Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа
Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики руководителей (пол, возраст), социально-экономический статус, образование, личностные характеристики.
Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов, а также процесс формирования этого образа.
Введение………………………………………………………………………………….
3
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя...…………….
4
§2: Личностные особенности руководителя как фактор восприятия
его подчинёнными…………………………………………………………………..
13
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
3.1. Пол руководителя как фактор восприятия подчинёнными……………..
3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными………..
Выводы………………………………………………………………………………….....
Литература……………………………………………….……………
Московская гуманитарно-
Факультет психологии
Кафедра социальной и этнической психологии
Луниной Ю.А.
Научный руководитель:
Москва 2003
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя...……………. |
4 |
§2: Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными……………………………………………… |
13 |
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными 3.1. Пол руководителя
как фактор восприятия 3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными……….. Выводы……………………………………………………………… Литература……………………………………………….… |
20 21 24 27 |
§2:Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными.
Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики руководителей (пол, возраст), социально-экономический статус, образование, личностные характеристики.
Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов, а также процесс формирования этого образа.
Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.
Качества руководителя
- это обобщенные, наиболее устойчивые
характеристики, которые оказывает
решающее влияние на управленческую
деятельность. Это весьма сложные
в психологическом плане образо
В свою очередь, талант руководителя определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики руководителя.
На основе управленческой
деятельности руководителя можно выделить
следующие профессионально
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль.2 Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;
Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития руководителя как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности руководителя в зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности руководителя коммуникативные качества:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации
при разрешении конфликтных
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
б) служебно-товарищеское
- это общение между
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если руководитель обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Неотъемлемым компонентом культуры речи является требование информационной насыщенности сообщения. Объем высказывания должен соответствовать количеству информации, включённому в него. Перекос в сторону объёма высказывания порождает многословие и, вследствие этого, негативную реакцию со стороны собеседника. Перекос в сторону объёма информации ведёт к недостаточно полному её пониманию и также снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют лаконичности и структурной простоты построения фраз.
Любое высказывание осуществляется на том или ином эмоциональном фоне. Отсутствие эмоциональной окраски, так же как и её гипертрофирование, - ошибка речи. Поэтому одним из правил культуры речи является соразмерность, гармония содержания высказывания и меры его эмоциональной насыщенности.
Результативность делового
общения связана с
Ещё одним важнейшим требованием культуры речи выступает её адекватность особенностям адресата – того, к кому она обращена. «Истина лежит не на устах говорящего, в ушах слушающего». Реализация данного требования предполагает учёт говорящим культурно-образовательного уровня адресата, его профессиональных знаний и компетентности, ценности ориентаций и интересов, насущных для него потребностей, а также его личностных качеств и опыта. Следует говорить на том «языке», который характерен для адресата. Способность говорить «на разных языках» - важное умение руководителя, позволяющее ему «быть своим» в очень разных социальных и профессиональных группах.
Сочетание указанных требований является одним из условий коммуникативной компетентности руководителя.
Мотивационно-волевые качества:
В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых, изучающие руководителя (менеджера) и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Некоторые эмоционально-волевые качества:
Наиболее важным качеством руководителя является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д. поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.
Со стрессовыми состояниями тесно связаны, а часто являются их причинами состояния иного типа – фрустрационные. Они возникают в случае блокады – невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности. Она сочетает в себе множество значимых целей и потребностей, планов и устремлений и ещё большее количество разного рода «барьеров» - невозможных преград и ограничений на пути их реализации.
Устойчивость к фрустрациям,
равно как и
Фрустрационная устойчивость
руководителя и его стрессоустойчивость
тесно взаимосвязаны и
Значимым для характеристики
эмоционально-волевой
Высокая эмоциональная напряжённость управленческой деятельности, частые и по существу хронические стрессы в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации – всё это выступает мощным источником для развития ещё одной категории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления.
И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне – в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления могут и должны контролироваться – усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях. Владение экспрессивными средствами особенно важно для руководителя. Он «всегда на виду», и то, как он эмоционально реагирует, в каком состоянии находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчинёнными, на его принятие или непринятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, т.е. его авторитет.
Здесь необходимо выделить три основных аспекта:
Информация о работе Личность руководителя как фактор восприятия его подчинёнными