Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:06, курс лекций
Тема 1. Предприятие как социально-экономическая система
Понятие, цели и задачи предпринимательства.
Организационно-правовые формы предпринимательства и предприятий
Жизненный цикл предприятия: создание, реорганизация, санация, банкротство, ликвидация.
Природные факторы - дефицит
некоторых видов сырья, удорожание
энергии, усиление вмешательства государства
в процесс рационального исполь
Демографические факторы - снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста.
Научно-технические факторы охватывают все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство.
Экономические факторы - рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы - рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы - законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов.
Международные факторы - изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др.
2. Внутренняя среда предприятия и ее функциональные области.
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы.
Основные элементы внутренней среды: цели, структура, задачи, технология и люди.
1.Цели. Организацию можно
рассматривать как средство
2. Структура организации
отражает сложившееся в организ
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда. На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям.
Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.
3. Задачи. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией.
4. Технология подразумевает стандартизацию и механизацию, т.е. это средство преобразования входов, будь то люди, информация или материалы, в исходящие результаты.
5. Люди являются основой
любой организации. Люди в
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. Несмотря на их разнообразие можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Тема 3. Организация управления предприятием
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Различают связи: линейные (административное подчинение), функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления, которые делятся на бюрократические и адаптивные. К бюрократическим относятся:
С начала 60-х годов XX века
многие организации стали
Такие структуры называются адаптивными или органическими, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. К органическим относятся проблемно-целевые, программно-целевые, проектные, матричные и венчурные структуры.
Проблемно-целевые структуры создаются на временной основе численностью до 10-12 человек в целях быстрой мобилизации усилий для решения проблем, возникающих в ходе развития предприятия.
Четкой границы между проблемно-целевыми программно-целевыми структураминет. Их различает только целевая установка: решение вновь возникшей и часто неожиданной проблемы или разработка программы конкретных действий в рамках плана развития предприятия.
Проектные структуры– это
временная организационная
Современной модификацией проектных структур являются венчурныеструктуры. Это, как правило, временный коллектив, работающий по целевой программе и укомплектованный специалистами разных профессий.
Выделяют ряд основных методов построения организационных структур управления:
1. Блочный метод используется для проектирования отдельных блоков организационных структур. Его применение осложняется закреплением устаревших форм управления.
2. Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые хорошо себя зарекомендовали в организациях аналогичного типа.
3. Метод структуризации целей основывается на выработке системы целей. Содержание процесса управления позволяет выделить функции планирования, организации, регулирования, контроля, учета и мотивации. Деятельность по реализации данных функций становится функциональной обязанностью структурных единиц (подразделений).
4. Экспертно – аналитический метод предусматривает изучение специалистами и экспертами особенностей и проблем в деятельности аппарата управления организации, разработку рекомендаций по созданию организационной структуры управления с учетом рациональных принципов управления.
5. Метод организационного моделирования основывается на разработке формализованных отображений распределения функций, полномочий и ответственности в организации, анализе и оценки различных вариантов организационных структур управления предприятием. Метод не получил широкого распространения и значимой практической реализации из-за сложности и трудоемкости моделирования структур управления, что не исключает использования его как вспомогательный научно-аналитический инструмент для поиска, обоснования и выбора рациональных решений по формированию организационных структур управления.
6. Программно – целевой метод, на основе которого формируются структуры, ориентированные на ускоренную реализацию программ и проектов. Они создаются, как правило, на временной основе, т.е на период реализации проекта, или программы решения проблемы.
На практике в основном
используются методы аналогий и значительно
меньше экспертно-аналитический. Программно
– целевой метод получил широко
Проектирование
К основным параметрам
организационной структуры
Главная особенность этой стадии проектирования заключается в том, что при определенной общности проблем, которые следует решать на стадиях «композиции» и «структуризации», последняя предусматривает разработку организационных решений не только в целом по крупным блокам, но и для подразделений аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей.