Лидерство и его природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:15, реферат

Описание работы

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде: в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей. Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….2
2. Политический лидер и его функции……………………………………3
3. Личностные качества политического лидера………………………….5
3.1. «Теория черт лидера»…………………………………………….5
3.2. Ситуационная концепция лидерства…………………………….5
3.3. Теория «свиты, делающей короля»……………………………...6
3.4. Психоаналитическое объяснение лидерства……………………6
4. Типология лидеров………………………………………………………8
4.1. Формальные и неформальные лидеры…………………………..8
4.2. Традиционные, рациональные и харизматические лидеры……8
4.3. Авторитарные, либеральные и демократические лидеры….…..9
4.4. Имидж и призвание лидеров……………………………………10
4.5. Психологическое поведение лидеров…………………….…….11
4.6. Политичекий популизм……………………………………….…12
5. Заключение………………………………………………………….…..16
6. Список использованной литературы………………………………….17

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

Харизма, кроме того, может обернуться для обладающего ею лидера и другой стороной. Воодушевленный этой харизмой народ ждёт от своего кумира скорых чудес, а их, как известно, в суровой и «упрямой» реальности не бывает. Поэтому, не дождавшись чуда, наивная и мало размышляющая часть публики очень быстро разочаровывается и бросается из одной крайности (безмерной любви) в другую – охлаждение и всеобщую ненависть к «ставшему плохим» лидеру.

Таким образом, если в основе традиционного лидерства лежит  привычка людей к определённому  типу власти, то рационально-легальное  лидерство базируется на человеческом разуме, а харизматическое – на вере и эмоциях. При этом у каждого  из этих трёх типов лидерства есть свои плюсы и минусы, свой период в развитии общества. В относительно спокойные времена, напротив, предпочтительнее рационально-легальное лидерство  – для кропотливой работы по регулированию  и постепенному совершенствованию  общественной жизни, для проведения необходимых реформ.

4.3. Авторитарные, либеральные  и демократические лидеры 

Эти типы лидеров отличаются друг от друга по стилю руководства  и управления. Так, авторитарное лидерство  предполагает единовластие и директивное, т. е. категорически приказное, не терпящее возражений) управление людьми. Лидер  здесь сосредоточивает в своих  руках почти все основные управленческие функции и не позволяет подчинённым  выходить за жёсткие рамки отведённых им ролей. Тщательно контролируя  работу людей, он постоянно держит их под угрозой применения силы или  других мер принуждения и наказания.

В противоположность этому, либеральное руководство отличается тем, что организованность, дисциплина и порядок в обществе или группе пускаются на самотёк, либеральный  лидер практически отстраняется от управления людьми, предоставляя им полную свободу действий (недаром  этот стиль руководства иногда называют ещё попустительским).

Наконец, демократический  лидер ориентируется на принципы коллеги-ального, коллективного руководства и управления. Он стремится вовлечь людей в совместную рациональную организацию общего дела на основе учёта их интересов, мнений, инициатив и предоставления им определённой самостоятельности в действиях.

4.4. Имидж и призвание  лидеров 

Следующим критерием в  классификации политических лидеров  может служить их внешний образ (имидж) и призвание. Здесь важно  социальное предназначение лидера, т. е. характерные для него роль и  ситуация, в которой он проявляет  себя и привлекает людей в наибольшей степени.

Так, первый из четырёх предлагаемых и, как всегда, условно-собирательных  образов – лидер-знаменосец –  эффективно действует как идей-ный вдохновитель и вождь широких масс. Лидер-знаменосец самостоятелен и критичен в оценках действительности, он знает, как «исправить ситуацию». На своём знамени он точно обозначил цель, способную увлечь массы, и пути её достижения. Примерами лидера-знаменосца могут быть Мохандас Ганди, Владимир Ленин, Адольф Гитлер.

Второй – лидер-служитель  – напротив, ориентирован, прежде всего, на обеспечение интересов выдвинувшей  его группы сторонников. Последние  же, в свою очередь, поддерживают в  народе образ служения всей данной группы интересам общества. Именно так было в «послехрущёвско-догорбачевский» (1964—1985) застойный период истории СССР: руководящая верхушка компартии выдвигала послушных и «удобных» для себя больших и малых лидеров-ставленников, которые были верными проводниками в стране «ленинского курса» КПСС. Лидер-служитель стремится, прежде всего, исправно служить своим конституантам и приверженцам, не забывая в то же время идти «навстречу пожеланиям трудящихся» (избирателям). Лидерами этого типа были Леонид Брежнев, Константин Черненко.

Лидер-торговец – фигура современная, рациональная, «рыночная». Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, опреде-ляющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер-торговец умеет ярко преподнести и выгодно “продать” свои идеи и планы, привлекая всё больше сторонников тем, что знает их потребности и хочет вместе с ними добиться их удовлетворения. Именно такой линии поведения следовал Рональд Рейган.

Лидер-пожарный лучше всего  проявляет себя в чрезвычайных ситуациях (политические кризисы, социальные и  международные конфликты, экономические  потрясения и т. п.), а также в  оперативном решении самых неотложных проблем. Лидер-пожарный «специалист» по кризисным ситуациям. Он эффективно действует «по обстановке», как  на пожаре, направляя струю воды туда, где появляются новые языки  пламени. Он находит решения самых  насущных проблем. Именно так действовал бывший президент и нынешний премьер-министр  РФ Владимир Путин.

4.5. Психологическое поведение  лидеров 

Последний признак в нашей  лидерской типологии – стиль  психологического поведения вождей. Так, одна из разработок политических психологов предлагает следующую классификацию  политиков по этому признаку:

 

По способу утверждения  лидерства в группах и организа-циях

 

»формальные

»неформальные

 

 

По способу легитимации  власти лидера в обществе »традиционные 

»рационально-легальные 

»харизматические 

 

По стилю руководства  и управления

»авторитарные

»либеральные 

»демократические 

 

По имиджу и ролевому назначению лидера »лидер-знаменосец

»лидер-служитель 

»лидер-торговец

»лидер-пожарный

 

По стилю психологического поведения лидера »параноидальный

»демонстративный 

»компульсивный

»депрессивный

»шизоидный 

 

Названия стилей поведения  даны здесь в основном в медицинских  терминах, которые, однако, употреблены  в переносном смысле и являются условными. Разумеется, приведённые в этой таблице  примеры и типологические черты  не носят абсолютного характера, могут взаимопереплетаться и быть иными.

4.6. Политический популизм 

В погоне за высоким рейтингом  и популярностью, т. е. широкой извест-ностью, признанием и народной любовью, многие политики в той или иной степени «грешат» популизмом. Популизм – это своеобразное саморекламное заигрывание с людьми с целью завоевания их симпатий. Можно выделить пять главных черт, наиболее характерных для лидера популистского толка.

Лидер-популист

1) спекулирует на недостатках  и проблемах общества;

2) подчёркивает свою непричастность  к их возникновению; 

3) беспощадно бичует своих  соперников;

4) говорит, что делать, но не говорит как; 

5) раздаёт заведомо невыполнимые  обещания.

Прежде всего, популист стремится  показать, что он знает и озабочен «страданиями людей» и что он немедленно улучшит их жизнь, как только получит  власть. Умея, как правило, складно  и красиво говорить, популист подхватывает у людей самые животрепещущие проблемы, «вскрывает» всем известные  и всегда существующие в обществе противоречия и недостатки и во всех бедах обвиняет своих соперников. Потоки «правильных» слов льются из него как из рога изобилия. Но если вслушаться, то в основном это пустая риторика. Расчёт здесь на невысокую политическую культуру определённой части населения. Используя это, популист предлагает простые решения сложных вопросов и выдвигает привлекательные, но часто неосуществимые, лицемерные или  уже доказавшие свою несостоятельность  лозунги. При этом он охотно говорит, что нужно делать, но всячески избегает сказать как добиться желаемого.

В отличие от популиста, вдумчивый, серьёзный и некрикливый политик  не обманывает людей сказкой о  возможности существования некого беспроблемного общества и идеальной политики, а спокойно и по-деловому ищет конкретные и реальные пути решения назревших проблем. Однако как отличить последнего от сладкоголосого пустослова, особенно на стадии выборов, когда еще нет реальных дел? Здесь важно внимательно разобраться в предвыборных программах кандидатов.

Предвыборная программа  оценивается по таким критериям, как цель, на достижение которой  она направлена, средства достижения этой цели, аргументы в пользу данной программы и язык, которым она  изложена.

«Сильная», конкурентоспособная  программа имеет чётко сформулированную цель, которая объединяет в себе наиболее важные интересы различных  групп населения. Реальная осуществимость заявленной цели определяется средствами её достижения, т. е. чётким ответом, как  практически добиться намеченного. Аргументация программы предполагает содержание в ней веских для избирателя доводов в её защиту и, значит, значит, ясный ответ на вопрос: какие конкретные блага (экономические, социальные, демократические  и духовные) приобретут избиратели при выполнении программы. Наконец, язык программы: важно, чтобы его  отличали грамотность и выразительность, доступность и точность. Вдумчивая  оценка предвыборных программ по этим критериям должна помочь избирателям  отличить дельного политика от велеречивого демагога и болтуна.

При этом важно, чтобы именно проницательная и «раскусившая»  демагога часть публики приняла  участие в выборах. Чаще бывает, что  активнее голосуют эмоционально приподнятые  и «очарованные» популистом люди, а думающие избиратели, в знак своеобразного  протеста (все равно, дескать, изберут  болтунов!) на выборы не приходят. Получается замкнутый круг: у власти несерьёзные  политики, потому что разочарованные в правителях серьёзные избиратели не голосовали.

Недаром есть предложения  о повышении «порога явки» (процента проголосовавших избирателей, позволяющего считать выборы состоявшимися). Некоторые  даже предлагают ввести обязательность участия в выборах, как это  установлено в ряде стран. К примеру, в Австралии участие граждан  в выборах является их конституционной  обязанностью, за нарушение которой  на виновных накладывается штраф (в  частности, в октябре 1998 г. сумма  такого штрафа составляла 50 австралийских  долларов). В Республике Кипр меры против абсентеизма еще суровее. Там  неявка на президентские выборы в  феврале 1998 г. «стоила» 400 американских долларов штрафа или полгода тюремного  заключения. Представляется справедливым такой порядок, чтобы каждый член общества нёс ответственность за исполнение своего гражданского долга избирателя. Иначе парламент никогда не будет властью большинства народа.

И с этим трудно не согласиться…В  Республике Беларусь 19 декабря должны состояться президентские выборы. В  этот раз они меня коснулись как  никогда близко, т.к. впервые я  буду сознательно выбирать кандидата  на место президента. Это оказалось  не так просто, как кажется на первый взгляд. Тут сталкиваешься  не только с политическим популизмом, когда один кандидат пытается “вырваться вверх” за счёт недочётов другого, но и с тем, что большинство  людей просто не хотят идти на выборы. Они это регламентируют тем, что  какой смысл идти голосовать, если и так всем известен исход выборов. Я с этим не соглашусь. Из-за таких  “пассивных” избирателей выборы теряют своё первозданное назначение. На этот раз выборы будут весьма интересными и исход их непредсказуем. Каждый человек склонен верить чему-то определённому, и поэтому каждый выбирает кандидата на “свой вкус”. Взять, например, несколько кандидатов и рассмотреть их программы.

Андрей Санников: «Наша  страна 16 лет жила прошлым. Современные  вызовы и глобальные изменения требуют  новых решений и подходов, но государственная  система работала на сохранение власти одного человека.

Вместо достойной зарплаты и защиты интересов трудящихся –  кабальная контрактная система; вместо создания современных производств  – консервация советских укладов  хозяйствования; вместо нормальных стипендий  и пенсий – подачки к выборам; вместо современной медицины и образования  – парады и ледовые дворцы.

Мы проведем бюджетную  реформу. Так называемый президентский  фонд будет ликвидирован, а его  средства пойдут на повышение стипендий, пособий по уходу за ребенком и  увеличение зарплат работников социальной сферы.

Наша цель – вступление в Евросоюз. Членство в ЕС – гарантия благополучия и процветания, экономического роста, прав и свобод граждан, предсказуемость  внешней и внутренней политики. Я  добьюсь отмены визового режима между  Беларусью и Евросоюзом в ближайшее  время.

Наша цель – десять миллионов  граждан Беларуси в 2015 году.

Будет реализована государственная  программа «Белорусская семья», цель которой – решение демографической  проблемы.

Каждая семья получит  при рождении первого ребенка 1500 евро, начиная со второго – по 2500 евро. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком составит не менее 75% среднемесячного заработка одного из родителей, но не ниже бюджета прожиточного минимума.

Зарплаты воспитателей дошкольных учреждений, учителей и преподавателей вузов в течение 3-5 лет будут  доведены до среднеевропейского уровня.

Я отменю принудительное распределение  выпускников.

Я верну льготы на проезд детям, студентам и пенсионерам.

Будут обеспечены европейские  стандарты жизни для людей  с ограниченными возможностями».

Ярослав Романчук: «Я экономист  и вижу, как руководство страны уже 16 лет совершает одни и те же ошибки. Производства не развиваются. Стариков и инвалидов лишают последних  льгот. Талантливые молодые люди покидают Беларусь, понимая, что у  них нет перспектив на родине. Я  знаю: жизнь в Беларуси можно и  нужно сделать лучше.

Как новый президент я  буду работать вместе с командой профессионалов, для того чтобы построить новое  и сохранить лучшее.

Мы создадим миллион новых  рабочих мест для Беларуси, привлечем  инвестиции и технологии, построим современную, эффективную, сильную  экономику. Сильная экономика наполнит бюджет и позволит проводить социальные программы, блага от которых почувствует  каждый беларус.»

И программы Владимира  Некляева, Владимира Терещенко и других кандидатов все очень схожи. И всё так красиво звучит. Хочется верить, что так и будет, но с такого количества информации очень трудно выбрать наиболее правильное решение.

 

5. Заключение 

Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать  как процесс взаимоотношений  между людьми, при которых одни обладают престижем и влиянием, а  другие добровольно или принуждённо  подчиняются этой власти. Конечно, можно  отметить и другие требования, которые  надо предъявлять к политическому  лидеру, например:

Информация о работе Лидерство и его природа