Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:15, курсовая работа
Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей.
Лидерство – комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:
- ассоциация с человеческими качествами;
- процессом, в котором «ведут ведомых»;
- результат деятельности человека
ВВЕДЕНИЕ
1. Лидерство
1.1 Сущность лидерства
1.2 Подходы к изучению лидерства
1.3 Концепции лидерства
1.4 Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры
2. Руководство
2.1 Сущность руководства
2.2 Уровни руководителей
2.3 Стили руководства
3.Лидеры и руководители
3.1Типология лидеров и руководителей
Руководитель или лидер? Сравнительный анализ понятий
3.3 Исследование власти и лидерства в ООО ЧОП «СТРОНГо»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Процесс влияния через способности и умения
или другие ресурсы, необходимые людям,
получил название неформального лидерства.
Неформальный характер лидерской позиции
в большей степени обусловлен использованием
личностной основы власти и источников,
ее питающих. Идеальным для лидерства
считается использование эффективного
сочетания обеих основ власти.
Проблемы лидерства являются ключевыми
для достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного набора качеств,
приписываемых тем, кто успешно оказывает
влияние или воздействует на других.
С другой стороны – это процесс преимущественно
не силового воздействия в направлении
достижения группой или организацией
своих целей. Лидерство представляет собой
специфический тип управленческого взаимодействия,
основанный на наиболее эффективном сочетании
различных источников власти и направленный
на побуждение людей к достижению общих
целей.
2. РУКОВОДСТВО
2.1 Сущность руководства
Управление – необходимый вид деятельности. Оно осуществляется руководителем
или менеджером.
Обычно руководителя характеризуют по
его роли в организации. В социологии роль
определяется как поведение, которое ожидается
от человека, занимающего определенное
положение и обладающего определенным
статусом (12).
Руководитель занимается управлением
– это его основная функция. Управление
нередко рассматривают как процесс планирования,
организации, мотивации и контроля, необходимый
для того, чтобы сформулировать и достичь
цели организации.
2.2 Уровни руководителей
Руководителей традиционно делят на группы.
1. Технологический уровень – ежедневно
осуществляющиеся операции и действия.
2. Управленческий уровень – координирует
работу внутри организации, согласовывая
разные формы деятельности.
3. Институционный уровень – занимаются
разработкой долгосрочных планов, установлением
целей, изменениями политики организации,
ее связями с другими организациями.
Эти группы соответствуют 3 уровням управления:
1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее
звено.
Рассмотрим характеристики каждого уровня.
Руководители низового звена. Руководители
низового звена, или первого ранга имеют
много общего независимо от того, в какой
сфере они работают.
Руководители этого ранга выполняют следующие
функции:
v осуществляют контроль за выполнением
производственных заданий;
v постоянно поучают информацию о ходе
выполнения заданий;
v распоряжаются выделенным им сырьем
и оборудованием, несут ответственность
за его сохранность;
v распределяют задания среди работников.
Руководители этого ранга занимают должности,
имеющие следующие названия: мастер, бригадир,
сержант, заведующий отделом, старшая
медсестра, старший специалист и т.д. Этот
уровень управления присутствует во всех
организациях. В среднем срок выполнения
заданий руководителем такого уровня
небольшой – около 2-3 недель.
Как правило, этим руководителям в основном
приходиться общаться со своими подчиненными,
что требует от них соответствующих качеств,
которые должны учитываться при приеме
на работу.
Руководители среднего звена. В большой
организации, имеющей несколько уровней
управления, может быть и несколько уровней
руководящего среднего звена. Чаще всего
их 2 – верхний и низший.
К этим должностям относятся: заведующий
отделом, декан в общеобразовательном
учреждении, директор филиала, менеджер,
армейские офицеры от лейтенанта до полковника.
Руководители этого ранга возглавляют
крупные подразделения организации, например
отдел.
Руководители среднего звена выполняют
следующие функции:
v выполняют работу руководителя высшего
звена, если этой должности переданы соответствующие
полномочия;
v принимают решения по работе своего подразделения;
v определяют возникающие проблемы, выносят
их на обсуждение;
v организуют разработку предложений по
улучшению работы;
v подготавливают информацию для вышестоящего
руководителя и для своих подчиненных;
v доводят решения вышестоящего руководителя
до своих подчиненных, реализуют их.
Руководители этого звена характеризуются
тем, что они наиболее часто подвергаются
перестановке, а их должности наиболее
часто сокращаются, видоизменяются. Большая
часть их рабочего времени проходит в
переговорах с другими руководителями.
Руководители высшего звена. Это самый
малочисленный слой руководителей по
сравнению с другими звеньями. В организации
руководителей высшего звена всего несколько
человек.
Общими для всех руководителей высшего
звена являются следующие функции:
v принимают важнейшие решения;
v выполняют больший объем работ в высоком
темпе;
v постоянно находятся в плену своих проблем
и на работе и дома (13).
Бывают случаи ухудшения работы руководителей.
Это нередко связано с разными вещами.
Следует учитывать характеристики, показывающие
начало деградации руководителей. К ним
нередко относят:
1) основным мотивом занятия вышестоящей
должности является получение высокого
жалования;
2) руководителя начинают больше всего
волновать «символы» его должностного
положения;
3) руководитель теряет интерес к улучшению
положения своих подчиненных и заботится
только о себе;
4) руководитель отгораживается от коллектива,
теряет общение с подчиненными, не проявляет
интереса к информации;
5) руководитель начинает скрывать свои
мысли и чувства от подчиненных;
6) руководитель утрачивает возможность
видеть перспективу и перестает поддерживать
предложения по изменению работы;
7) руководитель теряет веру в успех своего
дела, перспективы фирмы. (13).
2.3 Стили руководства
Под стилями руководства психологи понимают
индивидуально-типические особенности
целостной, устойчивой системы способов,
методов, приемов воздействия руководителя
на коллектив с целью эффективного и качественного
выполнения управленческих функций (7).
Использование руководителем навыков
профессионального общения наиболее ярко
проявляется в стилях руководства. Существуют
различные подходы к оценке этих стилей.
Самой распространенной классификацией
стилей руководства является использование
следующих:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) либеральный.
Характеристики известных в психологии
стилей руководства рассмотрим в схематическом
виде – таблица 2.
Таблица 2. Стили руководства
Общие психологические характеристики руководителя |
Отношение к подчиненным |
Характеристики групповых отношений |
I. Авторитарный стиль | ||
Руководитель часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов |
Официальность в общении. Не склонен считаться с мнением других |
Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность |
II. Демократический стиль | ||
Руководитель активен, ровен в общении, самокритичен |
Главная черта – постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности |
Минимум агрессивность друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества |
III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль | ||
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности |
Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на стихийности |
Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, плывет по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты |
Компетентный, авторитетный
руководитель, имеющий отработанные
навыки профессионального общения
с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический
климат и сплачивает сотрудников для выполнения
организационных целей.
Ориентация каждого руководителя, несмотря
на однотипность целей, может расходиться.
Один из руководителей в большей степени
нацелен выполнить задачи, не обращая
внимания на проблемы человека и его потребности.
Другой больше внимания уделяет человеческому
фактору, часто в ущерб выполнению профессиональных
требований.
Существует типология руководителей по
2 основным критериям:
- внимание к людям;
- ориентация на цель организации.
Эта типология носит условный характер
(рис. 2).
1. Демократ. Заботится больше всего о состоянии
межличностных отношений в рабочей группе.
Слабо учитывает потенциальные возможности
работников. В связи с этим не всегда наилучшим
образом выполняет задачу.
2. Диктатор. Основная ориентация – решение
профессиональное задачи оптимальным
способом и в срок. Проблемы человека его
не интересуют. Считает, что для решения
управленческой задачи основой являются
профессиональная подготовка.
3. Пессимист. Мало внимания уделяет решения
задачи и больше интересуется потребностями
и возможностями человека. В руководстве
группой придерживается анархического
стиля, считая, что работа в одиночку значительно
эффективнее коллективных действий.
4. Организатор. Сочетает в себе все качества
руководителя творческой группы. Дает
возможность каждому работнику, проявить
инициативу и творчество. Решение управленческих
задач под руководством такого лидера
осуществляется самым рациональным путем.
5. Манипулятор. Основной задачей своей
деятельности считает улаживание отношений
внутри группы. Умеет гасить острые моменты
в отношениях между людьми. Считает, что
согласованность действий членов рабочей
группы является основным условием решения
задач управления.
3. Управление лидерством в организации
Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?
Несмотря на отсутствие
однозначного ответа на данный вопрос,
имеющиеся теоретические и
1. Выявление лиц с
прирожденными и (или)
Существует несколько
способов выявления лидерских
Известный американский исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие. Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:
1) непрерывное
2) ориентация на служение другим;
3) излучение положительной
энергии, доброжелательность и
уклонение от восприятия
4) вера в других;
5) рациональное распределение времени и усилий;
6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие жизни как приключения;
7) самокритичность,
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
2. Развитие лидерства
— целенаправленное
a) выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
b) развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся прежде всего профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект, который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.;
c) обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
d) приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы.Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.
3 Тесная увязка и
интеграция индивидуальных
4. Сочетание в деятельности
руководителя формального и
5. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства. Интеграция лидеров предполагает обеспечение лояльности существующих руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и целесообразно, лидерства.
Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п. Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.
Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер — последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д.
Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно их будущего.