Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:11, курс лекций

Описание работы

Координация - это функция, которая обеспечивает непрерывность процесса управления, ее главная задача это достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем формирования рациональных устойчивых коммуникаций между ними. Для ее реализации может использоваться существующая система док-та в компании, а так же результаты обсуждения возникновения проблем в ходе собраний и совещаний. В современных организациях всё большую роль начинают играть новые средства связи, позволяющие быстро реагировать на отклонения, возникающие в ходе работ, устанавливать взаимодействия между под системами, осуществить управление ресурсами и согласовывать все этапы процессы управления.

Файлы: 1 файл

лекции по менеджменту.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

6.09.12

Лекция 1.

Менеджмент. Понятия  и эволюция.

Подходы к определению  менеджмента:

  1. Наука
  • Общий менеджмент(принципы,ф-ции,зак-ти упр-я)
  • Специальный (имеют свою специфику с объектом упр-я)
  1. Искусство – предполагает учет большого числа факторов внешней и внутренней среды.
  1. Ф-ция – выполнение специфических действий (планирование, мотивация, контроль, координация)
  2. Процесс-это выполнение взаимосвязанных упр-х функций.
  3. Люди – аппарат управления.

Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей для реализации и координации деятельности в  процессе производства для достижения целей.

Эволюция управленческой мысли:

Школы менеджмента.

  1. Школа научного управления 1885-1920

Целью исследования было повышение  и произв. Труда и персонала

  1. Классическая школа или школа административного управления. 1920-1950

Представители занимались организацией в целом и трудом управленцев  в частности.

3.1. Школа человеческих  отношений Неокласич. 1930-1950

3.2.

4. Количественный подход  или наука управления 1950

 

13.09.12

Лекция 2.

Содержание современного управления.

Современная упр-я парадигма-это  система взглядов на управление, основанная на ключевых идеях и научных рез-х  ученых в области управления и  воспринятия специалистами-практиками.

Современная система сформировалась под воздействием объективных изменений  в мировом обществ.развитии

1-я половина 20-го века  для большинства стран была  периодом индивидуального развития  общественного пр-ва. Во 2-й половине  страны-лидеры обозначили переход  к этапу постиндустриального инф-го развития.

НТП и конец  научно-технического и пр-го потенциала привели к реструктуризации экономики.

Правительство начало ориентироваться  не на удовлетворение массовых потребностей, а на специальные запросы и  небольшие по емкости рынки.

Жизнестойкость бизнеса  стала определяться гибкостью, динамичностью  и адаптивностью к требованиям  внешней среды.

Новая управленческая парадигма  сформировалась в 70-80 годы 20-го века. Смена  упр. Парадигмы-это тихая управленческая революция.

 

 

 

 

 

 

20.09.12

Лекция 3.

Старая парадигма

Новая парадигма

  1. Предприятие это «закрытая система». Цели, задачи и условия деятельности которой стабильны.

1.Предприятие это «открытая система» которая рассматривается в единстве факторов внешней и внутренней среды

  1. Рост масштабов произ-ва продукции и услуг, как главный фактор успеха и конкур.способности

2.Предприятие ориентируется  на качество продукции и услуг,  на удовлетворение запросов потребителей.

  1. Рац.организация производства и эффективное исп-е всех видов ресурсов, как основа повышения производительности труда.

3.Ситуационный подход к упр-ю, признание важности, быстроты и адеккватности реакции на изменения происход-е во внешней среде

  1. Главный источник прибавочной стоимости это производственный рабочий и его труд

4.Главный источник прибавочной  стоимости это люди обладающие  знаниями и условия для реализации  их потенциала

  1. Система управления направлена на контроль всех видов деятельности, на ф-е разделение работ, нормы, стандарты и правила выполнения.

5.Система управления ориентированная  на повышении роли организаций  культуры, нововведений и мотивацию  персонала.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.09.12

Лекция 4.

Теория социальной ответственности бизнеса.

Автор первого подхода  Фредмен американский ученый, считает что дело бизнеса – это бизнес.

Бизнес должен увеличивать  доходы акционеров и не должен заниматься соц проблемами, тк это способствует не богатству, а бедности общества.

В соответствии со вторым подходом ответственность компания несет  перед заинтересованными группами и в первую очередь перед сотрудниками. Экономически эта позиция обоснована тем, что большая часть доходов  компании создается трудом ее служащих, поэтому необходимо запретить акционерам продавать организацию без согласия работников, а раб-в заинтересовать в труде предлогал пожизненный найм.

В соответсвии с 3м подходом менеджменту компании необходимо заботится  о репутации соц защитника в такой же степени, как и о репутации своей продукции. Поэтому компании не должны обеспечивать пожизненный найм, но должны оказать поддержку сотрудникам в ситуации когда они вынуждены будут с ними расстаться.

Основные функции менеджмента.

Достижение цели организации, обеспечивают управленческий процесс, составными частями которого являются управленческие ф-ции вне зависимости  от особенностей организации.

Функция-это специфическое  управленческое действие.

Общие ф-ции:

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Мотивация
  4. Контроль
  5. Координация

Планирование-вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации, ее подр-й, ф-х отделов.

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано. Определяет последовательность и ресурсы, время  работ необходимое для достижения пост целей.

Планирование как процесс включает:

  1. Установление целей и задач
  2. Разработка стратегий и программы планов для достижения целей.
  3. Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам
  4. Доведение плана до тех, кто их должен выполнить и их отв за реализацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.10.12

Лекция 4.

Основные функции  менеджмента.(продолжение)

Орнганизация – это  функция управления в ходе которой решаются 2 задачи:

  1. Формирование структуры организации, обеспечение работы всеми необходимыми ресурсами.
  2. Формирование организационной культуры внутри компании, которая должна характеризоваться высокой чувст-ю к изменениям, научно-техническому прогрессу, единичных для всех сотрудников ценностями.

Организационная культура –  это сложившаяся на предприятиии система ценностей и норм поведения, проявляющихся в отношениях между  работниками, между персоналом и  руководителем, между орг и ее внешней  средой.

Для решения этой задачи важно выстроить работу с персоналом, развивать сотрудничество и экономическое  мышление, поддерживать работников предпринимательского склада ума и проявляющих способности к творчеству, умеющих брать на себя риск и отв-ть за решение проблем предприятия.

Мотивация – это деятельность, которая имеет своей целью  активировать трудовой коллектив и  каждого рабочего в организации  и побудить их эф-но трудится для выполнения целей сформ-х в планах.

  1. В процессе мотивации уст-ся неудовл потребностей
  2. Формируются цели, направленные на удовлетворение потребностей
  3. Опр-ся действия, необходимое для удовлетворения потребностей.

Высшие и средние уровни могут иметь в подчинении макс 7 человек. У руководителя нижнего  уровня до 30 человек.

Дейстия по мотивации включают в себя:

  1. Экономич и моральное стимулирование.

Обогащение содержание труда, создание условий для проявления творческого потенциала работников и саморазвития.

 

Контроль – это упр-я  деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет рез-в работы организации.

2 напрвления:

  1. Контроль за выполнение работ намеченных планами
  2. Принятие мер по корректировке всех значит-х отклонений от плана.

 

По результатам контроля происходит корректировка ранее  принятых решений, норм и стандартов. Эф-но пост контроль должен быть достаточно простым и своевременным.

Иметь стратегическую направленность ориенти-ся на результат. В современных  условиях организации стремятся  построить свою работу на принципе доверия к людям, самоконтроле, а  это создает условия для сокращения контр функций, вып-х непосредственно  менеджером и позволяет контролю быть менее жестким и более экономичным.

 

11.10.12

Лекция 6.

Координация- это функция, которая обеспечивает непрерывность  процесса упр-я, ее главная задача это  достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем  формирования рац-х устойчивых коммуникаций между ними. Для ее реализации может  использоваться сущ-я система док-та в компании, а так же результаты обсуждения возникновения проблем  в ходе собраний и совещаний.

В совр организациях всё  большую роль начинают играть новые  средства связи, позволяющие быстро реагировать на отклонеиния, возникающие  в ходе работ, устанавливать взаимодействия между под системами, осущ-ть управление ресурсами и согласовывать все этапы процессы управления.

В условиях роста самостоятельности  руководителей разных уровней и  исполнителей происходит рост числа  неформальных связей, обеспечивающих гор-ю координацию работ.

Организация, как объект управления.

Организация- это соц система, созданная для достижения спец целей, посредствам коллективных действий.

Организация- это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Организация, как инструмент решения общих задач-сов-ть людей, групп, объединенных для достижения какой либо цели на основе принципов  разделения труда, распределения обязанностей, иерарх стр-ры.

Организации создаются для  удовлетворения самых разнообразных  потребностей и имеют различные  предназначения, стр-ния, размеры, многообразие целей и задач, решаемых организацией приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания, методы, приемы, учит-х различные цели и инструменты обеспечения эфф-й совместной деятельности работников.

Любая организация независимо от ее конкретного назначения может  быть описана с помощью ряда пар-в, число и состав которых определяется тем, для чего необходимо это описание.

Многочисленные параметры, которые используютя для описания организаций, как объектов управления, преодалевает ее большое разнообразие и вызывает необх группировки по однородным признакам.

Чаще всего такими признаками являются:

  1. Формализация
  2. Форма собственности
  3. Отношение к прибыли
  4. Правовые формы
  5. Размер организации
  6. Отношения к секторам в эк-ке
  7. Интеграция формы

 

 

 

 

 

 

 

1.11.12

Лекция. Классификация  организаций.

По  критерию формализации:

  1. Формальная организация-те орг цели которых созданы в соответсвии с требованиями рос.зак-ва и имеют четко опред-е цели, правила и ст-ру.

Уровни форм-цели, который определяется степенью регулирования и исп-я норм, правил для управления поведения людей в орг-ии.

  1. Неформальные орг.

По  форме собственности:

  1. Государственные
  2. Частные
  3. Смешанные

По  отношению к прибыли:

  1. Коммерческие –создаются с целью получения прибыли.
  2. Некомерческие – создаются с целью решения об-х проблем, удовл соц-х потребностей, могут вести хоз деят-ть, а могут и нет.

Доходы от хоз деятельности направляются на развитие осн деят-ти.

Организационно-правовые формы:

ГК РФ предусматривает  орг правовые формы, в которых могут осущ-ть свою деят-ть ком-е и неком-е организации.

Для ком-х орг-й

  1. Хоз товарищество

- полное товарищество

 

- тов-во на вере

2. Хоз-е общество

- АО(ЗАО,ОАО)

- ООО

- Общество с доп отв (ОДО)

3. Пр-й кооператив

4. Унитарное предприятие

Для некоммерческих организаций:

  1. Потр-й кооператив
  2. Общ-е и религиозные орг-ии
  3. Фонды
  4. Учреждения
  5. Объединение юр лиц в виде ассоциаций и союзов

По  отношению к секторам:

В составе экономики выделяют 3 сектора, в каждый из которых входят несколько отраслей, однородных по своему месту в тех-м цикле:

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"