Лидерство и его влияние на деятельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Роль лидера в управлении компанией определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство, побуждает членов группы проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом, может выбирать роль посредника или судьи.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….… 3

1. Основы лидерства……………………………………………………..……...4
1.1. Теории лидерства…………………………………………………………….4
1.2. Понятие и содержание лидерства ……………………………………….…6
1.3. Типология лидерства …………………………………………………….….9
1.4. Значение лидера в управлении организацией ……………………………13

2. Анализ лидерства на основе ОАО Магнитогорского хлебокомбината «Ситно» ...…...…………………………………………………………………...16
2.1. Характеристика организации ……………………………………………...16
2.2. Организационная структура управления предприятием ………………...18
2.3. Подходы к эффективному лидерству, используемые на ОАО Магнитогорском хлебокомбинате «Ситно» .………..………………………..24
2.4. SWOT-анализ ОАО Магнитогорского хлебокомбината «Ситно»……..…30
Заключение …………………………………………………………………...…..32

Список используемой литературы …………………………………………...…..34

Файлы: 1 файл

Лидерство и его влияние на деятельность организации.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Имеются и другие классификации  лидерства в зависимости от типов  лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть  типов (ролей) лидера:

  1. лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
  2. лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
  3. лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
  4. лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
  5. лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
  6. лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

По стилю различают:

  1. Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.
  2. Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
  3. Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так как видится возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности различают:

  1. универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
  2. ситуативный тип, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко  используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

  1. «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или, волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;
  2. «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
  3. «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
  4. «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто  не совпадают или накладываются  друг на друга. Так, один сотрудник может  оценивать лидера как «одного  из нас», другие же воспринимают его  одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается  по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого  следуют лишь до тех пор, пока они  не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации  лидерство делится на:

  1. конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  2. деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  3. нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни  грани между этими типами лидерства  подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

 

    1. Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер

Различие между лидером  и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Менеджер – это  человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию  занимать пассивную позицию по отношению  к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать  свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые  подчиненные играют в запрограммированной  цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя  их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. В отличии от лидеров, которые строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они  пытаются сузить набор путей решения  проблемы.

Решения часто принимаются  на основе прошлого опыта. Лидеры, в  противоположность, предпринимают  постоянные попытки разработки новых  и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того как  проблема ими решена, лидеры берут  на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в таких случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в жизни реже. Отличие менеджера от лидера дано в таблице 1:

Таблица 1: «Отличия менеджера от лидера»

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям  других

Работает по своим  целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует только доводы

Использует  как доводы, так и эмоции

Контролирует 

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален 

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Делает дело правильно

Делает правильное дело


 

В современных условиях эффективное лидерство – это  не железная или твердая рука, а  высокая чувствительность к потребностям подчинённых, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

 

2. Анализ лидерства на основе ОАО Магнитогорского хлебокомбината «Ситно»

 

2.1. Характеристика  организации

 

Основой любого предприятия служит производственный коллектив, способный  с помощью имеющихся в его распоряжении средств изготавливать нужную продукцию. Любое предприятие создается для удовлетворения потребителей на определенный вид продукции. Данное предприятие создано для удовлетворения потребителей в продукции первой необходимости.

Организация – хлебокомбинат «Рассвет». Главной задачей хлебокомбината является выполнение плана по реализации хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий. Так как предприятие сделало ставку на товар первой необходимости, экономическое состояние положительное и предприятие имеет стабильную прибыль.

Миссия:

  1. Цель функционирования организации: выпуск продукции, в которой нуждается потребитель, в данном случае это обеспечение населения хлебом в достаточном количестве.
  2. Область деятельности организации: главный рынок для реализации товара потребителями является местное население. Точки сбыта магазины расположены по всему городу.
  3. Методы достижения поставленных целей: Сбыт, продажа продукта, производимого организацией в точках области её деятельности

Общая цель организации - это выпуск продукции, в которой нуждается потребитель, в данном случае это обеспечение населения хлебом в достаточном количестве. Задачами предприятия являются: получение дохода, обеспечение персонала своевременной и достойной заработной платой, создание рабочих мест для населения и недопущение сбоев в работе.

Номенклатура выпускаемой продукции: хлеб – основной вид продукции, булочки, батоны и калачи. Материалы необходимые  для производства данной продукции – мука, дрожжи, яйца, сахар, соль. Объем производства данного предприятия исходит из потребности населения. Необходимо обеспечить объем хлебобулочных изделий на каждый из пунктов продажи с учетом режима рабочего дня (организация имеет магазины в каждом из районов города). Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах).

Товары группируются по видам и  по ценам. На хлебокомбинате действует расчетно-кассовое обслуживание. Для нормального функционирования комбината проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать комбинат устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а

Информация о работе Лидерство и его влияние на деятельность организации