Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 23:55, курсовая работа
Лидерство - основная тема бизнес-литературы последних лет. Возросшие темпы изменений в бизнесе, а также меняющаяся социальная и политическая ситуация предопределили востребованность руководителей-лидеров. Тема лидерства привлекает и ученых, и менеджеров. Самый часто задаваемый вопрос в этом случае: почему в определенных ситуациях появляется человек, способный побуждать других к новым свершениям?
Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.
II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА В ООО «ПРОФИНДУСТРИЯ-ЦЕНТР»
2.1. Общая характеристика организации ООО «ПРОФИНДУСТРИЯ-ЦЕНТР»
Общество с ограниченной ответственностью «ПРОФИНДУСТРИЯ-ЦЕНТР» является коммерческой организацией, специализирующейся на продаже офисного и банковского оборудования. ПРОФИНДУСТРИЯ-ЦЕНТР открылась в России в апреле 1998 года. Я работаю в компании с этого года, и решила использовать ее в качестве наглядного примера в своей курсовой.
Предприятие ООО «ПРОФИНДУСТРИЯ-ЦЕНТР» является юридическим лицом: имеет собственный баланс, обособленное имущество, имеет расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и выступать в судах, арбитражном третейском судах, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
Общество имеет круглую печать со своим полным фирменным наименованием и сокращенным фирменным наименованием на русском языке, а также указанием места нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке знак обслуживания и другие средства визуальной идентификации.
Система управления построена по принципу единоначалия, когда все решения принимаются единолично президентом.
Процесс принятия решения может исходить как инициативой с верху, когда президент выдвигает «курс» дальнейшего движения организации, так инициативой снизу, в виде предложения подчиненных по улучшению деятельности отдельного структурного подразделения, которое может повлиять на дальнейшую организацию работы смежных структурных предприятий.
На сегодняшний день
PRO Intellect Technology является транснациональной
корпорацией и имеет
Но в нашей компании, как и в любой другой, развивающейся или развитой крупной корпорации, могут возникать различные проблемы, разногласия, которые по долгу своей должности обязан предотвращать или прекращать Руководитель. Чтобы определить какой должен быть руководитель в моей компании или к чему нужно стремиться, я провела опрос.
2.2. Исследование власти и лидерства в ООО «ПРОФИНДУСТРИЯ-ЦЕНТР»
В исследовании использовался опрос, как метод сбора информации. Опрашивались работники офиса ООО «ПРОФИНДУСТРИЯ-ЦЕНТР» (31 человек).
Анализируя все ответы, получаются следующие результаты:
Большинство опрошенных (87,5%) отметили, что руководитель должен обладать научными знаниями в области управления.
Самыми значимыми качествами руководителя выделили следующие:
1. Умение четко ставить задачи перед подчиненными и правильно распределять должностные обязанности - 93,75%
2. Способность ладить с другими людьми, интеллект, эмоциональная уравновешенность - 50%
3. Инициативность - 37,5%
4. Заботливость и заинтересованность в личных и рабочих проблемах сотрудника, уверенность - 43,75%
5. Целеустремленность отметили только 12,5% опрошенных.
К своему лидеру опрошенные относятся положительно (81,25%), это показатель того, что в организации хороший руководитель которого уважают.
По результатам опроса, респонденты отметили следующие стили управления в организации: авторитарный, демократический и эталонный стиль.
Все эти стили направлены на то, чтобы мобилизовать персонал так, чтобы работа была приятна, чтобы персонал стремился достичь цели, все варианты достижения оговариваются.
И большинство опрошенных респондентов эти стили руководства устраивают (75%).
Лидер применяет в основном власть основанную на вознаграждении (43,75%), т.е. он за хорошую работу вознаграждает персонал используя:
1.Премии - 81,25%
2.Дополнительные дни к отпуску - 25%
3. Повышение в должности - 25%
4. Письменная или устная благодарность - 37,5%
При этом очень редко используются, какие либо дисциплинарные взыскания. Так отметили 43,75% респондентов.
Так же был задан вопрос о том, какие факторы позволяют успешно функционировать вашей организации. И опрошенные респонденты отметили, что это зависит от следующих факторов:
1.Высокий уровень образования работников - 31,25%
2.Сплоченность коллектива - 62,5%
3.Хороший управляющий - 50%
4.Высокий уровень технической оснащенности - 37,5%
5.Выгодные коммерческие связи - 31,25%
В ходе опроса был задан вопрос о том, должны ли присутствовать в сотруднике лидерские качества. И в результате получилось, так что мнения разделились поровну. Так же узнавалось про неформального лидера, и тут все единогласно ответили, что его нет.
Из проведенного исследования, можно сделать вывод, что лидер должен выполнять следующие функции:
·Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культуру.
·Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность организации (посредством мотивации и обучения персонала).
·Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности организации.
Организация хорошо функционирует лишь при наличии высоко организованного коллектива и соответственно лидера, умеющего делать это. Главными качествами, присущими лидеру являются способность ладить с людьми, организовывать их труд и побуждать к действиям.
Из опроса видно, что лидер в данной организации создал благоприятную обстановку для работы сотрудников. Большинство опрошенных (81,25%) респондентов считают, что стиль управления их лидера оптимален, меньшинство считают (6,25%), что его надо изменить, остальные (12,5%) же решили остаться при своем мнении и не высказываться.
2.3. Анализ стиля руководства в организации и его влияния на эффективность управления персоналом
Тест позволил оценить стиль руководства в данном отделе организации, соотношение в нем демократических и административных факторов.
Характеризуя стиль
руководства в отделе можно сказать, что в нем сочетаются авторитарный стиль,
основанный на указаниях, а также демократический стиль, основанный на предоставлении
широких прав в принятии решений, проявлении
инициативы, в зависимости от ситуации.
Однако директивные указания не всегда
объясняются и не подлежат обсуждению,
они должны быть выполнены и только лишь.
А вот при проявлении инициативы специалистами
банка, она не всегда находит поддержку
у руководства. На формирование стиля
руководства оказывают влияние уровень
иерархии управления, вид деятельности,
и, разумеется, конкретные ситуации. Руководитель
предпочитает преимущественно механизмы
влияния, которые апеллируют к потребностям
более высокого уровня: потребности к
принадлежности, высокой цели, автономии
и самовыражения. Руководитель избегает
навязывания своей воли подчиненными,
старается решать дела, советуясь с подчиненными,
охотно прислушивается к мнению других,
многие вопросы целиком выносит на обсуждение
коллектива, а единолично решает только
самые срочные, оперативные. К подчиненным
такой руководитель чаще обращается с
просьбой, советом, рекомендациями. Реже
– приказывает. Требователен, но справедлив,
старается создать хорошие отношения
в коллективе, а когда нужно - отстаивает
их интересы. В общении с подчиненными
всегда вежлив и доброжелателен, регулярно
оповещает их о трудностях, о положении
в коллективе. Старается окружить квалифицированными
специалистами, стремиться, чтобы подчиненные
работали самостоятельно.
Следует отметить, что
демократический стиль
Основными критериями эффективности данного стиля выступают: достижение целей, выполнение заданий, гуманистические факторы.
Совмещение руководителем авто
Несмотря на достаточно большую степень ориентированности на достижение высоких производственных результатов и на заботу о коллективе можно выделить недостатки данного стиля руководства: высокая требовательность к подчиненным, что часто отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, частое отсутствие поддержки инициативы работников, не учет личных качеств и особенностей работников.
Таким образом, стиль руководства на данном предприятии характеризуется в целом жесткостью в деле и мягкостью по отношению к людям. Эффективность данного руководителя достаточно высока, он требователен и строг со своими подчиненными в отношении дисциплинированности, своевременного выполнения заданий, но стремится проявить заботу по отношению к ним в психологическом и финансовом планах. Это способствует нормальному психологическому климату в коллективе, настрою работников, которое обеспечивает доброжелательное отношение сотрудников к клиентам банка и в целом повышает производительность.
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля руководства в ООО «ПРОФИНДУСТРИЯ-ЦЕНТР»
На основе анализа стиля руководства персоналом в отделе обслуживания клиентов было выявлено сочетание в нем элементов демократического и авторитарного стилей управления. Но, несмотря на достаточно большую степень ориентированности на достижение высоких производственных результатов и на заботу о коллективе были выявлены недостатки данного стиля руководства: высокая требовательность к подчиненным, что часто отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, обуславливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, не учет личных качеств и особенностей работников.
Для эффективной работы персонала отдела обслуживания клиентов важно, чтобы каждый из членов коллектива, работал на достижение единой цели, кроме того, важное значение будет иметь психологический климат в коллективе.
На основе проведенного
исследования была разработана, и предложена следующая система рекомендаций
для руководителя отдела обслуживания
клиентов:
- объективно оценивать свои возможности
и развивать в себе недостающие качества,
которые способствовали бы повышению
авторитета и позволили бы быть образцом
для подражания (например, внимание к проблемам
других людей, честность, умение выслушать);
- в зависимости от ситуации использовать
различные методы руководства, однако
придерживаться больше демократического
стиля, и при решении общих задач учитывать
мнение сотрудников, это будет повышать
эффективность руководства в различных
ситуациях;
- быть требовательным не только к окружающим,
но и к себе, стремиться совершенствоваться;
- искать подход к каждому из сотрудников,
учитывая его личные особенности, деловые
качества;
- адаптировать свой стиль для конкретной
ситуации,
ориентировать его на реальность;
- стремиться конструктивно использовать
любые, даже конфликтные ситуации, не боясь
риска и ответственности;
- проявлять гибкость и умение идти на
компромисс при убеждении других, поскольку
гибкость стиля является важным признаком
качества менеджера;
- вести регулярную работу по оценке и
созданию положительного морально-психологического
климата. Психологический климат коллектива,
обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях
людей друг к другу и к общему делу, этим
все же не исчерпывается. Часто в коллективе
появляются люди, которые недовольны какими-либо
аспектами деятельности коллектива или
отдельных личностей. В этом случае личная
неприязнь, излишняя принципиальность
и т.п. могут послужить причиной или поводом
для возникновения конфликта. Поэтому
руководитель должен постоянно вести
регулярную работу по оценке и созданию
положительного морально-психологического
климата. Это будет способствовать повышению
эффективности работы персонала;
· развивать интеллектуальные, организаторские,
психологически-коммуникативные способности,
которые, несомненно, будут сказываться
на эффективности управления персоналом;
· стремиться к увеличению производительности
и эффективности производственного процесса,
в том числе контроля.
Подводя итог, можно заключить, что
каждый руководитель любого ранга и
независимо от численности группы имеет
свои индивидуальный стиль руководства,
который в большей степени
зависит от его личных качеств.
Информация о работе Лидерство и наиболее эффективный стиль руководства