Тамбовский филиал
федерального государственного
бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования
«Мичуринский государственный
аграрный университет»
Кафедра общеобразовательных
дисциплин
Шифр _________
Контрольная работа
По дисциплине: Методы оптимальных решений
На тему: Личностные качества менеджера и их влияние
на процесс принятия управленческого
решения
ФИО Илларионова Ирина Николаевна
Выполнила: студентка 2 курса
Направление подготовки
38.03.01 Экономика
Проверил преподаватель
_________________ / ________________/
Тамбов 2015 г.
Оглавление
Введение
Решения - это часть повседневной
жизни. Большинство из них принимаются
рефлекторно, мы не задумываемся о причинах
таких решений и их успеха, а также не пытаемся
оценить результат. Однако качество решения
менеджера видно по эффекту, которые они
оказали на организацию.
Своевременное принятие правильного
решения - главная задача любого управляющего.
Неправильное решение может дорого стоить
компании, иметь фатальные, непоправимые
последствия. Поэтому важно, чтобы процесс
принятия решений был хорошо известен
любому руководителю. А поскольку решения
все-таки принимаются людьми, то их характер
во многом несет на себе отпечаток личности
руководителя. Ведь именно от его индивидуальных
особенностей и качеств зависит эффективность
процесса принятия управленческого решения.
Актуальность. Проблема влияния
человеческого фактора, в частности личности
менеджера, на процесс принятия управленческого
решения (УР) не нова, но и не теряет своей
актуальности с течением времени. Несмотря
на наличие развитого современного инструментария,
стандартов и "best practice" в области
процессов принятия управленческого решения,
результат работы организации и отдельного
руководителя, как ее части, зависит во
многом от его личностных качеств и квалификации.
Объект - принятие управленческих
решений в организации.
Предмет - менеджер и его роль
в принятии решений
Цель работы - изучение влияние
личностных качеств менеджера на процесс
принятия управленческого решения.
Задачи:
- изучить проблемы принятия управленческого решения;
- рассмотреть сущность и содержание управленческих
решений;
- выявить личностные качества менеджера;
- выявить ценности менеджера;
- ознакомиться со стилями руководства.
Практическая значимость. Результаты
курсовой работы позволяют оценить профиль
компетенций и личностных особенностей
современного руководителя и их влияние
на процесс принятия УР.
1. Процесс принятия
управленческого решения. Основные
понятия
1.1 Проблема
принятия управленческого решения
Даже в самой хорошо отлаженной
организации рано или поздно возникают
проблемы связанные с эффективностью
работы на различных управленческих уровнях,
отвечающих за менеджмент процессов и
ресурсов организации. Кроме этого мы
знаем, что результатом работы эффективного
руководителя, в том числе, является набор
своевременно и качественно принятых
решений. Таким образом, можно считать,
что проблемы принятия УР в организации
являются одними из наиболее острых и
требующих особого внимания.
Очевидно, что главным образом
на качество принятого УР оказывает влияние
кто именно это решение принимает. Т.е.
такие индивидуальные характеристики
лица принимающего решение (ЛПР), как квалификация,
профессионализм, мотивация, компетентность
и пр. Наравне со знаниями и навыками ЛПР
огромное влияние оказывают личные качества.
Но прежде чем мы изучим, как
именно личные качества оказывают влияние
на процесс принятия УР необходимо определить,
в чем заключается суть УР, что делает
обычное решение "управленческим"
и как происходит процесс формирования
УР.
1.2 Сущность
и содержание управленческих
решений
Разработка управленческих
решений представляет собой процесс, объединяющий
основные функции управления: планирование,
организацию, мотивацию, контроль.
Определения теории принятия
решений:
Расширенное определение: принятие
решений неразрывно со всем процессом
управления.
Узкое определение: принятие
решение, как выбор наилучшего из множества
альтернативных вариантов.
Многие авторы считают, что
в теорию принятия решений имеет смысл
включать также генерирование альтернативных
вариантов, исполнение, контроль и анализ
результатов.
Не каждое решение можно назвать
"управленческим". Например, решения,
связанные с технической стороной деятельности
организации, направленные на подведение
итогов или оформление документации, таковыми
не являются.
Управленческим называется
решение, принятое в социальной системе
и направленное:
- на управление управленческой
деятельностью;
- проектирование системы управления
организации (методология, структура,
процесс, механизм);
- стратегическое планирование;
- управление кадрами;
- управленческое консультирование;
- взаимодействие с внешней средой.
Примером управленческого решения
в области управления персоналом организации
является внедрение системы ключевых
показателей эффективности (KPI) и системы
сбалансированных показателей (BSC).
УР называют творческое, волевое
действие субъекта управления, основанное
на знании объективных законов функционирования
управляемой системы и анализе информации
о ее функционировании, состоящее в выборе
цели, программы и способов разрешения
проблемы. УР является основой процесса
управления. Термин "управленческое
решение" употребляется в двух основных
значениях: как процесс и как явление.
Как процесс УР - это поиск, переработка
и анализ информации, разработка альтернатив,
выбор лучшей из них, утверждение и реализация.
Как явление УР - это план действий, приказ,
программа, постановление, устное или
письменное распоряжение.
Любое УР связано с социальными,
экономическими, организационными, правовыми
и технологическими интересами организации.
Главным образом, эффективность
любого управленческого решения определяется
тем, на сколько оно соответствует глобальной
цели организации .Такие цели могут быть
заложены, например, в стратегическом
плане компании.
Схема разработки решения:
1 - решение направлено
на изменение цели,
2 - решение направлено
на изменение ситуации
Достаточно часто целью является
решение той или иной проблемы.
В данном случае проблему можно
определить, как разность между целью
и конкретной ситуацией, где конкретная
ситуация - это текущее положение дел относительно
поставленной цели. Группы проблем сводятся
к обобщенной проблеме, которая и является
индикатором эффективности реализуемых
решений. Обычно проблемы анализируют
на остроту и решаемость.
Рассматривая эту схему, нужно
сказать, что цель может отличаться от
цели организации, например в случае, когда
управленческое решение направлено на
реализацию только части цели организации.
Таким образом, первичной является цель
организации, а вторичной цель - управленческое
решение .
Тем не менее, иногда цели управленческого
решения прямо противоположны целям компании
из-за непрофессионализма руководителей
и специалистов.
Условия, которым должна удовлетворять
цель
- быть желаемой для ее инициатора (руководителя, специалиста);
- иметь технические, экономические
и другие возможности для разработки и реализации;
- быть необходимой для коллектива компании и общества;
- находиться в рамках исторической
приемлемости для ближайшего окружения внешней среды;
- текст цели должен включать
ключевые слова, означающие постоянное
изменение. Например: достижение, расширение,
сокращение, развитие, получение максимальной
прибыли и т.д.
Свойства цели:
- суперзависимость
- иерархия
- обратное преобразование
- недостижимость абсолютных
значений
Суперзависимость - это существенная
зависимость эффективности достижения
каждой цели от достижения других целей,
находящихся в ее подчинении или создающих
для нее необходимые условия.
Суперзависимость приводит
либо к положительной синергии, либо -
к отрицательной.
Свойство иерархии - большие
по затратам или времени цели могут быть
разделены на более мелкие, подчиненные
основной идеи большой цели. Обычно УР
направлено не на разрешение цели, а на
решение составляющих ее конкретных задач.
Поэтому для каждой цели необходимо формировать
не менее 2 задач. Если получается только
одна, то цель перерождается в задачу.
Свойство обратного преобразования
- набор сложных задач может быть представлен
в виде нового набора целей с последующим
формированием новых наборов задач.
Свойство недостижимости абсолютных
значений - все процессы в управлении и
экономике являются постоянно изменяющимися
непрерывно или дискретно. Поэтому цель
должна ориентироваться не на какие-либо
конечные значения, а на динамику процесса.
Принимая во внимание уже изученный
процесс принятия управленческого решения,
а также возможные риски при постановке
целей, главным образом связанные с непрофессионализмом
и некомпетентностью менеджеров и специалистов,
следует также ответить на вопрос - "Как
именно профессиональный уровень, квалификация
и компетенции менеджера влияют на процесс
принятия управленческого решения?".
Важным аспектом также является то, как
мы можем минимизировать риски связанные
с ошибками менеджера.
Изучая влияние менеджера на
процесс принятия УР, следует отделять
профессиональный уровень (знания, навыки,
образование, информированность и пр.)
от личностных качеств менеджера. Риски,
связанные с уровнем профессиональной
подготовки, как правило, компенсируется
тем, что выявить их и устранить достаточно
просто. Недостающие знания можно подчерпнуть
из учебных материалов, навыки может помочь
улучшить наставник, более опытный сотрудник.
Оценка же и развитие личностных качеств
более сложная и тонкая "материя".
Большинство личностных качеств трудно
развить или в принципе не поддаются развитию.
2. Качества и
навыки современного менеджера
2.1 Личностные
качества менеджера
Личность менеджера, его ценности,
жизненные принципы, даже здоровье это
призма, через которую он воспринимает
все, что происходит вокруг него. К внешней
(окружающей) среде личности менеджера
можно отнести цели и задачи организации,
подчиненных, организационные процессы
и пр. Таким образом, крайне важно иметь
понимание о том, какие качества менеджера
непосредственно влияют на успех его работы,
а в нашем случае и на процесс принятия
УР. Получив представление о качествах
эффективного менеджера, мы можем сделать
следующий шаг - научиться их развивать
и использовать.
Существуют различные модели,
определяющие набор индивидуальных качеств
менеджера. Михайлов Я.В. Предлагает модель
"трижды-семь" содержащую 21 требование
к квалификации менеджера:
1 уровень - важнейшие требования,
определяемые функциональным содержанием
управленческого труда. Задаются
качества руководителя (менеджера),
без которых не возможен успех
работы.
2 уровень включает основные
сервисные требования, которые носят
обслуживающий характер по отношению
к функциональным требованиям.
3 уровень объединяет сервисные
требования меньшей значимости
по сравнению с основными требованиями.
Квалификационная модель руководителя
(менеджера) "Трижды семь"
1) Функциональные требования
к квалификации руководителя (менеджера):
1.1) Понимание людей. Психологическая
интуиция - умение понять психические
свойства и состояние личности.
Психологический такт - умение найти
нужную форму общения. Коммуникабельность,
понимаемая как способность к
поддержанию контактов и связей.
1.2) Качества лидера. Способность
понять, выразить и отстоять интересы
людей. Желание брать ответственность
на себя. Способность руководителя
(менеджера) неформально влиять на
окружающих.
1.3) Знание основ современного
менеджмента и умение применять
их на практике. Грамотный выбор
стиля руководства. Эффективная
мотивация. Умение организовать
подготовку и принятие решений.