Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:33, контрольная работа
Предмет исследования - культура и стили управления.
Задачи исследования:
· Рассмотреть понятие культуры управления;
· Изучить основные элементы культуры;
· Рассмотреть понятие стиля управления и основные его виды;
· Изучить взаимосвязь культуры и стиля управления.
Введение
1.Понятие стиля управления
1.1Авторитарный (директивный) стиль управления
1.2.Демократический стиль управления
1.3.Либеральный стиль управления
2.Теория стилей управления
3.Культура руководства
Заключение
Список используемой литературы
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Контрольная работа
По дисциплине: «Теория управления»
Тема: «Культура и стиль управления»
Выполнил:
Студент 3 курса
Заочного отделения ГМУ 33-10
Специальность: Государственное
и муниципальное управление
Сокоревский В. Н.
Проверил:
Преподаватель к.э.н. Бабич Т. В.
Волгоград-2013.
Содержание
Введение
1.Понятие стиля управления
1.1Авторитарный (директивный) стиль управления
1.2.Демократический стиль управления
1.3.Либеральный стиль управления
2.Теория стилей управления
3.Культура руководства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество обладает целым рядом характеристик, которые делают необходимыми изменения подходов к управлению персоналом. Социокультурный анализ особенностей современного общества приводит к выводу о закономерном превращении корпоративной культуры из спонтанно складывающейся характеристики организации в инструмент целенаправленного управления персоналом. В связи с этим исследование культуры управления становится очень актуальным.
Цель данной работы заключается в изучении культуры управления и её взаимосвязи со стилями управления.
Объект исследования данной работы - организация или компания.
Предмет исследования - культура и стили управления.
Задачи исследования:
· Рассмотреть понятие культуры управления;
· Изучить основные элементы культуры;
· Рассмотреть понятие стиля управления и основные его виды;
· Изучить взаимосвязь культуры и стиля управления.
ПОНЯТИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
Стиль управления – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными.
Другими словами, это способ, которым начальник
управляет подчиненными и в котором выражается
независимый от конкретных ситуаций образец
его поведения.
Стиль управления характеризует не вообще
поведение руководителя, а именно устойчивое,
инвариантное в нем. Постоянно проявляющееся
в различных ситуациях. Поиск и использование
оптимальных стилей управления призваны
способствовать повышению достижений
и удовлетворенности работников.
Концепция стилей управления получили интенсивное развитие после второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с рядом не решенных проблем. Главные из проблем:
· Трудности при определении эффективности стиля управления. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей.
· Сложность установления причинно-следственных связей между стилем управления и эффективностью его использования. Обычно стиль управления рассматривается как причина достижения определенного следствия – производительности сотрудников. Однако такое причинно-следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля.
· Изменчивость ситуации,
прежде всего внутри самой организации.
Стили управления обнаруживают свою эффективность
лишь при определенных условия, но эти условия не остаются неизменными.
С течением времени и руководитель, и сотрудники
могут менять свои ожидания и отношения
друг к другу, что может сделать стиль
не эффективным, а оценку его использования
– недостоверной.
Несмотря на эти и некоторые другие трудности,
стили управления являются важным ориентиром
в решении задач повышения эффективности
руководства.
Определить стиль управления можно 2-я
способами:
· Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля управления, который использует начальник по отношению к подчиненным.
· С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование в процессе достижения целей организации.
Так же можно рассматривать стиль руководства
как «стабильно проявляющиеся особенности
взаимодействия руководителя с коллективом,
формирующиеся под влиянием как объективных
и субъективных условий управления, так
и индивидуально-психологических особенностей
личности руководителя».
К числу объективных, внешних условий,
формирующий стиль управления на том или
ином конкретном управленческом уровне,
можно отнести характер коллектива (производственный,
научно-исследовательский т.д.), специфику
стоящих задач (очередные, привычные или
срочные, непривычные), условия выполнения
этих задач (благоприятные, неблагоприятные
или экстремальные), способы и средства
деятельности (индивидуальные, парные
или групповые). На ряду с указанными особо
выделяется такой фактор как уровень развития
коллектива. Индивидуально психологические
особенности того или иного руководителя
вносят своеобразие в его управленческую
деятельность. На основе соответствующей
трансформации внешних влияний каждый
руководитель проявляет присущий ему
индивидуальный стиль управления.
Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Так что исследователями накоплен к настоящему времени немалый эмпирический материал по этой проблеме.
Стиль управления — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили управления:
• Авторитарный стиль (директивный);
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (анархический).
Стиль
управления - это привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить их к достижению
целей организации. Степень, до которой
управляющий делегирует свои полномочия,
типы власти, используемые им, и его забота,
прежде всего, о человеческих отношениях
или, прежде всего, о выполнении задачи
- все отражает стиль управления, характеризующий
данного лидера.
Каждая организация представляет собой
уникальную комбинацию индивидов, целей
и задач. Каждый управляющий - это уникальная
личность, обладающая рядом способностей.
Поэтому стили управления не всегда можно
отнести к какой-то конкретной категории.
Авторитарный (директивный) стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы.
Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.
Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушать.
Такой стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.
Авторитарный стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель определяет цели и всю политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части указывает соответствующие процедуры, управляет, проверяет, оценивает и исправляет выполняемую работу.
Считается, что использование авторитарных методов управления оправдано только в исключительных ситуациях:
1) в экстремальных условиях (кризис, чрезвычайные обстоятельства и т.д.), когда требуются быстрые и решительные действия, когда дефицит времени не позволяет проводить совещания и дискуссии;
2) когда в силу предшествующих условий и причин в данной организации преобладают анархические настроения, чрезвычайно низок уровень исполнительской и трудовой дисциплины
Чрезмерное использование
Таким образом, основой авторитарного
стиля является сосредоточение всей власти
и ответственности в руках руководителя,
что дает ему преимущество в установлении
целей и выборе средств их достижения. Последнее обстоятельство
играет двоякую роль в возможности достижения
эффективности.
С одной стороны, авторитарный стиль управления
проявляется в порядке, срочности выполнения
задания и возможности предсказать результат
в условиях максимальной концентрации
всех видов ресурсов. С другой стороны
– формируются тенденции к сдерживанию
индивидуальной инициативы и одностороннему
движению потоков информации сверху вниз,
отсутствует необходимая обратная связь.
Применение авторитарного стиля, хотя
и обеспечивает высокую производительность
труда, но не формирует внутренней заинтересованности
исполнителей в эффективном труде. Излишние
дисциплинарные меры вызывают в человеке
страх и злость, уничтожают стимулы к работе.
Такой стиль применим тогда, когда
подчиненные находятся
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Демократический стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц.
Во многом противоположен авторитарному стилю демократический стиль управления.
Организации, в которых доминирует
принцип демократического руководства,
характеризуется высокой
Настоящий демократический руководитель
пытается сделать обязанности
Как у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: «консультативную» и «партисипативную».
В рамках «консультативной» руководитель интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать всё лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение; наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» форма демократического управления
предполагает, что руководитель полностью
доверяет подчиненным во всех вопросах
(и тогда они отвечают тем же), всегда их
выслушивает и использует все конструктивные
предложения, привлекает сотрудников
к постановке целей и контролю над их исполнением.
При этом ответственность за последствия
принятых решений не перекладывается
на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.
Обычно демократический стиль управления
применяется в том случае, когда исполнители
хорошо, порой лучше руководителя, разбираются
в тонкостях работы и могут внести в неё
много новизны и творчества. Руководитель-демократ
в случае необходимости может идти на
компромисс либо вообще отказаться от
принятого решения, если логика подчиненного
убедительна. Там, где автократ действовал
бы приказом и давлением, демократ старается
убедить, доказать целесообразность решения
проблемы, выгоды, которую могут получить
сотрудники.
При этом первостепенное значение приобретает
внутреннее удовлетворение, получаемое
подчиненными от возможности реализовать
свои творческие способности. Подчиненные
могут самостоятельно принимать решения
и искать в рамках предоставленных полномочий
пути их реализации, не обращая особого
внимания на мелочи.