Лидерские способности, качества, навыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Любая способность представляет собой систему качеств личности. Организаторские способности лидера характеризуют такие качества, как практическая направленность ума, такт, психологическая избирательность, социальная энергичность, требовательность, критичность и склонность к организаторской деятельности. Рассмотрим эти характеристики и методы развития навыков лидерства.
Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить о лидерских способностях, однако возникает вопрос о границах, или пределах, этих способностей.

Содержание работы

1. Лидерские способности, качества, навыки………………………………2
2. Лидерство в спорте…………………………………………………………12
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Лидерство.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, телосложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Так, в истории известны лидеры высокого роста (около 190 см) с представительной внешностью: Петр I, Александр II, О. Бисмарк, У. Черчилль, Д. Кеннеди, Р. Рейган. Однако быть выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не значит быть в ней лидером. Примеры Наполеона, В. И. Ленина, А. Гитлера, И. В. Сталина, М. Ганди, имевших рост около 160 см, подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические качества (тип личности, темперамент, мотивация) проявляются на практике, главным образом, через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основу. Это позволяет сделать вывод, что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на черты психологии личности при выявлении лидера в организации.

Интеллектуальные качества также изучались в их связи с лидерством. Результаты исследований совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых умственных способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то для лидера быть слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные качества в основном приобретаются и развиваются при выполнении лидером своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческой фирме, вряд ли пригодятся для лидерства в научном институте или государственном органе.

Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать универсальный образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории.

Во-вторых, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего у последователей лидера.

В-третьих, подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толч­ком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

Развитие лидерских навыков

Лидер помимо развития лидерских качеств должен приобретать лидерские навыки, это крайне необходимо для эффективного управления людьми. Если вы ими не обладаете, не нужно расстраиваться, начиная с сегодняшнего дня, вы можете наметить шаги к получению необходимых лидерских навыков.

Но чтобы их развивать, давайте определимся, какими навыками должен обладать лидер в полном смысле этого слова.

Лидерские навыки. Коммуникативные навыки

Сколько и как охотно вы говорите и поддерживаете обмен информацией? Можете ли вы хранить информацию в секрете? Как часто вы можете и на самом деле слушаете других людей больше, чем говорите? Как вы можете оценить свои навыки общения с каждым из ваших сотрудников? Как вы справляетесь с нехорошими новостями, которые вы получаете?

Основные жалобы сотрудников почти каждой организации любого типа - состоят в "отсутствии общения". В данном контексте подразумеваются межличностные связи между лидером и последователями, а также общий поток необходимой информации в рамках всей организации. Лидеры должны научиться владеть коммуникативными навыками в частности производить обмен информацией, и поддерживать межличностные связи с другими. Коммуникативные навыки необходимо культивировать всем лидерам.

Навыки построения и поддержания отношений.

Какой уровень доверия и чувства уважения сложен у вас с каждым из ваших сотрудников? С каждым из ваших коллег? Насколько трудно или легко вы начинаете строить новые отношения? Углублять существующие отношения? Умеете ли вы эффективно строить и поддерживать отношения с другими людьми?

Отношения развиваются из хороших межличностных и групповых коммуникативных навыков, однако, навыки построения и поддержания отношений можно отнести к отдельной тематике. Лидер, который любит общаться, который может строить и углублять отношения с другими людьми, получает значительное преимущество. Такой лидер способен создать команду и добиваться впечатляющих результатов.

Навыки убеждения.

Каков уровень силы вашего убеждения и насколько вы влиятельны? В каких обстоятельствах вы можете убедить других людей в верности вашей точки зрения? В какой степени люди ценят ваше мнение и следуют вашему примеру?

Способность влиять на других людей и заставлять их двигаться в определённом направлении является очень важным навыком для лидера. В действительности, лидерство часто определяется как: умение убеждать и оказывать влияние на других людей, с тем, чтобы они делали то, чего не стали бы делать без убеждения лидера. Ваша способность к убеждению непосредственно связана с тем, насколько люди доверяют вам и как хорошо наложены ваши связи и отношения.

      2. Лидерство в спорте.

Спортивная команда - это всегда спортивная группа. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.

Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована и обладать определенной степенью интеграции. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды (ведомые).

Социально-психологические исследования показали, что в группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу.

- Под лидером понимают  члена группы, регулирующего межличностные  отношения, которые в группе носят  неофициальный или неформальный  характер.

- Под руководителем в  отличие от лидера понимают  человека, который регулирует официальные  межличностные отношения.

Часто первого называют неофициальным лидером, а второго - официальным.

Между ними не должно проводиться противопоставления, так как руководитель может быть и неофициальным (неформальным) лидером. Но и отождествлять их нельзя, поскольку руководитель, назначенный официально вышестоящими инстанциями, может не признаваться группой или командой, то есть не являться лидером в более узком понимании.

Формальный лидер - человек, назначенный руководством по приказу или распоряжению для осуществления руководящей функции в группе. Черты формального лидера воплощает в себе тренер, хотя это не значит, что он в некоторых жизненных ситуациях не может быть неформальным лидером.

Неформальный лидер - один из членов группы, позиция которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатиям и уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п.

Признаки, характеризующие лидера в команде.

- Первым признаком является  принадлежность, его к группе, в  которой он выдвинулся на позиции  лидера. Это значит, что лидер  обязательно должен быть включен  в иерархическую структуру группы.

- Вторым признаком является  то, что своими действиями лидер  способствует достижению групповой  цели.

- Третьим признаком лидера  является его инициативность: он  добровольно берет на себя  значительно большую меру ответственности, чем того требует формальное  соблюдение предписаний, общепринятых  норм, практических разработок на  игру.

- Четвертым признаком  лидера является желание или  необходимость членов группы  подчиняться ему как более  авторитетному спортсмену.

Дифференциация лидерских ролей

Основной интерес для практики спорта представляет лидерство как стойкое социально-психологическое явление.

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:

Роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;

Роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ори

Деловые и эмоциональные типы лидерства возникают на базе различной направленности личности:

- деловой, личностной и  общественной: деловой направленности  спортсменов соответствует деловое  лидерство

- личностной и общественной  направленности - эмоциональное лидерство.

Инструментальных или деловых лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.

Преимуществом таких лидеров является:

- Хорошо организует работу  и распределяет обязанности в  ситуациях, требующих решения четко  сформулированных задач.

- Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное  руководство, цели четко определены  или между членами группы отсутствуют  дружественные отношения.

- Хорошо стимулирует членов  группы к активному участию  в делах. Имеет много предложений  и идей по совершенствованию  дел.

Недостатки:

- Мало внимания уделяет  межличностным отношениям в команде.

- Жертвует личными интересами  и спокойствие членов группы  ради достижения успеха в делах.

- Мало эффективен в  умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся  к общению.

- Может неудачно взаимодействовать  с членами команды, играющими  важную роль в деятельности, а  также не удовлетворяет потребности  в лидерстве у лиц, стремящихся  к дружественным отношениям.

Экспрессивные или эмоциональные лидеры - ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.

Преимущество:

- Заботлив, внимателен в  межличностных отношениях.

- Может снизить тревожность  в ситуациях, когда команду постигла  неудача.

- Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой  самооценкой.

- Более эффективен в  ситуациях, умеренно благоприятных  для лидерства и когда членам  группы требуется большая свобода  в поведении и принятии решений.

Недостатки:

- Не проявляет инициативы  и настойчивости в делах

- Менее эффективен при  решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности  и когда лидер должен обладать  большим личным влиянием

- Может вызвать тревожность  у членов группы с выраженной  деловой ориентацией

- Легко уступает групповому  давлению, не склонен брать на  себя инициативу в ответственных  ситуациях

В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции выполняет один спортсмен.

Механизмы выдвижения лидеров в группе.

Пути выдвижения человека в лидеры различны:

1. Когда человек становится  лидером в одной ситуации и  не может им стать в другой. Например, человек, лучше всех решающий  стоящую перед группой задачу, быстро становится лидером в  группе людей, незнакомых прежде  друг с другом. И наоборот, в  группе людей, хорошо знающих  друг друга и имеющих уже  лидера, человек, хорошо решающий  задачу, не будет быстро выдвинут  в лидеры, так как группа ориентирована  на действия своего лидера.

Лишь в случае неудачи последнего и возникновения напряженности группа начнет выяснять, кто же лучше справился с заданием. Тогда-то и происходит смена лидера.

Информация о работе Лидерские способности, качества, навыки