Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:06, курс лекций
Тема 1. Предприятие как социально-экономическая система
Понятие, цели и задачи предпринимательства.
Организационно-правовые формы предпринимательства и предприятий
Жизненный цикл предприятия: создание, реорганизация, санация, банкротство, ликвидация.
Тема 1. Предприятие как
социально-экономическая
В научной литературе не существует однозначного определения предпринимательства, что свидетельствует о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности.
В целом предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с этим можно выделить следующие характерные черты и особенности предпринимательства:
Таким образом, главная цель предпринимательской деятельности обусловлена сущностью предпринимательства и заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности людей, регионов, страны.
Задачи предпринимательской деятельности можно разделить на три направления:
Успех предпринимательской деятельности зависит от того, насколько эффективен выбор его организационно-правовой формы.
Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают зафиксированное нормами права единства организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов.
Наиболее значительными признаками, которые отличают одну организационно-правовую форму предпринимательства от другой являются:
1) количество участников;
2) собственник применяемого капитала;
3) способ распределения прибыли и убытков;
4) форма управления предприятием;
5) источники имущества,
составляющего материальную
6) пределы имущественной ответственности.
Организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации – это:
1) общества;
2) производственные кооперативы;
3) государственные и
муниципальные унитарные
4) индивидуальные (частные) предприниматели.
Общество с ограниченной общественностью (ООО) – общество соучредителей, которые отвечают по обязательствам фирмы в пределах своих вкладов в уставной капитал. Разновидностями ООО являются смешанные общества, акционерные общества, а также различные виды предприятий, основанные на сочетании государственной и негосударственной форм собственности.
Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное развитие предприятия. Такая форма предпринимательства создается акционерным обществом (АО). При этом различают акционерные общества открытого типа (ОАО) – их акции свободно покупаются и продаются – и закрытого типа (ЗАО) – их акции распределяются только среди коллектива работающих на данном предприятии.
Производственные кооперативы (ПК) – это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном труде и объединенных имущественными паевыми взносами. Производственный кооператив является коммерческой организацией.
Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ее собственником имущество, к тому же это имущество является неделимым (унитарное – это единое, не разделяемое на части). Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.
Унитарное предприятие на праве оперативного управления создается по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности. Такое предприятие называется федеральным казенным предприятием.
В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия – это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.
Индивидуальные
1. Создание предприятия:
2. После завершения работ по своему организационному оформлению коммерческая организация вступает в стадию адаптивной трансформации - организационных преобразований, обусловленных поиском эффективной формы ее функционирования.
Мягкая форма адаптивной
трансформации характеризуется, прежде
всего, изменением уставного капитала
и состава учредителей
Более жесткая форма адаптивной трансформации предусматривает прекращение деятельности хозяйствующего субъекта с последующим правопреемством или его реорганизацию.
Реорганизация может быть осуществлена в следующих формах: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование.
3. Санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению. Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера, которые отражают финансовые отношения, возникающие в процессе мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых источников оздоровления предприятий. Санационные мероприятия организационно-правового характера направлены на совершенствование организационной структуры управления, организационно-правовых форм бизнеса, повышение качества менеджмента, освобождения предприятия от непродуктивных производственных структур, улучшение производственных отношений между членами трудового коллектива.
4. Под банкротством (или несостоятельностью) понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Внешним признаком банкротства выступает приостановление на срок более 3 месяцев текущих платежей предприятия. О банкротстве объявляет в своем решении арбитражный суд. Решение арбитражного суда принимается на основании рассмотрения дела о банкротстве. Это дело возбуждается либо по заявлению самого должника, либо кредитора, либо прокуратуры, либо налоговых органов. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу составляют не менее 500, а к должнику-гражданину – не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Дело о банкротстве рассматривается арбитражным судом по месту нахождения должника или месту его жительства.
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство.
5. Ликвидация - это прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основания для ликвидации аналогичны основаниям для его реорганизации. Процесс ликвидации начинается с принятия соответствующего решения учредителями или судом, а завершается исключением хозяйствующего субъекта из государственного реестра.
Тема 2. Среда функционирования предприятия
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на микро- и макросреду.
Микросреда представлена элементами, имеющими непосредственное отношение к предприятию, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);
- промежуточных продавцов,
приобретающих товары и услуги
для последующей их
- государственных учреждений
(оптовые покупатели продукции
- международном (зарубежные
покупатели на ранее
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.