Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:12, курсовая работа
Современные условия деятельности предприятий требуют создания эффективной системы управления персоналом предприятия, развития его кадрового потенциала.
В этой ситуации возникает необходимость в теоретическом переосмыслении кадровых процессов, разработке методологии формирования стратегии и тактики эффективного использования персонала предприятий, способствующих подъему и развитию отечественного бизнеса, обеспечению его конкурентоспособности, как на внутренних, так и на мировых рынках.
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально – экономическую эффективность любого производства.
Введе-ние……………………………………………………………………………...3
1. Предмет процесса планирования персона-ла………………………………….5
1.1. Определение предмета процесса кадрового планирования……………….5
1.2. Цели и задачи кадрового планирования……………………………………5
1.3. Автоматизация в кадровом планировании………………………………..11
2. Стадии процесса кадрового планирования…………………………………..13
2.1. Определение влияния стратегических целей организации на
отдельные ее подразделе-ния...………………………….…………………………13
2.2. Определение будущих потребностей…………………………………….13
2.3. Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой
рабочей си-лы………..………………………………………………………………14
2.4. Методы прогнозирования кадровых потребно-стей……………………..14
3. Основные виды кадрового планирования……………………………………...17
3.1. Планирование потребности в персона-ле………………………………..17
3.2. Планирование использования кадров…………………………………..17
3.3. Планирование обучения персонала…………………………………….18
3.4. Планирование сокращения или высвобождения персонала………….18
4. Временные рамки кадрового планирования……………………….…………..21
5. Методы кадрового планирования………………………………………………23
6. Распространенные ошибки процесса кадрового планирования……………...26
Заключение…………………………………………………………………………28
Установить цели кадрового планирования, специфичные для данного предприятия | ||||
|
| |||
Собрать и систематизировать личные данные | ||||
|
| |||
Статически обработать и проанализировать личные данные | ||||
|
| |||
Определить объем и охват кадрового планирования | ||||
|
|
| ||
Определить сроки |
| Спланировать кадровые потребности | ||
|
|
| ||
Определить организационные подразделения |
| Спланировать кадровые издержки | ||
|
|
| ||
Определить группы сотрудников |
| Спланировать размещение персонала |
Рисунок 2 – Рамочный план кадрового планирования
Сложность планирования на длительную перспективу сопряжена с трудностью прогнозирования поведения людей. Поэтому приходится решать соответствующие задачи с определенной степенью риска рассматривать возможные альтернативы.
При привлечении работников требуемых профессий и квалификаций на фирму или в компанию, прежде всего, анализируются наличная рабочая сила и тенденция ее изменения в рассматриваемой перспективе. Особое внимание уделяется изучению молодежи на рынке труда, формам ее привлечения на фирму, необходимым рекламным компаниям.
Большое место в кадровом планировании занимает подготовка мероприятий по адаптации рабочих к новым условиям производства, к складывающейся экономической ситуации. При этом кадры сокращаются, перемещаются на новые должности, привлекаются новые работники, переучиваются старые.
Кадровое планирование призвано решать и задачи профессионального и должностного роста работников, создания необходимых для этого предпосылок и условий. Формируемое штатное расписание должно определить перспективные перемещения кадров в будущем.
Кадровое планирование охватывает три последовательных этапа:
информационный этап. На этом этапе производятся сбор статистических данных и другой необходимой информации, ее обработка и анализ кадровой ситуации, а также вероятных вариантов ее развития в перспективе;
этап разработки проектов кадрового плана. Анализ кадровых ситуаций и перспектив их развития создает основу для выработки альтернативных вариантов. На этом этапе проводятся исследования альтернативных проектов кадрового плана и их влияния на достижение кадрово-экономических целей. Этот этап наиболее трудоемкий и требует высокого профессионализма работников кадровых служб;
этап принятия решения, то есть утверждение одного из вариантов плана в качестве обязательного ориентира для организации деятельности кадровых служб. Разрабатывается план с количественными и качественными показателями в соответствии с организационной структурой и численностью штатов.
Обязательным условием при планировании необходимых штатов является и определение связанных с этим издержек.
Средствами формирования и поддержания штата сотрудников предприятия являются капиталовложения, которые следует точно планировать.
Если текущая ситуация на предприятии обусловливает кадровый состав и кадровые структуры, а также их стоимость, отклоняющиеся от ранее принятых показателей, тогда на контрольном этапе может быть поставлен вопрос о необходимости начать процесс кадрового планирования заново.
Система использования сотрудников должна быть такова, чтобы они могли давать наибольшую отдачу на своем рабочем месте. Это можно обеспечить наиболее эффективно только в том случае, если способности и склонности сотрудника максимально совпадают с требованиями, предъявляемые к нему на данном рабочем месте. Целенаправленное обучение и повышение квалификации работника данному рабочему месту.
Особую роль играют вопросы планирования штата руководящих кадров. Здесь приходится заниматься изучением будущих альтернативных действий.
Ответственность за принятие решений в области кадрового планирования возлагается на руководство предприятий. Именно руководство предприятия имеет своей целью интегрировать кадровое планирование в совокупность производственных решений. Как правило, руководители предприятия принимают решения по наиболее важным целям и определяют, какие мероприятия должны быть проведены.
Важным условием в осуществлении кадрового планирования является эффективно работающий отдел кадров, осуществляющий это планирование. Все необходимые данные представляют отделу кадров структурные подразделения. Эти данные предопределяют как необходимое число сотрудников, так и их квалификацию. Таким же образом устанавливается и момент времени, когда потребуются работники для выполнения производственных целей.
На крупных предприятиях создаются отделы по планированию в качестве «штабного подразделения». Одной из задач этого подразделения является координация деятельности отдела кадров, отраслевого отдела и руководства предприятия. Как правило, это подразделение непосредственно подчинено руководству предприятия.
Общая стратегия развития предприятия, политика развития ее отделений, диверсификация их производства и характер международной деятельности должны учитываться в кадровом планировании. Сроки обучения также оказывают серьезное влияние на продолжительность планового периода. Соответственно в общем плане могут выделяться мероприятия, связанные с подготовкой различных профессиональных групп работников.
Потребность и готовность предприятия к введению систематического кадрового планирования возрастают по мере увеличения размеров и сложности предпринимательской деятельности. Чем больше предприятие, тем труднее учесть многообразные и сложные производственные связи сегодняшнего дня и еще труднее – дня будущего. Помимо масштабов производства на развитие и состояние кадрового планирования влияет международная деятельность предприятия.
Необходимость систематического кадрового планирования возрастает по мере ускорения роста предприятия, возрастания инвестиций в расчете на одного работающего. Ошибки в планировании кадровых структур и кадрового состава приводят к значительным издержкам.
Кадровое планирование должно эффективно воздействовать на техническое развитие предприятия, и наоборот, технологические факторы оказывают существенное влияние на содержание кадрового планирования.
Учет воздействия технологических факторов в кадровом планировании осуществляется двояко. В первом варианте кадровое планирование вытекает из сложившихся производственно-технологически
Но как только внедряется новая техника, соответственно происходят изменения и в технологии. В этом случае имеющаяся квалификация кадров становится тормозом, узким местом при проведении технологических изменений, растягивается на время внедрения новых технологий. Следовательно, вновь приходится возвращаться к кадровому планированию с учетом изменения кадрового спроса.
Во втором варианте подобные просчеты исключаются. Здесь кадровое планирование осуществляется на стадии анализа инвестиций, так как введение технологических новшеств обычно происходит с помощью инвестиций. В этом случае кадровое планирование носит перспективный характер и ориентировано на введение новых технологий. При формировании планов подготовки кадров в этом случае оценивается их квалификация, превышающая требования сегодняшнего дня, что позволяет адаптироваться к новым технологическим изменениям.
Рассмотрим основные направления кадрового спроса (рис. 4).
Рисунок 4 – Планирование кадрового спроса
Для достижения поставленных предпринимательских целей необходимо определить объем рабочей силы в соответствии со штатной структурой. Планирование качественного спроса необходимо для определения требуемого потенциала профессионально – квалификационной структуры кадров. Под воздействием научно – технического прогресса происходит изменение, как содержания, так и характера и приемов труда. Поэтому важно учитывать все изменения, происходящие в профессионально квалификационной структуре кадров.
Одним из важных элементов планирования кадрового спроса является привязка потребности в дополнительной рабочей силе к графику развития производства, то есть определение перспективы развития кадрового потенциала предприятия.
Изменение технических, экономических и организационных условий как внутри предприятия, так и вне его обусловливают необходимость определения будущих кадровых потребностей. При формировании количественного кадрового спроса используется, прежде всего, экспертный опрос, для того чтобы понять тенденцию количественных и качественных изменений.
Одной из особенностей в оценке кадрового спроса является формирование потребности на замещение, которая определяется с помощью прогнозирования движения кадров по различным причинам. Здесь могут быть использованы фиксированные типичные случаи притока и оттока рабочих и специалистов.
Анализ и планирование воздействия технологических инноваций на персонал, анализ и прогноз развития рынка труда на региональном уровне или уровне предприятия являются типичной сферой применения стратегического кадрового планирования.
Помимо задач кадрового планирования все большее значение получает задача кадрового контроля. Чтобы кадровик – плановик мог управлять и контролировать, он должен располагать плановыми и текущими данными, производственными данными, такими, как оборот, сбыт, результат, проработанное время, осуществление инвестиций. Он должен знать о корректировке целей в различных областях, влекущих за собой кадровые последствия.
1.3. Автоматизация в кадровом планировании
Одним из основных направлений совершенствования работы с кадрами в настоящее время является внедрение автоматической системы управления (АСУ). Имеющийся в России опыт по функционированию таких подсистем показывает, что подсистема «АСУ – кадры» позволяет решать вопросы, связанные с учетом кадров, движением трудовых ресурсов в масштабе предприятия и отдельных его подразделений. Помимо этого появляется также возможность получить необходимую и достоверную информацию о количественном и качественном составе кадров. При этом в значительной степени повышается качество учета, сокращаются сроки представления отчетности, расширяется объем кадровой информации. Решение задач этой подсистемы на базе информационно – справочных массивов и соответствующего математического обеспечения создает предпосылки для перехода к оптимальным планированию и организации работы с кадрами на производстве.
Основной задачей при создании подсистемы «АСУ – кадры» должна стать автоматизация управления кадрами. Сюда включены: планирование потребности в кадрах; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, их распределение по структурным производственным подразделениям; централизованный учет руководящих работников и специалистов, высококвалифицированных рабочих; изучение и подбор кандидатов в резерв для выдвижения; учет молодых специалистов и несовершеннолетних работников, их наставников; учет и анализ состава, движения и текучести кадров; контроль за выполнением решений по работе с кадрами; формирование статистической отчетности по кадрам и др.
Накопленный в стране опыт внедрения автоматизированных систем по кадрам показывает, что разработка информационного обеспечения основывается на ряде принципов, к числу которых относятся: