Лекции по «Банковскому менеджменту и маркетингу»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:41, курс лекций

Описание работы

Банковская деятельность включает: разработку и совершенствование банковской технологии, обеспечение требуемого уровня качества банковских продуктов и услуг, выполнение банковских операций и всех видов расчетов, техническое обслуживание операций, материально-техническое снабжение банковской деятельности, обеспечение персоналом, поддержание стабильное» ликвидности. При этом от банка требуется такой стиль работы, который должен предусматривать постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать средства для решения поставленных задач из различных источников, добиваться повышения эффективности и максимальных результатов при минимальных затратах.

Содержание работы

Банковский менеджмент.
Цели и задачи банковского менеджмента.
Банковский маркетинг и его содержание.
Банковский маркетинг и сегментация рынка.
Организационная структура управления банком.
Управление пассивными операциями.
Управление активными операциями.
Управление ликвидностью банка.
Управление персоналом банка.
Управление материально-технической базой банка.
банковские продукты и услуги

Файлы: 1 файл

Lektsii_BMiM.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Принятие двусторонних решений. Двусторонние решения принимаются руководителями одного уровня разных подразделений на основе индивидуального взаимодействия без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.

Целевая группа действует на основе группового взаимодействия и принимает решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей.

• Информационное обеспечение банковского менеджмента. Охватывает содержание необходимой информации и особенности функционирования внутрибанковской информационной системы.

Основные принципы, цели, задачи и функции внутрибанковской информации определяют требования к  созданию информации и ее характеру, систему сбора, хранения, обработки, использования, предоставления информации в централизованное и децентрализованное управление; потребности в технических средствах, в том числе средствах связи и коммуникаций в рамках банка в целом и его отделениях и подразделениях, разработку программного обеспечения; проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга, планирования, контроля; автоматизацию административно-управленческого труда на основе компьютерной техники. Материально-техническая база информационной деятельности включает: виды технических средств (крупногабаритные ЭВМ и персональные компьютеры, микропроцессоры, средства телекоммуникации, электронные пишущие машинки, терминальные устройства со встроенной микроЭВМ; копировальные устройства, фотонаборную технику, диктофонную технику и т.д.), виды информационной технологии (с использованием информационной базы данных, прикладных программ), систему комплексной автоматизированной обработки; специализированные аппараты управления внутрибанковской информацией (вычислительный центр, центральную службу информации, информационную систему в отделениях и подразделениях банков, центр хранения записей и центр обработки текстовой информации).

• Экономический  механизм банковского менеджмента включает внутрибанковское управление, которое в свою очередь складывается из основных принципов менеджмента; функций внутрибанковского управления; маркетинга; внутрибанковского планирования (долгосрочного и стратегического, среднесрочного и текущего); контроля и учета (баланс пассивных и активных операций, издержек); анализа деятельности через показатели эффективности (прибыль, доходы от инвестиций, реализация услуг, показатель конкурентоспособности); экономических   методов (хозрасчет и внутрибанковский расчет); процентного механизма, финансовой политики банка.

• Управление банковской деятельностью — это управление всеми видами операций (управление пассивами, активами, ликвидностью), повышением конкурентоспособности новых продуктов и организацией реализации, инновационной деятельностью; обоснование банковской политики по всем направлениям и всем отделениям и филиалам (новые продукты, традиционные продукты, развитие банковских технологий, материально-техническое снабжение, сбытовая политика на рынке, выбор рынка и его сегментов, процентная политика, управление организационной структурой, организация международной деятельности).

• Управление персоналом включает прогнозирование потребностей в кадрах и их качества, поиск соответствующих кадров (в том числе и в учебных заведениях), проведение конкурсов на рабочие места, организацию процессов адаптации новых сотрудников, их возможного обучения, переподготовку персонала, выработку правил оценки результатов труда и его оплаты, контроль затрат на кадры, ведение личных дел работающих, подготовку отчетов о состоянии и изменении кадров.

• Регулирование (управление) предпринимательской деятельности — это управление предпринимательской средой (наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование банка). Среда делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя среда включает хозяйственный механизм банка и создание новых технологий и сбытовой деятельности.

Внешняя предпринимательская  среда представляет собой условия  и факторы, возникающие в околобанковском пространстве, — это все внешние факторы и условия, в том числе и международные, которые влияют на банковскую деятельность.

Анализ факторов внешней  среды предполагает анализ рыночных отношений в целом по стране; спроса и предложения на банковские услуги и продукты, покупательской способности, требований потребителей к (банковским продуктам, реализации банковских услуг; общеэкономических факторов (спад, кризис, инфляция, стагфляция — сочетание роста цен со спадом производства).

Управление внешней  средой включает также анализ воздействия  государственного регулирования через систему законов, инструкций и положений. Сюда входит государственно-организационное регулирование, правовое регулирование, порядок образования и управления банками в стране, регулирование межбанковских отношений, монополистической или олигополистической банковской системы, включая холдинги, развитие персональных связей, системы участия и финансовые связи с промышленными компаниями, совместную предпринимательскую деятельность, согласование рыночной политики (процент), регулирование конкуренции (ценовая и неценовая), ограничение деловой практики (сговоры, картельные соглашения, ТНБ), антимонопольное и антитрастовское законодательство.

Регулирование на международном  уровне — для банков в настоящее  время большое значение имеет анализ международного регулирования во внешней среде со стороны таких международных кредитно-финансовых учреждений, как МВФ, МБРР, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов, Международные региональные кредитные институты (Азиатский, Межамериканский, Африканский банки развития), а также экономических группировок типа Европейского Союза.

В то же самое время  в каждой стране существует специфика  понимания внешней среды и ее воздействие на деятельность банков. В английской банковской практике, например, внешняя среда для банка рассматривается как часть политической и экономической системы. Поэтому внешние факторы или внешняя среда рассматриваются как совокупность политического, экономического, социального и технологического факторов. В частности, при формировании банковского менеджмента банки должны принимать во внимание так называемые национальные политические факторы, представляющие меры государственного регулирования, которые включают налоги, валютный контроль, инфляцию, процентную политику, кредитный контроль, изменение валютного курса.

 

 

Тема 3. Банковский маркетинг и его содержание.

Маркетинг является идеологией, стратегией, политикой  и тактикой коммерческого банка.

Существует множество  определений маркетинга, которые принято классифицировать следующим образом:

  1. Маркетинг – это социальный процессе, целью которого является получение с помощью прямого обмена или рынка необходимых товаров и услуг как для отдельных индивидов и социальных групп, так и на уровне предприятия – это определение в широком смысле.
  2. Более удачное определение: «маркетинг – это ведущее направление управленческой деятельности, включающее изучение, анализа, планирование, осуществление и контроль за выполнением программ по изучению потребительского спроса и созданию оперативного управления производством для реализации продукции и стоимостей, которые максимально удовлетворяют требованиям и потребителей, и производителей».

Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены самой спецификой банковской продукции. В коммерческих банках продукция создается в результате пассивных и активных операций. Пассивные операции ведутся в целях формирования средств, прежде всего за счет сбережений и временно свободных денежных средств населения. Активные операции – это распределение мобилизованных средств с целью обеспечения необходимого уровня прибыли и устойчивости банка.

Банковские услуги по своему характеру делятся на кредитные, инвестиционные, операционные и прочие. Кроме этих традиционных услуг коммерческие банки России осваивают новые для них факторинговые услуги, лизинговые, доверительные, консультационные, информационные и др.

Банковский  маркетинг – это рыночная концепция управления деятельности банка, которая направлена на изучение рынка, его состояния, запросов клиентуры, и ориентация на них предлагаемой продукции банка.

Основные  цели маркетинга – формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности управленческих решений банка и планов его работы, расширение объемов предоставляемых услуг и прибылей.

Основа маркетинга – предлагать клиенту то, что реализует, а не навязывать свою продукцию. Ориентация коммерческого банка на клиента является главным фактором успеха.

Основные задачи банковского маркетинга следующие:

  1. Обеспечение рентабельной работы банка.
  2. Поддержание ликвидности и имиджа банка в целях соблюдения интересов клиентов банка.
  3. Удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг.
  4. Решение организационных, коммерческих и социальных проблем самого банка, его коллектива.

Процесс маркетинга начинается с изучения клиента и выявления  его потребностей, а оканчивается приобретением банковской продукции (услуги).

Следующий шаг заключается в  подготовке банком плана маркетинга относительно той или иной услуги. В плане содержатся все необходимые данные о специфике услуги, состояние рынка, о конкурентах, о целях банка и задачах по реализации услуги, о средствах, при помощи которых эти стратегические и тактические задачи будут внедряться в практику (см. схему 1.).

Исследование рынка и его прогнозирование обычно занимает специальный отдел или нанимаемая маркетинговая служба (если банк имеет достаточно средств).

На основе проведенного исследования потребителей и конкурентов изучаются спрос и предложения (строятся кривые спросов и предложения), которые необходимы для будущей стратегии сегментации рынка и ценообразования. Основными методами, с помощью которых изучается рынок банковской продукции являются: наблюдение, анализ, экспертные оценки, методы определения спроса потребителей.

На основе полученных сведений о потребителе строится кривая спроса, разрабатывается стратегия ценообразования и сегментации рынка. План маркетинга является основополагающим документом, в котором определяется конкретно – кто и каким образом будет делать.

Следующей важной стадией маркетинга является координация работ по распределению, продаже и рекламе, а также стимулирование спроса.

Одним из основных приемов банковского  маркетинга является общение с клиентом, создание преимущества для клиента при предоставлении услуг по сравнению с другими банками, обеспечение материальной заинтересованности работников банка в продаже услуг.

При общении с клиентурой применяется  активный и пассивный маркетинг.

 

Схема 1. Разработка банком стратегии  маркетинга.






 

 




 

 








 

 

 

 


 





Активный маркетинг – это, прежде всего, прямой маркетинг: реклама (по почте, телефону, телевидению); спрос широких групп населения (в том числе опрос на улице); личное общение рода дискуссионных клубов («фокус-групп») для обсуждения различных маркетинговых проблем.

Пассивный маркетинг – это опубликование в прессе материалов о банке: его деятельности, выгодах клиентов от услуг этого банка.

В современной  банковской практике особое внимание уделяется прямому маркетингу, цель которого – не только предоставить полную информацию перспективному клиенту об услугах, но и побудить его приобрести эти услуги, причем немедленно.

При прямом маркетинге акцент делается на персональном обслуживании клиента, на создание новых потребностей у имеющейся уже у банка клиентуры, информация о которой (в том числе адреса) имеются.

Новым методом информирования клиентов является телемаркетинг, как продолжение банковского обслуживания на дому, вызванного массовым распространением персональных компьютеров.

В зависимости  от выбранной банком стратегии различают:

  1. Маркетинг, ориентированный на продукт (услугу). Он используется в условиях повседневного, устойчивого спроса или при внедрении на рынок новых банковских услуг.
  2. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Он начинается с глубокого и всестороннего анализа различных рыночных сегментов и их специфики.
  3. Интегрированный маркетинг, который состоит из первых двух. Он ориентирован одновременно и на продукт, и на потребителя.

Информация о работе Лекции по «Банковскому менеджменту и маркетингу»