Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:51, реферат
В психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:
— биографические характеристики;
— способности (в том числе управленческие);
— черты личности (личностные качества).
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Биографические характеристики личности руководителя…………………..4
2. Способности руководителя……………………………………………………7
3. Личностные качества руководителя…………………………………….…….9
4. Влияние личности руководителя на эффективность работы предприятия……………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Биографические характеристики личности руководителя…………………..4
2. Способности
руководителя………………………………………………
3. Личностные
качества руководителя…………………………………….…….
4. Влияние
личности руководителя на эффективность
работы предприятия…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
Введение
Человек не рождается с набором качеств, они являются сочетанием полученных от природы особенностей и условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать специальные формы обучения. Необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.
В психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:
— биографические
— способности (в том числе управленческие);
— черты личности (личностные качества).
Известный
специалист в области психологии
управления Р. Л. Кричевский дополнил эту
классификацию еще одной группой – менеджерскими
характеристиками. Рассмотрим более подробно
каждую из перечисленных групп.
1.
Биографические характеристики
личности руководителя
К биографическим характеристикам личности руководителя относят:
— возраст;
— пол;
— социальный статус;
— образование.
Возраст.
С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для руководителей, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позитивно влияет на качество управления. Назовем их аргументами в пользу старости. Судите сами: средний возраст президентов крупных японских компаний 63,5 года, вице-президентов — 56 лет. Это достаточно много, даже если учесть высокую продолжительность жизни в Стране восходящего солнца. Что же касается США, то там средний возраст президентов крупных компаний составляет 59 лет.
С другой стороны, было бы ошибочно думать, что только зрелый возраст и опыт дают основания рассчитывать на высокий пост и управленческий успех. Есть немало аргументов и в пользу молодости. А. Морита основал всемирно известную фирму «Сони корпорейшн» в возрасте 25 лет. А. Хаммер, глава фирмы «Оксидентал петролиум», свой первый миллион долларов заработал в 21 год, будучи студентом.
Таким образом, есть основания считать, что возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим управленцем (так же, как и плохим) можно быть в любом возрасте.
Вместе с тем следует упомянуть об Р. Стогдилле, который провел специальное исследование о влиянии возраста на качество управления. Обобщив гигантский фактический и статистический материал (одна библиография в его книге «Руководство по лидерству» содержит более 3.500 названий), он пришел к выводу, что возраст все же оказывает прямое влияние на качество управления. Само понятие «возраст» может быть истолковано двояко. Есть возраст биологический (число прожитых лет) и социально-психологический (социальная зрелость, активность человека).
Пол.
Кто более эффективен в качестве руководителя? Кто-то считает, что мужчины, кто-то — что женщины. Сторонники управленческого патриархата доказывают свою точку зрения, опираясь не только на свой личный опыт, но и на серьезные исследования. Например, английский исследователь Е. Холандер установил, что в отдельных видах деятельности, требующих речевой активности (а управленческая деятельность — это именно тот случай!), женщины в присутствии мужчин ведут себя довольно робко, чаще раздражаются и выходят из равновесия в сложных ситуациях. Кроме того, наблюдение за процессом общения присяжных заседателей (исследование Ф. Стродтберг и Р. Манн) показало, что мужчины гораздо активнее участвуют в дискуссии по принятию вердикта. То же самое подтверждают и данные Е. Эриз, которая установила, что при решении групповых задач мужчины являются инициаторами 66% всех коммуникативных взаимодействий в группе. С другой стороны, сторонники (сторонницы!) управленческого матриархата тоже имеют некоторые основания для отстаивания своих позиций. Женщины более внимательны к эмоциональному состоянию других людей, более отзывчивы, способны достичь большего успеха в создании психологического климата в коллективе и т. д.
Вопрос о том, кто более эффективен в качестве руководителя — мужчина или женщина, — это некорректный вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. Американский психолог Р. Айс выявил следующую любопытную закономерность: когда успеха в решении поставленной задачи добивалась группа, возглавляемая женщиной, члены группы приписывали успех главным образом везению. А когда успешно работала группа, возглавляемая мужчиной, считалось, что успех обусловлен в основном личностными качествами руководителя и его стилем управления.
Социальный статус и образование.
И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Типичный западный руководитель высокого ранга имеет как минимум одно университетское образование. И речь не просто о наличии диплома, пусть даже самого престижного университета. Образование — это прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Вы можете получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны прежде всего знания и умения. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в вашей голове.
Что
же касается социально-психологического
статуса (происхождения) как предпосылки
реализации личности в менеджменте,
то утверждение, что высокий статус
способен оказать положительное
влияние на карьеру, в доказательствах
не нуждается. «Один из наиболее надежных
способов стать президентом компании
— родиться в семье, владеющей компанией»,
— остроумно заметил Ф. Фидлер. И все же
многие выдающиеся менеджеры начинали
свои блистательные карьеры с очень низких
стартовых площадок, и, наоборот, известны
случаи, когда, получив во владение компанию,
наследники приводили ее к банкротству.
Так что путь наверх в менеджменте открыт
для каждого.
2.
Способности руководителя
Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Как влияют общие способности на эффективность управленческой деятельности?
В
классическом исследовании Е. Гизелли
«Интеллект и менеджерский успех» было
убедительно доказано, что наиболее
успешными оказываются
Т. Коно обратил внимание, что студенты-отличники, поступая на службу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. С чем это связано? Дело в том, что существует по меньшей мере два вида (типа) интеллекта — теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический.
В работе «Ум полководца» известный психолог Б. Теплов убедительно показал, что «с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности». Так что «нет основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического». Одно дело — решать задачи (теоретические и практические) самому и совсем другое — организовывать на их решение других людей. С
реди специальных способностей, необходимых эффективному руководителю, вслед за М. Шоу, мы выделим такие:
- специальные умения и знания;
- компетентность;
- информированность.
Доказывать важность этих способностей для успешного осуществления управленческой деятельности, по-видимому, нет необходимости.
Выделяют 11 ключевых способностей руководителя:
1) способность эффективно управлять собой и своим временем
2) умение правильно определять свои личные ценности
3) понимание цели выполняемой работы и четкие личные цели
4) непрерывный рост и развитие
5) способность быстро и эффективно решать возникающие проблемы
6) изобретательность и быстрое реагирование на изменение ситуации
7) высокая способность влиять на окружающих, избегая прямых приказов
8) использование современных управленческих приемов в отношении подчиненных
9) умение руководить
10) наставничество, умение помочь подчиненным в изучении новых методов и освоении практических навыков
11) умение создавать и развивать результативные рабочие группы
Если
менеджеру не удается создать
благоприятный корпоративный
3.
Личностные характеристики
руководителя
Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:
- доминантность;
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность;
- стрессоустойчивость;
- креативность;
- стремление к достижениям;
- предприимчивость;
- ответственность;
- надежность;
- независимость;
- общительность.
Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать. Остановимся на них более подробно.
Доминантность (влияние).
Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса.
Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе. Так что влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным.
Информация о работе Личность руководитля в трудовом коллективе