Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:03, курсовая работа
Роль лидера в управлении компанией определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство, побуждает членов группы проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом, может выбирать роль посредника или судьи.
Введение ……………………………………………………………………….… 3
1. Основы лидерства……………………………………………………..……...4
1.1. Теории лидерства…………………………………………………………….4
1.2. Понятие и содержание лидерства ……………………………………….…6
1.3. Типология лидерства …………………………………………………….….9
1.4. Значение лидера в управлении организацией ……………………………13
2. Анализ лидерства на основе ОАО Магнитогорского хлебокомбината «Ситно» ...…...…………………………………………………………………...16
2.1. Характеристика организации ……………………………………………...16
2.2. Организационная структура управления предприятием ………………...18
2.3. Подходы к эффективному лидерству, используемые на ОАО Магнитогорском хлебокомбинате «Ситно» .………..………………………..24
2.4. SWOT-анализ ОАО Магнитогорского хлебокомбината «Ситно»……..…30
Заключение …………………………………………………………………...…..32
Список используемой литературы …………………………………………...…..34
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:
По стилю различают:
По характеру деятельности различают:
Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.
Менеджеры предпочитают
порядок во взаимодействии с подчиненными.
Они строят свои отношения с ними
соответственно тем ролям, которые
подчиненные играют в запрограммированной
цепочке событий или в
Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. В отличии от лидеров, которые строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм,
различные способности и
Решения часто принимаются
на основе прошлого опыта. Лидеры, в
противоположность, предпринимают
постоянные попытки разработки новых
и неоднозначных решений
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в жизни реже. Отличие менеджера от лидера дано в таблице 1:
Таблица 1: «Отличия менеджера от лидера»
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует только доводы |
Использует как доводы, так и эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Уважаем |
Обожаем |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям подчинённых, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
2. Анализ лидерства на основе ОАО Магнитогорского хлебокомбината «Ситно»
2.1. Характеристика организации
Основой любого предприятия служит производственный коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств изготавливать нужную продукцию. Любое предприятие создается для удовлетворения потребителей на определенный вид продукции. Данное предприятие создано для удовлетворения потребителей в продукции первой необходимости.
Организация – хлебокомбинат «Рассвет». Главной задачей хлебокомбината является выполнение плана по реализации хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий. Так как предприятие сделало ставку на товар первой необходимости, экономическое состояние положительное и предприятие имеет стабильную прибыль.
Миссия:
Общая цель организации - это выпуск продукции, в которой нуждается потребитель, в данном случае это обеспечение населения хлебом в достаточном количестве. Задачами предприятия являются: получение дохода, обеспечение персонала своевременной и достойной заработной платой, создание рабочих мест для населения и недопущение сбоев в работе.
Номенклатура выпускаемой
Товары группируются по видам и по ценам. На хлебокомбинате действует расчетно-кассовое обслуживание. Для нормального функционирования комбината проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать комбинат устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а
Информация о работе Лидерство и его влияние на деятельность организации