Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:15, курсовая работа
Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей.
Лидерство – комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:
- ассоциация с человеческими качествами;
- процессом, в котором «ведут ведомых»;
- результат деятельности человека
ВВЕДЕНИЕ
1. Лидерство
1.1 Сущность лидерства
1.2 Подходы к изучению лидерства
1.3 Концепции лидерства
1.4 Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры
2. Руководство
2.1 Сущность руководства
2.2 Уровни руководителей
2.3 Стили руководства
3.Лидеры и руководители
3.1Типология лидеров и руководителей
Руководитель или лидер? Сравнительный анализ понятий
3.3 Исследование власти и лидерства в ООО ЧОП «СТРОНГо»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства — подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его нравственных качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к которым он побуждает, и т.п.
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются, обусловливая новые потребности в соответствующих лидерских качествах. Факторами эволюции качеств лидера можно считать:
· изменение внешних условий;
· возникновение новых проблем;
· внутренние изменения организации;
· изменения индивидуальных и групповых ожиданий и интересов в организации;
· изменение ожиданий и интересов самого лидера.
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
1) повышение эффективности лидерства;
2) постепенное падение эффективности деятельности лидера;
3) полная утрата лидером способности к выполнению собственных функций.
Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из этапов его лидерства зависят от многих социально-психологических факторов, но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: (1) постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность, сомоконтроль и самокритичность; (2) поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации.
И тем не менее для
любого лидера наступает время, когда
надо освободить место для нового
лидера, в котором нуждается
Проблема лидерства в организации
Лидер и руководитель проходят разные пути выдвижения. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Так как это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху». Образно говоря, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же — вектором противоположного направления.
Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:
— лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;
— лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;
— лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;
— руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
— процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;
— сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.
Но при всех типичных различиях можно указать на имеющееся иногда совмещение роли лидера и руководителя. В таком случае руководитель-лидер, как свидетельствуют исследования деятельности успешных организаций, проведенные учеными Мичиганского университета, характеризуется следующими параметрами:
1. По сравнению
с детализированным, конкретным
управлением работниками,
2. Управленческой
работе уделяется больше
3. Много внимания уделяется планированию работ и решению специальных задач.
4. К процессу
принятию решений регулярно
5. Используется
такой подход к работнику,
Важно отметить, что разные работники по-разному влияют на функционирование коллектива. Успех в деятельности руководителя заключается в его способности совмещать требования к успешной работе с персональным подходом к работникам, поощряемым и уважаемым за их вклад в производственную деятельность.
Мотивация персонала организации. Теории мотивации, материальные и нематериальные стимулы, система непрерывного обучения, обучающаяся организация, модульный подход к обучению менеджеров. Роль и функции руководителей. Лидерство и роли лидеров, черты и стили их поведения. Межличностные отношения и коммуникации в организациях. Управление конфликтами. Стимулирование конструктивных конфликтов. В составе функции руководства (лидерства) рассматриваются универсальные управленческие действия, связанные с мотивацией персонала, руководством деятельностью людей, а также с управлением межличностными отношениями и коммуникациями. Это предопределило состав вопросов, рассматриваемых в главе. Внешняя среда
характеризуется как В первой группе представлены организации и люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конку ренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и пр. В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры факторов деловой среды организации: • сложность рынка, определяемая тем, насколько рынок влияет на способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации; • степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий со стороны предприятия; • определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке; • соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для предприятия; • характер отношений с другими организациями, определяющий предсказуемость требований и запросов с их стороны, наличие прямых или опосредованных связей, степень зависимости от них и т.д. (см.: Хант Дж. У. Управление людьми в компаниях: Руководство для менеджера. М.: Олимп-Бизнес, 1999. С. 201). Во второй группе переменных внешней среды находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. В их составе отметим в первую очередь такие группы факторов, как политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические. Рассмотрение содержания каждой из этих групп позволяет определить силу и возможное направление их воздействия на деятельность организации. Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Смена программ правительства может вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в экономику. Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового внутреннего продукта и продукции отраслей, оплата труда, производительность и эффективность. Появление в результате структурной перестройки новых сфер деятельности с высокими показателями прибыльности и эффективности может оказать негативное влияние на положение организации из-за снижения инвестиций в ее отрасль. Изменение систем и размеров оплаты труда в экономике в целом или в конкретной отрасли может потребовать радикального пересмотра стратегии управления персоналом. В этой группе факторов следует рассматривать и другие экономические параметры, например: ситуацию с предложением денег, кредитно-денежную и налоговую политику, наличие рабочих мест и уровень безработицы, динамику доходов населения, размеры инфляции и т.п. Рост инфляции сокращает покупательную способность населения и таким образом влияет на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности клиентов организации и т.д. Анализ демографических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициентам смертности и рождаемости, динамики спроса и т.п. Сокращение коэффициента рождаемости, например, может в какой-то период времени привести к снижению спроса на детские вещи, игрушки, учебники, детские сады и школы. Тенденция к старению общества заметно меняет вкусы населения и характер его покупок, увеличивая потребность в более удобных, но менее модных вещах, повышая спрос на определенные медицинские препараты, учреждения, социальное обслуживание. Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Он отражает определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда. Например, при концентрации
внимания общественности на идее социальной
ответственности бизнеса Группа технологических факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли и в известном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Все это в конечном счете предопределяет способность компании быстрее других применять новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации. Анализ географических факторов становится особенно актуальным в условиях нарастающей глобализации, когда мир все чаще воспринимается как единое целое, не разделенное на части отдельными государствами. Национальные границы теряют свое значение при определении масштабов распространения деятельности организаций, которые широко используют мировые технологические достижения и информационные технологии, принимают на работу людей из разных стран, ориентируют свой бизнес на удовлетворение потребностей людей разных национальностей и культур. Все это существенно влияет на формирование организаций, а к их менеджменту предъявляются требования учитывать разнообразие мира, людей и культур. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует определенный набор человеческих
качеств, которые были перечислены выше,
составляющие основу организаторских
способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника,
поэтому руководителем человек может
становиться в относительно раннем возрасте.
В заключение следует остановиться на
тех моментах, которые определяют эффективность
работы менеджера.
Ряд из них зависит от него самого и связан
либо с умением управляющего организовать
свою деятельность и деятельность подчиненных,
либо с его отношением к ним. Так, положительно
влияет на эффективность деятельности
умение ее планировать, правильно определять
порядок важности и срочности дел, последовательность
выполнения операций, количество принимаемых
решений. На эффективность работы менеджера
влияет умение использовать возможности
подчиненных, знание их, вера в сотрудников,
способность откровенно с ними разговаривать,
постановка задач вместо непосредственного
руководства.
Отрицательно влияет на результативность
работы менеджера отсутствие уважения
коллег при обсуждении и решении важнейших
вопросов, присвоение себе результатов
работы коллектива, пристрастное отношение
к сотрудникам.
Однако в некоторых случаях эффективность
работы руководителя зависит от подчиненных.
Например, если они плохо проработали
вопрос или боятся сами принимать решение,
то часто бегают за консультацией к шефу,
отвлекая его от других более важных дел.
То же бывает, если подчиненные не знают
точно своего задания и взваливают на
себя работу, с которой не могут справиться,
и руководитель вынужден им помогать,
чтобы не “завалить” дело. Во многом это
происходит, кстати, от неумения планировать.
Сложности для руководителя возникают
и в том случае, когда подчиненный не умеет
с ним разговаривать, толком объяснить
свои проблемы и желания, но постоянно
ожидает указаний и инструкций.
Лидерство, как и управление, является
до некоторой степени искусством. Возможно,
это и есть причина того, почему исследователям
не удалось разработать и обосновать единую
теорию. Ситуационный подход подошел,
на мой взгляд, ближе всего к решению данной
проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит
от ситуации. В некоторых из них менеджер
добивается эффективности, структурирую
задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку,
в других руководитель допускает подчиненных
к участию в решениях производственных
проблем, в третьих – безболезненно меняет
стиль под нажимом начальства или обстоятельств.
В любом случае стиль настоящего лидера
должен быть гибким орудием эффективного
управления производством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент»,
2001 г.
2. Вудкок М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный
менеджер», 2004 г.
3. Ласкон М.Х. «Основы менеджмента», 2003
г.
4. Щекин Г.В. «Основы кадрового менеджмента»,
2002 г.
5. Грачев М.В. «Суперкадры», 2006 г.
6. Старобинский Э.Е. «Как управлять персоналом»,
2006 г.
7. Розанова В.А. «Психология управления»,
2000 г.
8. Кочеткова А.И. «Психологические основы
современного управления персоналом»,
2005 г.
9. «Психология управления», курс лекций,
2006 г.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»,
2005 г.
11. Лавриненко В.Н. «Психология и этика
делового общения», 2001 г.
12. Нейл С. «Социология», 2004 г.
13. Шкатулла В.И. «Настольная книга менеджера
по кадрам», 2006 г.