Лидерство и его природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:15, реферат

Описание работы

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде: в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей. Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….2
2. Политический лидер и его функции……………………………………3
3. Личностные качества политического лидера………………………….5
3.1. «Теория черт лидера»…………………………………………….5
3.2. Ситуационная концепция лидерства…………………………….5
3.3. Теория «свиты, делающей короля»……………………………...6
3.4. Психоаналитическое объяснение лидерства……………………6
4. Типология лидеров………………………………………………………8
4.1. Формальные и неформальные лидеры…………………………..8
4.2. Традиционные, рациональные и харизматические лидеры……8
4.3. Авторитарные, либеральные и демократические лидеры….…..9
4.4. Имидж и призвание лидеров……………………………………10
4.5. Психологическое поведение лидеров…………………….…….11
4.6. Политичекий популизм……………………………………….…12
5. Заключение………………………………………………………….…..16
6. Список использованной литературы………………………………….17

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1. Введение………………………………………………………………….2

2. Политический лидер и  его функции……………………………………3 

3. Личностные качества  политического лидера………………………….5

3.1. «Теория черт лидера»…………………………………………….5

3.2. Ситуационная концепция  лидерства…………………………….5

3.3. Теория «свиты, делающей  короля»……………………………...6

3.4. Психоаналитическое объяснение  лидерства……………………6 

4. Типология лидеров………………………………………………………8

4.1. Формальные и неформальные  лидеры…………………………..8

4.2. Традиционные, рациональные  и харизматические лидеры……8

4.3. Авторитарные, либеральные  и демократические лидеры….…..9

4.4. Имидж и призвание  лидеров……………………………………10

4.5. Психологическое поведение  лидеров…………………….…….11

4.6. Политичекий популизм……………………………………….…12

5. Заключение………………………………………………………….…..16

6. Список использованной  литературы………………………………….17

 

1. Введение 

«Лидер – это решительный  и самоуверенный человек в  среде неориентирующийся толпы»

Так оно и есть, ведь само слово «лидер» в переводе с  английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам. Ещё великий русский писатель Л. Н. Толстой отмечал, что в истории всё определяется “суммой людских произволов”. В результате их пересечения общество движется в том или ином направлении. Двигаться, однако, можно по-разному. Из пункта А в пункт Б есть много дорог: и ровные шоссе, и кривые тропинки. Движение от А до Б – объективный ход истории. Но выбор конкретного пути зависит от тех, кто стоит во главе общества. Они могут вести свой народ по ровной дороге, а могут, сознательно или случайно, загнать его в болото. В пункт Б всё равно люди придут, но с гораздо большими потерями и страданиями. Здесь все зависит от лидера.

Лидерство, его природа  волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учёными  в памяти человечества связано большинство  завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, её достижения и потрясения.

Лидерство – универсальный  по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде: в больших  и малых организациях, в бизнесе  и в религии, в компаниях и  университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере  человеческой деятельности, для существования  и прогресса которой требуется  выделение руководителей и ведомых  лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства  многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство  есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают  во всех уголках Земли.

 

2. Политический лидер и  его функции 

Политическое лидерство  как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов, когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась  и в центре внимания отечественной  политологии. От этой точки отсчета  и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс  формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают  проблему отечественные политологи.

Термин «лидер» происходит от английского слова leader – ведущий; руководитель, вождь, глава и тому подобное. Отталкиваясь от этого, можно определить, что политический лидер – это глава, руководитель или просто авторитетный член той или иной группы, организации или всего общества, который согласовывает, объединяет и направляет действия людей. Политический лидер – это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определённой социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю. Отсюда вытекают шесть основных взаимосвязанных функций политического лидера.

Наиболее полно в деятельности политического лидера выражена интегративная  функция политики. Главное призвание  лидера – согласование и объединение  различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей  и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную  функцию.

Достижение целостности  и гармонии социальных интересов  осуществляется лидером на практике через выработку политического  курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных  групп общества. В этом находит  выражение ориентационная функция  лидера.

Проведение политического  курса опирается на специфический  механизм, включающий в себя систему  способов, методов решения поставленных задач. Следовательно, политический лидер  не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм её осуществления  посредством принятия политических решений и обеспечения ресурсами. В этом проявляется инструменталистская  функция лидера.

Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие  группы людей, политический лидер может  проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав эти группы. Мобилизация  населения, означающая реализацию лидером  его мобилизационной функции, может  достигаться на основе возбуждения  народного энтузиазма, симпатии к  лидеру, его харизме, но может быть связана и с созданием экономических стимулов. Мобилизационная функция наиболее актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе.

Кроме того, лидер призван  выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан  от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. В этом находит своё выражение  функция социального арбитража  и патронажа. Обычно данная функция  в массовом сознании связывается  с образом “доброго и справедливого  царя”, “народного президента” и  т. д. Функция социального арбитража  и патронажа в большей мере развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти.

В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может  выполнять функцию легитимации  политического порядка. Она присуща  таким государствам по той причине, что обоснование правомерности  политического режима не может осуществляться в них иначе, как средствами прямого  обожествления личности лидера.

 

3. Личностные качества  политического лидера 

На вопрос о том, почему одни люди становятся лидерами, а другие нет, учёные отвечают по-разному. Можно, в частности, выделить следующие  четыре популярные западные теории обоснования  лидерства.

3.1. «Теория черт лидера» 

Первая из четырёх теорий – «теория черт лидера» – объясняет  феномен лидерства выдающимися  качествами личности. Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек. Политический лидер должен обладать особыми чертами. В частности, больше всего называют такие черты, как  остроумие, энергичность, твёрдая воля, организаторские способности, тактичность  и т. д. Перечисляются десятки  черт, вплоть до чувства юмора, внешней  привлекательности и фотогеничности, которые якобы обязательны для  современного лидера.

И действительно, многие известные  руководители и вожди проявляли  и проявляют те или иные оригинальные и сильные качества. Однако история  знает и другие примеры: когда  политические лидеры – заурядные, неяркие, не блещущие умом, серые личности. Недаром  немецкий писатель Лион Фейхтвангер (1884—1958) в своё время отмечал, что «власть  даже пустого человека наполняет  содержанием». Следовательно, важны  не только определённые личностные черты, но и соответствующие им обстоятельства.

Обобщая вышесказанное, можно  сказать, что суть «теории черт лидера»  в том, что лидерами становятся индивиды с особыми личностными чертами (трудолюбие, энергичность, творческий дух, организаторские способности  и т. д.).

3.2. Ситуационная концепция  лидерства 

Как и «теория черт лидера», ситуационная концепция учитывает  не только черты личности, но и соответствующие  им обстоятельства. Согласно ей, не существует некого универсального набора личностных качеств, подходящих для всех стран, периодов и любых ситуаций.

Докажем это, используя конкретные примеры. Например, сегодняшний лидер  из демократической ФРГ оказался бы явно «не ко двору» в той же Германии периода гитлеризма или  в нынешнем консервативном исламском  Иране. То же можно сказать и в  отношении конкретных ситуаций. Один человек хорошо руководит митингом, но не подходит для лидерства в  повседневной работе. Другой умеет  вести себя в личном общении с  людьми, но теряется перед митингующими массами. Третий успешно возглавляет  научный коллектив, но «не тянет» на лидера партии и т. д.

Таким образом, лидерские  качества относительны. Главное не они, а те сложившиеся конкретные обстоятельства (время, место, ситуация), которые могут «позвать» именно данного человека на определённое лидерство. Задача же «позванного» угадать, «почувствовать»  момент и место, когда и где  он может завоевать «трон».

Итак, суть ситуационной концепции  заключается в том, что лидерские  качества относительны: для каждого  возможного лидера существуют свои конкретные обстоятельства (определённый момент, место и ситуация).

3.3. Теория «свиты, делающей  короля» 

Свои обстоятельства предлагает и третья концепция – с условным назва-нием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или иная политическая группа ищет подходящего для себя вождя. Найдя нужную фигуру, эта группа «делает» из неё (конституирует, создает) своего лидера. Одновременно конституанты становятся его идейными последователями, приверженцами и организуют ему поддержку «в народе». Подобный лидер может оказаться марионеткой в руках своего окружения.

Суть теории «свиты, делающей короля» в том, что лидерами не становятся самостоятельно. «Нужного»  лидера ищут, находят, «сажают на трон»  и поддерживают его «создатели»  и приверженцы.

3.4. Психоаналитическое объяснение  лидерства 

Наконец, ещё один оригинальный подход демонстрирует психоаналитическое объяснение лидерства. Психоанализ  – это особый метод психотерапии, разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856—1939) и выросший затем в целое психологическое  учение. По Фрейду, людьми управляют  бессознательные (инстинктивные) влечения сексуального характера, прежде всего (либидо). Именно они являются движущей силой социальных действий и всей творческой активности людей. При этом «дурные» бессознательные импульсы постоянно конфликтуют с «совестливым»  сознанием человека, ввергая его  в состояние психической напряжённости  и «борьбы» с обществом и самим  собой. Когда же индивиду удаётся  переключиться на «нормальное» (приемлемое для общества) дело, из него часто  получается весьма активный и творческий деятель – художник, писатель, политик  и т. д.

Таким образом, политическими  лидерами, согласно данной концепции, становятся люди, подавившие своё либидо, и компенсировавшие эту «потерю» активной лидерской деятельностью. Однако власть в их руках может  приобрести крайне деспотические формы: жестокое полновластие над другими людьми заглушает преследующие их «комплексы», тем самым человек становится дезориентированным в своих же поступках.

В заключение и здесь нельзя не оговориться, что рассмотренные  теоретические обоснования лидерства  в реальной жизни тесно переплетены, да к тому же не исчерпывают всего  многообразия путей человека к власти. Это подтверждает и нижеследующая  типология политических лидеров.

 

4. Типология лидеров 

Социологи, психологи, политологи выделяют множество лидерских типов  по самым различным признакам.

4.1. Формальные и неформальные  лидеры 

По способу утверждения (установления) лидерства в малых  группах и организациях различают  лидеров формальных и неформальных.

Формальным лидером называют руководителя, «назначенного сверху»  и управляющего людьми согласно действующим  постановлениям и инструкциям.

Неформальное лидерство  – то, которое сложилось естественно, как бы само собой, в процессе личных взаимоотношений людей, на основе их доверия и симпатий к своему «избраннику».

4.2. Традиционные, рациональные  и харизматические лидеры 

Следующий признак типологии  лидеров близок к предыдущему. Однако здесь он рассматривается в масштабах  не группы, а общества. Речь идёт о  способе легитимации власти лидера в обществе, т.е. о способе признания  народом законности этой власти. В  частности, власть традиционных лидеров (вождей племён, религиозных лидеров, монархов и т.п.) узаконивается в  силу вековых и ставших священными традиций. Этот тип лидерства был  особенно характерен для доиндустриальных обществ. Рационально-легальные лидеры – это законно и демократически выбранные руководители общества, получившие власть в результате обдуманного, сознательного (рационального) выбора людей. Такой лидерский тип присущ современным демократическим обществам.

Наконец, харизматические  лидеры – это, как говорится, лидеры по при-званию, народные вожди “от бога”, наделённые, по мнению масс, выдающимися способностями к руководству, особой мудростью, святостью, героизмом и т.п. Примерами таких лидеров могут служить Владимир Ленин в России, Ким Ир Сен (1912—1994) в Северной Корее, Фидель Кастро (родился в 1927) на Кубе и другие.

Однако харизма и притягательность подобных руководителей складывается не только из их реальных способностей. Подчас образ “богоизбранности” лидера создаётся его “свитой” и последователями, а затем “дорисовывается” и приукрашивается народной молвой. При этом может возникнуть культ личности, т. е. предельно завышенная оценка качеств и роли лидера в обществе, своего рода идолопоклонничество. Такое возвеличивание вождей особенно характерно для тоталитарных обществ и многих государств востока с патриархальной и подданнической политической культурой народных масс, верящих в “хорошего царя”, всесильного “отца-благодетеля” и склонных к страху, покорности и угодничеству перед любым “начальством”. Наиболее ярким примером культа личности является культ Иосифа Сталина в бывшем СССР, а также Ким Ир Сена и Фиделя Кастро.

Информация о работе Лидерство и его природа