Культура и стиль менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 116.42 Кб (Скачать файл)

Применение авторитарного  стиля может быть эффективным  тогда, когда подчиненные полностью  находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично  ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что  они не способны самостоятельно действовать  правильным образом.

Во многом противоположен авторитарному демократический  стиль руководства, который апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий  демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных  более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу  формулировать собственные цели на основе целей организации, что  повышает степень мотивации к  работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое  руководство характеризуется разделением  власти и участием подчиненных в  принятии решений.

Обычно демократический  стиль руководства применяется  в том случае, когда исполнители  хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много  новизны и творчества.

Там, где речь идет о необходимости  стимулирования творческого подхода  исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный  стиль управления. Его суть состоит  в том, что руководитель ставит перед  исполнителями проблему, создает  необходимые организационные условия  для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам  отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать  решения и контролировать собственную  работу.

Применение этого стиля  находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и проч. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.

В передовых фирмах принуждение  уступает место убеждению, строгий контроль — доверию, подчинение — сотрудничеству, кооперации. Для них характерны коллективное управление, открытость новым идеям, благоприятный морально-психологический климат.

Американский ученый Р. Лайкерт  выделяет четыре разновидности стилей руководства: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая  и основанная на участии.

Для оценки эффективности  каждого из стилей управления Р. Лайкерт  предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертизы сумм либеральных  и авторитарных элементов в поведении  руководителя. По его мнению, в современных  условиях оптимальная величина этого  коэффициента составляет 1,9. Иными словами, сегодня для получения эффективных  результатов руководители должны применять  в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения [20, с. 47].

2. Ситуационный подход. Этот  подход уделяет основное внимание  оценке и учету ситуации, и  выделяет три фактора, которые  влияют на поведение руководителя:

а) отношения между руководителем  и коллективом;

б) структура задачи;

в) должностные полномочия руководителя.

Стиль руководства должен выбираться в зависимости от конкретной ситуации.

Выделяют четыре стиля  руководства: стиль поддержки (ориентирован на человека); инструментальный стиль (ориентирован на задачу); стиль, поощряющий участие людей в принятии решений; стиль, ориентированный на эффективное  достижение целей.

Там, где подчиненные стремятся  к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется  стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель ставит перед  ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут  стремиться по мере возможности к  их самостоятельному решению, а ему  останется лишь обеспечить необходимые  для этого условия.

Стиль руководства, ориентированный  на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует  ситуации, когда те стремятся реализовать  себя в управлении. Руководитель при  этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.

В неоднозначных ситуациях  используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит  ситуацию в целом, и его указания могут служить для подчиненных  хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут  принять это за чрезмерный контроль.

Для того чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять  различные стили, методы и типы влияния. Современный, адаптивный стиль руководства, ориентирован на учет реальности, и  потому зависит от конкретной ситуации.

2.2 Формирование стиля  управления и факторы его определяющие

 

Формирование стиля руководства  – сложный процесс, в котором  присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.

Стиль формируется как  осознанная потребность поиска методов  и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному  познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль  речи, технику личной работы, структуру  затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора [19, с. 64]:

  • Решаемые сотрудниками задачи.

Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы  авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой. Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.

  • Уровень квалификации работников и руководителя.

Интегрально-демократический  стиль требует от сотрудников  высокого образования: им делегируются компетентность и полномочия по решению  многих задач.

  • Характер мотивации сотрудников.

При авторитарном управлении определенных успехов можно добиваться лишь в коллективах из менее квалифицированных  работников только путем распределения  материальных благ [2, с. 140].

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой  степени руководитель учитывает  способность и готовность подчиненных  к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и  свои возможности, такие как уровень  образования, стаж работы, психологические  качества. Но выбор стиля в немалой  степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

На формировании стиля руководства сказывается  также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних  ситуациях и демократом – в  других).

Руководитель, который  хочет работать, как можно более  эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для  конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства  на протяжении всей своей карьеры.

Разделяют объективные  и субъективные факторы формирования стиля руководства.

Объективные факторы  определяют только основу стиля, которая  имеет свои особенности для каждого  уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит  руководителю и параметрам ситуации.

Субъективные  стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного  процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают  разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют  технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей –  следствие разнообразия единичных  факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.

Единство стилеобразующих  факторов проявляется во взаимодействии:

  1. информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления на предприятии
  2. функций управления различных уровней системы
  3. применяемых руководителем принципов и методов управления
  4. руководителей различных уровней и подразделений

Всеобщие стилеобразующие  факторы вытекают из самой природы  общественного труда, порождены  кооперацией труда и являются объективными, но не существенными предпосылками стиля управления. К числу таких факторов следует отнести принципы системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи.

Систему основных факторов формирования стилей управления можно представить  в виде схемы (рис 2.1).

Чем дальше от стиля управления в иерархии отношений находятся  стилеобразующие факторы, тем более  опосредованное влияние их на формы  этих отношений, и наоборот. В этой связи становится очевидным, что  характеристики субъектов управления есть вместе с тем и непосредственные факторы формирования стилей управления [2. с. 144-149].

Среди особенных факторов выделяются:

- распределение полномочий;

- установление ответственности;

- характер процесса принятия  решений;

- используемые методы  руководства;

- организация труда;

- заинтересованность в  образовательном и профессиональном  росте подчиненных.

 

 

В стилях управления фокусируют также другие объективно-субъективные и общие факторы:

- регламентированные общественные  требования;

- средства управленческого  труда:

- доступность и состояние  социальной, экономической и технической  информации;

- общие характеристики  крупномасштабных объектов управления  – исторические, географические  факторы, национальные традиции.

В настоящее время при  формировании стиля руководства  у менеджера, вместе со всеми перечисленными факторами формирования руководства, учитывается также эффективность  конкретного стиля руководства  для данной организации.

 

 

3. ВЫБОР ЭФФЕКТИВНОГО СТИЛЯ  УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО 

РАЗВИТИЕ

 

Эффективность стилей руководства  по отдельным элементам деятельности организации можно представить  в виде таблицы.

 

Таблица 3.1

Эффективность стилей

Слагаемые эффективности

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Эффективность достижения цели

Обеспечивает выживание  в случае кризиса;

Снижение убытков при работе в условиях дефицита;

Малые затраты на менеджера;

Низкая мотивация сотрудников  в экономии ресурсов

Использует рыночные шансы  для заинтересованных сотрудников;

Снижение убытков при отсутствии менеджера;

Большие затраты на координацию  работ;

Высокая мотивация сотрудников  в экономии ресурсов

Предоставляется сотрудникам  полная свобода действий для работы и самореализации;

Высокие затраты на протяжении всей деятельности организации;

Плохая координация работ;

Низкая мотивация сотрудников

Эффективность выполнения работ

Быстрое решение;

Использование творческого потенциала только лидера;

Четкое расположение ролей;

Зависимость от лидера

Медленное решение;

Использование творческого потенциала лидера и сотрудников;

Неясное разделение ролей;

Независимость от лидера

Медленное решение;

Использование творческого потенциала только сотрудников;

Отсутствие разделения ролей;

Независимость от лидера

Социальная эффективность

Потеря инициативы среди  сотрудников;

Только организованная забота о  молодежи

Инициативность, предприимчивость сотрудников;

Более высокая заинтересованность в будущей смене менеджеров

Инициативность, предприимчивость сотрудников;

Отсутствие какой-либо заинтересованности и заботы о персонале и его  развитии.


 

У каждого стиля руководства  есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии  какие-то из недостатков не будут  иметь большого значения: в одних  организациях инициативность и использование  творческого потенциала не будут  актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения  будет намного важнее; в других - не нужно четкое разделение труда  или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.

Все это необходимо учитывать  при формировании стиля руководства  на предприятии [2. с. 122-123].

Проведем анализ оценки эффективности  системы управления, на примере магазина «Все для Вас».

Магазин «Все для Вас» является предприятием розничной торговой сети города Тюмени.

Главная цель деятельности магазина – полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в соответствии с торговым профилем магазина и, как следствие, получение максимальной прибыли. В соответствии с целью магазина директор осуществляет торгово-закупочную деятельность и реализацию товаров в розничной торговой сети.

Прием на работу сотрудников, увольнение, кадровые перемещения  штатное расписание, а также формы, размеры и оплата труда оформляются  приказами директора.

Коллектив магазина «Все для Вас» обязан соблюдать правила  торговли, обеспечивать сохранность  продукции, обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда и техники  безопасности, производственной санитарии  и противопожарной безопасности.

Познакомившись  с организационно-правовой характеристикой  магазина «Все для Вас» и родом  хозяйственной деятельности необходимо рассмотреть целевой подход к управлению магазином.

Для достижения положительных результатов работы необходимо правильно сформулировать цели деятельности. Без четкого представления  того к чему стремишься, невозможно успешно заниматься работой. Любая  организация не сможет достичь наибольшего  успеха, если она не имеет четко  определенных ориентиров. Организации  для нормальной жизнедеятельности  необходимы миссия, направления развития, комплекс задач для их реализации. Миссия это причина существования  организации в обществе, выражающая направленность деятельности. Миссия, цели и стратегия деятельности являются отправным моментом для определения  объема управленческой деятельности.

Рассмотрим миссию, цели и задачи, поставленные перед  магазином «Все для Вас» (рис.3.1).

 



 



 


 


Изучение  спроса и закупка товара;

Планирование  основных экономических показателей;

Подбор  и расстановка кадров;

Развитие  материально-технической базы;

Управление  товарными запасами и ассортиментом;

Планирование  и учет труда и заработной платы;

Воспитание  кадров и социальное развитие коллектива;

Обеспечение технического обслуживания;

Управление  организацией продаж и рекламой;

Финансовое  обслуживание;

Обеспечение организации управленческого процесса.

Противопожарная безопасность.

Увеличение  объема продаж.

Учет  результатов хозяйственной деятельности;

   
 

Повышение эффективности управления организацией.

   

Информация о работе Культура и стиль менеджмента