, как и в
других странах, постоянно идет процесс
смены собственников
У каждого предприятия существуют свои причины, в силу которых оно оказалось в кризисном состоянии, и также существует множество специфических путей выхода из этого состояния, выбор которых зависит от конкретной ситуации Существуют общие меры антикризисного управления, к ним можно отнести такие, как реструктуризация предприятия, налоговое планирование, управление издержками, инвестиции в новые технологии, реструктуризация задолженности.
Успешное применение стратегии реструктуризации на предприятии во многом зависит от качества управления, только высококвалифицированные управляющие способны разработать действенный план реструктуризации и претворить его в жизнь.
Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражение в победу. Экономическая нестабильность увеличивает риск, она же повышает шансы того, кто умеет правильно оценить ситуацию, прогнозировать потери и прибыли.
Сегодня именно предпринимательство может стать той питательной средой, которая даст России людей, способных подняться над соображениями сиюминутной выгоды, думать о перспективе.
Как известно, в России экономические процессы, производственные инновации протекают не столько согласно определенным достижениям, постулатам соответствующей экономической теории, сколько вопреки им. Развитие информационной экономики в этом плане — не исключение.
На данный период времени в России не существует никакой особой государственной программы развития информационной экономики или нового технологического способа производства. Есть лишь отдельные разрозненные отраслевые и внутрифирменные программы развития некоторых сторон или компонентов информационной экономики, наиболее масштабные из которых сравнительно комплексно охватывают главным образом лишь предприятия и институты отрасли «Связь».